11 октября 2019 г.

Ирина Шеховцова

Глобальный альянс GeForce Now добрался до российского рынка: «облачный» гейминг стал доступен на ресурсе GFN.ru, который создала группа «Сафмар», ставшая российским партнером альянса Nvidia GeForce NOW. На территории РФ сервис планируется развивать вместе с «М.Видео-Эльдорадо» и с «Ростелекомом».

Принцип работы сервиса прост: пользователь запускает собственные игры в «облаке», управляя процессом с локального ПК, графику в «облаке» же обрабатывают серверы Nvidia RTX, картинку на свой компьютер на Windows или macOS геймер получает по стриму уже готовую. Для игры в таком режиме на локальном компьютере уже нет необходимости располагать мощной графикой, только нужно установить программу-клиент, но, разумеется, нужен быстрый и стабильный интернет-доступ со скоростью от 25 Мбит/c. Физически серверы, обеспечивающие работу сервиса, расположены в Москве, в дата-центре компании IXcellerate, о расширении которой CRN/RE писал. Задержка сигнала, конечно же, будет, но пользователь теоретически ее даже не почувствует ни на территории Москвы, ни на удалении до 500 километров от дата-центра. Как показало тестирование, на практике задержка оказывается в большинстве случае приемлемой даже на значительно большем расстоянии — до 750-800 километров, то есть в радиус доступности сервиса по ряд крупных городов — от Санкт-Петербурга и Ярославля до Воронежа и Смоленска.

«Облака» с видеоускорителями для ПК-гейминга актуальны для сегмента дата-центров. «„Облачный“ рынок демонстрирует прекрасные показатели роста в российских условиях — более 20% в год! — отмечает Дина Нуркаева, директор по маркетингу IXcellerate. — Однако новые драйверы для этого сегмента тоже нужны». Благодаря использованию «облачной» модели работы с графическими ускорителями высокое качество для современных игр станет доступным, возможно, без покупки аппаратных устройств — дорогостоящих приставок и видеокарт — видеоускорители будут доступны пользователям в аренду, но поставщики соответствующих сервисов — а за GFN.ru последуют и другие — будут, в свою очередь, арендовать ресурсы у дата-центров.

Новый сервис радует пользователей и беспокоит канал. Преимущества для геймеров понятны — теперь для запуска игр с приличными настройками графики нет острой необходимости приобретать дорогой компьютер с мощной графикой. Теперь для современного гейминга подойдет практически любой компьютер, отмечает Ирина Шеховцова, руководитель отдела коммуникаций российского представительства Nvidia, ключевым требованием для игры становится наличие стабильно высокоскоростного доступа к Сети. Цена «входного билета» в облачный гейминг на новейшей графике Nvidia составляет 999 руб. за месячную подписку на ресурсе GFN.ru (первые 2 недели — тестовые, бесплатные). Подписку можно уже сейчас приобрести на самом ресурсе и у его партнеров — в магазинах сети «М.Видео-Эльдорадо» и в личном кабинете интернет-провайдера «ОнЛайм», созданного «Ростелекомом» для работы с частными пользователями.

Производители игр новую ситуацию приветствуют, так как «облачный» сервис существенно расширяет аудиторию, которой становятся доступны современные игры. Например, Иван Живица, Head of PR (СНГ) компании Wargaming, отмечает, что новый сервис, в частности, позволяет пользователям компьютеров Apple присоединиться к многочисленной армии игроков World of Tanks на максимальных настройках. Аудитория пользователей Mac OS в российских условиях пусть невелика в процентном отношении, но в абсолютных цифрах значима даже для такого популярного проекта как «Танки». Также игрой на максимальных настройках смогут насладиться те пользовали, которые очень давно не обновляли свое игровое железо.

Другие сервисы для облачного гейминга

Ситуация, между тем, продолжает развитие после старта GFN.ru, который был представлен на «Игромире», причем развитие очень динамично. МТС объявила о запуске своего «облачного» сервиса на платформе Wasd.tv, созданного совместно со стартапом Loudplay, участником акселератора MTS StartUp Hub. Сервис оператора конкурирует с GFN.ru, только фирменный клиент, обеспечивающий взаимодействие с cloud-ресурсом, у МТС пока доступен только под Windows, а для Mac OS его обещают выпустить в ближайшем будущем. Первые 60 минут игры в сервисе МТС бесплатны, но дальше пользователю нужно платить от 30 руб. за час доступа.

«Облачный» геймерский сервис представил «Билайн» за 990 руб. в месяц. Правда, для доступа к Beeline Gaming нужно приобрести аппаратное устройство за 9900 руб., которое является игровой приставкой, что делает сервис в современном состоянии непрямым конкурентом для Wasd.tv и GFN.ru, не говоря уже о требовании значительных начальных вложений для доступа. Однако «Билайн» обещает представить рынку приложение для запуска игр в «облаке», доступное для компьютеров под управлением Windows.

Проекты, ориентированные на игровой сегмент, есть у «МегаФона» и у Tele2. Скорее всего, эти операторы в ближайшем будущем тоже представят «облачные» игровые сервисы для ПК-геймеров, аналогичные рассмотренным выше.

Причина, по которой крупные компании почти одновременно обратили внимание на сегмент, проста — российские геймеры все охотней тратят деньги на игры и сопутствующие сервисы. «Средний чек» российского геймера по итогам 2019 года вырастет на 8%, достигнув суммы почти в 4 тыс. руб., по данным компании Newzoo. Общая сумма соответствующих трат россиян достигнет двух млрд долл, по данным PricewaterhouseCoopers, правда, в эту сумму входят как ПК-игры, так и игры для мобильных устройств и траты на соответствующие приложения в социальных сетях. Однако стала очевидна сформировавшаяся у российского пользователя привычка платить за игровые удовольствия, что и привлекает компании, способные предложить дополнительные сервисы для гейминга, в том числе, и «облачные».

