6 февраля 2024 г.
6 февраля 2024 г. в рамках форума «Цифровая экономика», проходящего на выставке «Россия», состоялась пленарная сессия «Главные достижения цифровой экономики России». Она была разделена на блоки — в каждом выступили представители госорганов и бизнеса.
Открыли сессию вице-премьер Дмитрий Чернышенко, глава Минцифры Максут Шадаев и губернатор Московской области Андрей Воробьёв.
«Сегодня мы хотим представить результаты реализации нацпрограммы „Цифровая экономика“ — большой, масштабной, амбициозной. Она реализуется с 2019 года. В ней участвуют более 50 федеральных ведомств и все регионы, — этими словами Максут Шадаев открыл сессию. — Программа действует до конца года, но мы уже можем подвести основные итоги и сформулировать себе задачи на следующий период».
Дмитрий Чернышенко отметил: «Потребность в ИТ-кадрах сохраняется, но мы ежегодно увеличиваем количество бюджетных мест в высших учебных заведениях. В 2023 году оно выросло до 470 тыс. Ежегодно растёт и количество ИТ-специальностей, охватывая всё новые направления современного ИТ-образования. Бесплатные курсы программирования проходят более 250 тыс. школьников и студентов колледжей, а на „цифровых кафедрах“ в вузах учатся 278 тыс. студентов. К 2024 году на бюджетные места по ИТ-специальностям планируется принять не менее 500 тыс. человек».
По словам вице-премьера, сегодня уже 110 млн человек имеют подтверждённые учётные записи и активно пользуются порталом Госуслуг: «За прошлый год на нём было оказано свыше 340 млн услуг. Ежедневная аудитория портала в 2023 году превысила 11 млн человек. Наша ИКТ-отрасль находится в стадии нового технологического рывка. Мы ежегодно наблюдаем рост трафика на
Он подчеркнул: «Цифровая трансформация — это наше достижение. Россия не просто следует трендам, но и сама задает их. Это стало возможным благодаря технологическому заделу, который мы накопили и проработали в рамках нацпрограммы „Цифровая экономика“».
«Цифровизации ради цифровизации быть не должно, — считает Андрей Воробьёв. — Поэтому для нас цели цифровой трансформации — это удобство для человека и эффективность государства. Мы стремимся, чтобы каждый год было меньше посещений МФЦ. И количество очных обращений постепенно снижается. Если в 2021 году их было 15,2 млн, то в 2023 году — уже 12,3 млн. Этого удалось достичь благодаря цифровизации услуг. Количество обращений за онлайн услугами постепенно растёт — с 25,4 млн в 2021 году до 30,2 млн в 2023 году».
По его словам, в Московской области более 30 проектов с технологиями искусственного интеллекта, а экономический эффект внедрения ИИ за 3 года составил около 1,6 млрд рублей.
Телеком
Дмитрий Угнивенко, замминистра Минцифры, рассказал о российском телеком-рынке: «Рынок телекоммуникаций в России высококонкурентен. Более 9 тыс. операторов предоставляют полный спектр телекоммуникационных услуг. Нам удаётся поддерживать цены на эти сервисы одни из самых низких в мире. В рамках проекта „Устранения цифрового неравенства“ нам удалось реализовать совместное использование инфраструктуры, построенной за счёт государства. На всех базовых станциях формата LTE — 2 и более оператора связи. Более 15 млн переходов абонентов между операторами мобильной связи с сохранением номера».
Алексей Шелобков, генеральный директор YADRO и БЮРО 1440 (ИКС Холдинг), считает: «Мы не находимся в конкуренции между компаниями. Современный мир — это конкуренция экосистем стран. Страны соревнуются своими фундаментальными технологиями, чемпионами во всех средах — от технологий до телекоммуникаций и финтеха. Мы создаем настолько сложные системы, для которых нам необходимо достигать прорыва в таких комплексных областях, как робототехника, микроэлектроника, спутниковые технологии. Это задачи, которые требуют фундаментальных прикладных знаний.
Мир будущего — это абсолютно взаимосвязанный мир. Это мир, в котором гибридная связь, гибридные коммуникации, гибридные вычисления дают уникальные возможности спасать жизни, управлять удалённо объектами, использовать данные, полученные в удалённых местах для немедленного принятия управленческих решений, обучать системы искусственного интеллекта».
