13 августа 2021 г.

Заменить человека машиной, а лучше автоматическим устройством — главный стимул развития науки и технологий. Наиболее заметный прогресс в этом направлении демонстрирует индустрия ИТ. Дистанция между выполнением арифметических вычислений на ЭВМ и управлением крупнейшими корпорациями и сложнейшими производственными процессами с помощью информационных систем составляет всего несколько десятилетий.

В последние годы умами руководителей и собственников предприятий всех масштабов и отраслей овладела идея роботизации бизнес-процессов (RPA — Robotic process automation).

«Роботизация — это один из видов автоматизации бизнес-процессов, — напоминает Алексей Мельников, генеральный директор „Марвел-Дистрибуции“. — В целом, RPA можно отнести к кросс-индустриальным решениям, которые находятся в любой сфере взаимодействия человека и предприятия, и могут применяться везде, где есть рутинные повторяющиеся операции, выполняемые сотрудниками».

Интерес к внедрению решений RPA быстро растет, что вполне объяснимо: при относительно скромных затратах они позволяют освободить людей от выполнения большого числа рутинных операций, передав их компьютерам. Понятно, что благодаря этому можно прилично сэкономить, повысить скорость и качество работы, многократно сократить количество ошибок, а сотрудников избавить от монотонных операций и нацелить на решение по-настоящему творческих задач.

Выгоды, которые сулят внедрения систем RPA, очевидны, поэтому и спрос на эти технологии достаточно высок, особенно в развитых странах. Например, по данным консалтинговой компании McKinsey, только в США ежегодно автоматизируется 2,6 трлн рабочих часов. Аналитики фирмы Statista прогнозируют, что в текущем году в мире на роботизацию бизнес-процессов будет потрачено 10,9 млрд долл. Это на 35% больше, чем годом ранее, и почти в 5 раз выше скорости роста ИТ-рынка в целом. А по мнению экспертов Gartner, в 90% крупных организаций старт RPA-проектов состоится уже к 2022 г.

Немного отстаем, но уверенно догоняем

Как отмечает Сергей Лановенко, директор проектной дистрибуции в компании MONT, в мире решения RPA появились примерно 10 лет назад. В нашу страну они пришли позже, и на сегодня этот сегмент в своем развитии пока не достиг уровня европейских стран и Америки.

Юлия Печникова, директор по развитию бизнеса и инновациям компании MERLION, ссылаясь на исследования Gartner, сообщила, что сегодня RPA-системы чаще всего работают в ИТ-отделах, которые первыми начали экспериментировать с их внедрением, в финансовых и производственных структурах, в службах поддержки. Наибольший интерес к внедрению RPA-проектов будут проявлять в ближайшем будущем службы продаж и клиентской поддержки фронт-офисов компаний. Пока RPA-системы внедряются чаще в крупных компаниях (на конец 2018 г. более 60% всех крупных предприятий в мире с численностью персонала более 10 тыс. человек уже внедрили у себя такие системы), однако постепенно программные роботы перестанут быть экзотикой и «спустятся» в малый и средний бизнес. По прогнозу экспертов, к 2022 г. объем мировых продаж RPA-решений составит 2,4 млрд долл. Потребность в роботизации бизнес-процессов стремительно растет. Ожидалось, что в 2020 г. году этот рынок увеличится на 90%, а в последующие два года — на 84% и 71% соответственно.

Николай Буланов, руководитель по решениям компании Blue Prism в России и СНГ, сказал, что спрос на технологию RPA у нас появился в 2017 г., когда крупные банки и добывающие предприятия начали внедрять пилотные проекты.

С этим согласны и другие участники рынка. Алексей Мельников подтвердил, что первые RPA-решения появились на российском рынке несколько лет назад. Все началось с пилотных проектов, и с каждым годом спрос растет, увеличивается количество клиентов и масштаб использования решений.

По словам Дарьи Верстелле, заместителя директора департамента систем связи, OCS Distribution, с конца 2017 г. в ряде крупных компаний стартовали пилотные проекты, связанные с RPA-технологией. И с каждым годом предприятий, которые реализуют пилотные проекты, а затем внедряют и масштабируют технологию, становится все больше.

«Спрос на RPA-решения начал формироваться в 2018 г. и вышел на устойчивый рост в 2020 г.», — считает Сергей Ложкин, сооснователь и исполнительный директор PIX Robotics.

Павел Сергеев, коммерческий директор компании ROBIN, заметил, что интерес к RPA-решениям появился в 2017 г.: «На тот момент в РФ не было ни каких-либо отечественных продуктов, ни четкого понимания со стороны заказчиков, какие задачи можно решить с помощью технологии RPA. Именно в 2017 г. мы начали свои первые проекты, которые и легли в основу платформы ROBIN».

По мнению Светланы Анисимовой, генерального директора UiPath в России и странах СНГ, активное развитие этого рынка в нашей стране началось примерно 5 лет назад. Ссылаясь на данные Tadviser, она говорит, что к 2017 г. объем лицензионного внедрения RPA в России достиг 1 тыс. единиц. Опыт компании по выходу на отечественный рынок в 2018 г. также показал, что у нашего бизнеса есть заинтересованность во внедрении сервисов для автоматизированной роботизации, но нет точного понимания, как работает данная технология. Поэтому первый этап работы с заказчиками поставщику приходилось начинать с ликбеза: объяснять, что RPA — это не робот, который нажимает кнопку за сотрудника, что для внедрения системы не нужно менять ИТ-инфраструктуру предприятия или автоматизировать сразу весь процесс целиком; кроме того, за счет привлечения сторонних разработчиков отпадает необходимость в высококвалифицированных программистах.