У «облачного» гейминга уже есть конкурент — игровые Р2Р-платформы, которые позволяют владельцам компьютеров с мощными видеокартами сдавать в аренду свои вычислительные мощности, а другим геймерам — пользоваться этими удаленными видеоускорителями по фиксированной цене 25 руб. в час. Сама платформа выступает в качестве «нишевого Uber», обеспечивая участникам простое взаимодействия, биллинг и т.д. На российском рынке, например, доступна такая платформа Drova. Если клиент и владелец видеокарты находятся в одном городе, то задержки при стриме картинки будут порядка 5 мс, как отметил Сева Вайнер, сооснователь и генеральный директор проекта Drova, что позволяет использовать сервис как отдельным геймерам, так и организаторам любительских турниров. Сервис по цене выгодней даже cloud-предложений, кроме того, он доступен на территории страны, куда «облачный» гейминг пока не дотянулся — на огромных территориях юга России, Кавказа, Нижнего Поволжья, Урала, Сибири, Дальнего Востока.

Новые возможности для канала?

Разумеется, канал озадачен новой ситуацией, которая, на первый взгляд, может привести к некоторому падению продаж игрового «железа». Правда, Nvidia отмечает, что облачный гейминг — это возможность расширить рыночные возможности как для самой компании, так и для ее партнеров.

«Форматы потребления продуктов и услуг меняются на наших глазах, и мы должны идти в ногу со временем, — отмечает г-жа Шеховцова. — Облачный гейминг — это не что иное, как еще один вариант доступа к графике GeForce — „GeForce в аренду“. Для классического канала продаж новый формат открывает массу возможностей интеграции и доступ к новым рынкам сбыта».

Может показаться, что растущая доступность «облачных» решений для ПК-гейминга и возможный рост популярности Р2Р-систем приведут к снижению продаж игровых компьютеров на российском рынке, однако такое вряд ли произойдет. Для начинающих геймеров и для пользователей с ограниченным бюджетом возможности cloud и Р2Р прекрасны, но хардкорным геймерам требуется больше! Пользователи, привыкшие к игровым компьютерам, вряд ли от них окажутся, отмечает Ирина Шеховцова.

Во-первых, «облачный» гейминг требует стабильной скорости интернет-соединения, которая доступна далеко не везде и не всегда, малейшие подвисания и притормаживания, на которые пользователь никак не сможет повлиять, создадут очевидные проблемы. Во-вторых, у доступа к игровой графике через «облако» ограниченные возможности «по картинке» — не более 1080p @ 60 fps, в то время как все больше хардкорных геймеров предпочитают играть с разрешением UltraHD. Заметим, что большинство разработчиков уже переработали свои популярные релизы под новое разрешение и выглядят они радикально лучше, чем предшественники, например, World of Tanks невероятно прекрасен в UltraHD и весьма реалистичен. В-третьих, игровые компьютеры обычно предоставляют пользователям дополнительные «фишки» — подсветку, окружающий звук, «саунд-радары» и т.д., которые части геймеров просто нравятся, а многие активно используют их в игровом процессе. Наконец, в-четвертых, современные видеокарты Nvidia пользователь может использовать как для игр, так и для креативных приложений — установив дополнительные драйвера на ПК можно использовать вычислительную мощность находящегося «на борту» GPU для обработки фото, видео и других креативных задач, что при сloud-доступе пока недоступно.

Можно предположить, что, скорее всего, распространение «облачного» гейминга станет драйвером для всего игрового рынка в ПК-сегменте. Как именно будет развиваться оперативная ситуация, пока сказать сложно — нужно посмотреть на микро-тренды, действующие в краткосрочной перспективе, как предположил г-н Живица — кроме того, пока сложно сказать, какая часть возросшего спроса на игровые ПК окажется подкреплена платежеспособностью пользователей, но спрос расти будет. Новые сервисы, радикально снижающие стоимость «входного билета» в мир современного гейминга, приведут к росту популярности ПК-игр среди самых широких слоев пользователей. По понятной причине, это уже в среднесрочной перспективе способно привести к увеличению людей, которым будут нужны мощные игровые ПК, а это увеличит спрос на геймерское «железо», что порадует всех игроков канала.

Заметим, что «облачный» гейминг вполне может стать драйвером как для ПК-игр, так и для игр мобильных. Сейчас вычислительные возможности любого ПК на порядки превосходят аналогичные параметры смартфонов, что влияет на зрелищность и качество игр. В среднем мобильная игра занимает геймера около четырех дней, говорит Виталий Стародубов, фаундер проекта Loudplay, в то время как ПК-игра — 3-4 месяца, среднее время одной игровой сессии — 5 и 80 минут, соответственно. Доступ к топовым ПК-играм с мобильных устройств вполне возможен при использовании «облачных» вычислений, уверен г-н Стародубов, компания которого уже создала соответствующий сервис для ПК, запущенный МТС в коммерческую эксплуатацию. В случае с мобильными устройствами нужен как сам сервис, так и некоторые дополнительные действия, способные обеспечить управление процессом с гаджета и стабильный доступ к «облаку». Универсальным решением для последнего может решить использование 5G-сетей, над чем Loudplay уже работает в MTS StartUp Hub. Возможно, «облачный» гейминг в таком формате окажется одним из драйверов для сетей «пятого поколения», причем это может произойти уже в среднесрочной перспективе.

Источник: Александр Маляревский, CRN/RE