Госуслуги и цифровые сервисы
Сергей Цветков, замминистра Минцифры, привел цифры по платформе «Госуслуги»: «Ежедневная аудитория портала выросла в 5 раз с 2019 года.
- Госуслуги вошли в топ-5 экосистем в РФ по трафику;
- На Госуслугах — 110 млн человек, 90% граждан старше 14 лет — это пользователи портала;
- 60% граждан старше 14 лет получают цифровые госуслуги;
- 2/3 всех услуг можно получить в электронном виде;
- Женщины пользуются порталом чаще мужчин. В 2023 году они подали 60,1% заявлений;
- Робот Макс изменил поведение людей при поиске услуг. Теперь более 50% пользователей портала обращаются именно к нему, а не к каталогу».
Он рассказал и о трендах в развитии госуслуг:
- Услуги будут предоставляться в момент обращения;
- Услуги должны быть нативными и понятными — заполнять данные вместе с роботом голосом или текстом;
- Сервисы госуслуг можно получить в коммерческих экосистемах — в соцсетях, банках или агрегаторах;
Олег Качанов, замминистра Минцифры, привел такие факты и цифры:
- Платформа обратной связи — неотъемлемая часть экосистемы Госуслуг. Через Платформу обратной связи «Госуслуги Решаем вместе» можно направить обращение в 146 тыс. организаций и ведомств по более чем 400 категориям. Рассмотрено уже 14,2 млн сообщений, 76% пользователей удовлетворены ответами;
- В приложении «Госключ» выдано 9,7 млн электронных подписей и подписано 8,8 млн электронных документов;
- Документы становятся цифровыми. В приложении на Госуслугах есть QR-коды паспорта, водительского удостоверения, СТС. Любители футбола оформили уже 1,6 млн Карт болельщика, а подростки — 9,6 млн Пушкинских карт;
- Более 8 млн граждан подтвердили учётные записи на платформах агрегаторов и в соцсетях через Госуслуги;
- Приложение «Госуслуги Дом» установили 2,7 млн человек. Они подали 1,5 млн показаний счётчиков, оплатили 1 млн счетов ЖКУ, направили 720 тыс. обращений в управляющие компании и создали 80 тыс. домовых чатов.
Станислав Близнюк, председатель правления «Тинькофф Банка», уверен, что нужно и дальше развивать партнёрство государства и бизнеса: «Бизнес должен иметь возможность инвестировать в развитие новых государственных сервисов в интересах граждан. Чем больше людей будет пользоваться сервисами, тем больше будет расти качество жизни».
Андрей Белевцев, вице-президент по технологиям ПАО «Сбербанк России» представил свой взгляд на развитие и области применения нейросетей:
- Сформулировать ключевые мысли и рассказать содержание текста. Я думаю, каждый сталкивался с тем, что приходят огромные документы и хочется понять сначала, надо читать или нет. Здесь ответ можно получить за 1 минуту;
- Ответить на вопросы по документу. Функция сильно упрощает любую задачу;
- Сравнить документы и сделать выводы. Можно даже попросить модель поспорить саму с собой, исходя из двух позиций;
- Сгенерировать картинки и видео по тексту. Визуализировать можно любую идею;
- Сгенерировать код. Порядка 25% кода, который мы сейчас создаём внутри компании, генерируются автоматически.
Гособлако
«Гособлако — инфраструктура, которая позволяет всем тем сервисам, о которых говорили предыдущие спикеры, работать, — пояснил Евгений Филатов, замминистра Минцифры России. — Это ИТ-инфраструктура и немножко платформенных сервисов. Мы стали делать Гособлако в 2019 году, а до этого все ведомства развивали свою инфраструктуру самостоятельно.
- Сейчас более 40 ведомств используют ресурсы Гособлака. Это более 100 информационных систем;
- Государство экономит на ИТ- инфраструктуре за счёт использования Гособлака более 50%;
- 8 центров обработки данных (ЦОД) в 4 городах;
- Электронный документооборот (ЭДО) для 17 тыс. муниципальных организаций — 60 тыс. пользователей в 89 регионах;
- 48 федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) подключены к центру хранения электронных архивных документов;
- 55 ведомств и 60 регионов используют государственные коммуникационные сервисы. Это 500 тыс. пользователей;
- Мобильность — активно появляются отечественные решения: 8 моделей планшетов, 5 смартфонов, 6 ОС;
- ОС „Аврора“ — защищённая отечественная платформа управления мобильными устройствами. Разработаны 70+ приложений. Пилот — 360 тыс. устройств. На ней была проведена Всероссийская перепись населения в 2020 году».
