25 июля 2023 г.

Ранее считалось, что игры помогают осваивать новые навыки и тратить избыток энергии. Сейчас представления изменились — считается, что игры в целом поддерживают способности учиться новому и развивать когнитивные способности, усложнять свое поведение. Некоторые ученые считают, что у людей есть базовая потребность в игре, наряду с потребностью в признании или самореализации.

Все видеоигры можно поделить на 2 типа: где внимание акцентируется на точности и скорости движений и где упор делается на умственной и когнитивной активностях. Согласно опросу, проведенному онлайн-школами, первый тип игр предпочтителен для 31% геймеров, тогда как второй — для 69%. Также существует 2 формата видеоигр: онлайн, где есть возможность играть с другими игроками, и оффлайн, где ставка делается на одиночное прохождение. В этом случае предпочтения геймеров равны 41% и 59% соответственно.

Исследование дало ответ, какие навыки приобрели геймеры играя в видеоигры. Так большинство (65%) развили свое воображение и креативность. 60% — реакцию и ориентацию в пространстве. Чуть меньше (59%) натренировали свое стратегическое мышление и логику, а 56% — способность к аналитике. Умение быстро запоминать и воспринимать новую информацию приобрели 52% респондентов. 36% научились работать в команде, а четверть (25%) прокачали общительность и коммуникативные навыки.

Важно понимать, что положительное влияние — это не свойство игры как таковой, развивающий потенциал игры закладывает автор в ее дизайне. И он не одинаков для разных игр. Чем сложнее игра, чем больше в ней разнообразных механик и взаимодействий с другими, тем больше пользы она может принести. По мнению психологов, навыки, которые геймеры приобретают в играх, проявляются в реальном мире естественным образом, для этого не надо ничего делать специально. Если у человека есть желание играть ради развития конкретных навыков, нужно анализировать каждую свою игру на предмет того, какие ошибки были допущены в процессе и как можно их исправлять. Это поможет ускорить образовательный эффект игры.

Проанализировав результаты опроса можно сделать вывод, что онлайн-игры подходят преимущественно для развития коммуникативных навыков. В остальном они проигрывают играм, где нужно играть в одиночку. Несмотря на это, онлайн-игры это место, где многие геймеры могут найти друзей. Так 72% респондентов заявили о том, что у них есть друзья, с которыми они познакомились благодаря совместной игре.

Помимо этого можно выделить то, что игроки, которые играют в игры с акцентом на точность и скорость движений, в 2.1 раза реже заявляли о приобретении полезных навыков или черт характера по сравнению с играми, где внимание направлено на умственную и когнитивную активности.

В заключение Мария Данина, кандидат психологических наук отметила, что каждая игра уникальна и развивает то, что спроектировал создатель. Кроме того, видеоигры выпускаются прежде всего для получение людьми удовольствия, а развитие может быть лишь побочным эффектом, но не является основной целью игры. Польза, которую можно получить, играя в видеоигру, зависит в большей степени от ее дизайна и от того, как в нее играет конкретный игрок, насколько он мотивирован развивать какие-то качества.

Источник: Пресс-служба компании Ultimate Education