Кирилл Меньшов, старший вице-президент по информационным технологиям ПАО «Ростелеком», отметил: «Мы наблюдаем повсеместный переход в облака. Почти каждый новый продукт имеет облачное или SaaS-решение. Облачные платформы помогут высвободить ресурс ИТ-специалистов для цифровизации. Мы развиваемся и ставим перед собой цель достичь цифрового суверенитета».
Кадры в ИТ
«Одна из миссий, которую мы ставим перед собой, — проведение человека через весь путь его кадровой реализации, — сказал Сергей Кучушев, замминистра Минцифры России. — С момента, когда он оказался в школе, и до момента, когда он окажется, возможно, в большой компании или организует стартап.
- „Код будущего“ для школьников и студентов колледжей. За
2022-2023 годы более 100 тыс. человек обучено, более 150 тыс. обучается. 28 поставщиков курсов и более 200 курсов по программированию. За последние годы на 48% увеличилось количество школьников, которые выбирают ЕГЭ по информатике. - Увеличено количество бюджетных мест в вузах. В 2023 году более 126 тыс. человек поступили на бюджетные места на ИТ-специальности
- Цифровые кафедры в отраслевых вузах. Более 86 тыс. студентов завершили обучение, 160 тыс. обучаются, 850 образовательных программ
- Цифровые профессии. Более 300 тыс. человек освоили цифровые профессии. Каждый четвертый обучился при поддержке государства».
«Задача, которую мы решаем — выпускать не пользователей, а создателей, — заявила Дарья Козлова, директор по образованию Яндекс. Тех ребят, которые будут из идеи делать технологию, а из технологии — продукт. Мы не заменяем собой школу или университет. Мы видим себя партнерами по развитию мышления в мире ИТ.
- Каждый школьник должен иметь возможность понять, как устроена та или иная рекомендательная система. Важно, чтобы со школьной скамьи ученики включились в позицию проактивного понимания, как устроен мир ИТ.
- Мы хотим, чтобы топовое образование студентов было и в регионах. Поэтому нужно создавать школы, точки присутствия ИТ и сильной экспертизы в региональных университетах.
- Бурное развитие языковых моделей для нас — это шанс качественное образование сделать массовым и персонализированным. Это уникальная возможность, который мы должны пользоваться».
Информационная безопасность
«Ускоренное внедрение информационных технологий, перспективной связи, цифровизация госуслуг возможны только при обеспечении адекватного уровня информационной безопасности», — считает Александр Шойтов, замминистра Минцифры России. Он остановился на следующих моментах:
- Противодействие кибермошенничеству. Системы «Антифрод» и «Антиспам». Все крупные операторы мобильной связи внедрили функционал блокировки спам-звонков для абонентов. К системе «Антифрод» подключено более 700 операторов связи. Создана система мониторинга фишинговых сайтов «Антифишинг»;
- 100% федеральных органов исполнительной власти и госкомпаний создали подразделения по кибербезопасности;
- В 44 регионах проведены киберучения и отработано реагирование на киберинциденты;
- Налажен выпуск сертификатов безопасности на базе Национального удостоверяющего центра;
- 17 тыс. доменов обеспечены российскими сертификатами безопасности.
«С точки зрения безопасности значительная часть госсервисов держится на асимметричной криптографии, — отметил Андрей Чапчаев, генеральный директор АО „ИнфоТеКС“. — Система с квантовым распределением ключей. Сегодня Россия и её разработчики практически не отстают в этом направлении. Есть первые пилотные проекты с реализованными квантовыми сетями. Есть технологические процессы. Есть специальности, которые выпускают инженеров-оптиков в институтах. Есть учебно-методические комплексы для дополнительного профессионального образования. Государство уже сделало первые инвестиции в этой области и достигнуты первые результаты».
Источник: IT Channel News по материалам телеграм-канала Минцифры РФ