Николай Буланов считает, что отечественный рынок RPA завивается семимильными шагами, даже быстрее, чем в Европе и США: «У нас представлены как мировые лидеры, так и локальные игроки. Многие заказчики рассматривают технологию RPA как ИТ-продукт и подходят к внедрению соответственно. Хотя настоящий потенциал технологии возможно раскрыть, если рассматривать ее как бизнес-решение для бизнес-пользователей».

Как отмечает Светлана Анисимова, сегодня рынок роботизации признан самым быстрорастущим в ИТ-сфере. Отечественный сегмент RPA растет в среднем на 30-50% в год: «Не исключаю, что в дальнейшем этот процесс может быть взрывным: после 2020 г. и пандемии коронавируса многие компании задумались об автоматизации и повышении эффективности рабочих операций, а значит, спрос на RPA может резко возрасти. Сама по себе технология привлекательна для российского бизнеса, который постоянно находится в поиске оптимизационных решений».

«По мнению некоторых экспертов, российский рынок будет расти на 40% ежегодно в течение 5 лет», — заявил Павел Сергеев.

Основные драйверы развития:

  • Желание компаний снизить операционные расходы, повысить эффективность штатных сотрудников и, как следствие, стремление максимально передать неинтеллектуальные рутинные задачи роботам.
  • Роботизация будет набирать популярность и из-за роста количества платформ: каждый сегмент бизнеса сможет подобрать решение в соответствии со своими требованиями и финансовыми возможностями.
  • Движение к концепции «no-code»: с ростом количества проектов роботизации увеличится количество специалистов-аналитиков. Учитывая уже имеющуюся потребность в платформенных RPA-решениях, не требующих глубоких навыков программирования, роботизация бизнес-процессов станет гораздо более доступным и понятным способом избавиться от рутины. Разработчики платформ будут стремиться создавать решения, главным пользователем которых станут аналитики без навыков программирования.

Сегодня уже более 150 ведущих компаний России внедрили решения UiPath. Среди них «Магнитогорский металлургический комбинат», «Норникель», X5 Group, ТМК и другие. Например, в «Леруа Мерлен» программные роботы UiPath выполняют сверку электронных и бумажных документов для обновления цен на товары. «Металлоинвест» активно использует цифровых помощников для помощи сотрудникам экономической безопасности, финансового направления, специалистам по учету персонала. В «Уральском банке реконструкции и развития» роботизированы процессы обмена документами с ИФНС, отключения клиентов от рекламных рассылок, обработки валютных операций и общения с контрагентами.

Решения UiPath позволяют осуществлять полный цикл автоматизации на одной платформе: от поиска процессов до создания и последующего измерения эффективности роботизации. Программные роботы UiPath помогают предприятиям значительно экономить на выполнении повторяющихся рутинных процессов, которые сегодня выполняет целый штат офисных сотрудников.

UiPath является ведущей компанией на рынке Robotic Process Automation (RPA), на протяжении нескольких лет становясь лидером в магическом квадранте Gartner и получая высший рейтинг от аналитиков Forrester.

Если вы готовы начать свой путь к роботизированной автоматизации бизнес-процессов, обращайтесь к эксклюзивному дистрибьютору UiPath на территории России компании «Марвел-Дистрибуция», нашему партнёру по внедрению решений UiPath в любых сферах бизнеса.

На правах рекламы

Импортозамещение и конкуренция

«Размер российского рынка RPA невелик, однако он, как и мировой, быстро растет, — заявила Юлия Печникова. — В нашей стране представлены напрямую или через партнеров почти все его лидеры, кроме того, есть и отечественные разработки. По данным Tadviser, российский рынок занимает 10-13% от объема общемирового рынка. Российская особенность — небольшое количество коммерческих решений и низкая конкуренция. В ходе изучения различных исследований, оценки экспертов и собственных расчетов мы можем прогнозировать, что оборот отечественного рынка в 2021 г. составит порядка 16 млрд руб. При этом доступную долю для MERLION мы оцениваем в 30%».

Сейчас, по словам Сергея Лановенко, на российском рынке основную долю заказчиков составляют крупные предприятия со сложными и формализованными бизнес-процессами. Но также существует спрос среди небольших фирм, где бизнес-процессы проще, но столь же требовательны к надежности и точности действий.

«Наш рынок далек от насыщения, он еще молодой, и места под солнцем пока не все заняты, — заметил Алексей Мельников. — К особенностям российского сегмента RPA можно отнести импортозамещение и Единый реестр отечественного ПО, который доступен только локальным разработчикам. Благодаря этому на рынке RPA появляются сильные российские игроки. Они пока отстают от западных конкурентов, но, тем не менее, они есть, и из-за тренда на импортозамещение их позиции будут только укрепляться. С каждым годом локальных вендоров будет становиться все больше».

«В России представлено несколько платформ RPA, включая отечественные разработки, — говорит Дарья Верстелле. — С каждым годом становится все больше успешных кейсов, но рынок еще далек от насыщения, и находится на стадии роста».

Сергей Ложкин считает, что при нынешнем числе платформ для роботизации ситуация сложилась достаточно конкурентная, — присутствуют международные и российские игроки. Особенность российского рынка заключаются в том, что в плане роботизации мы отстаем от развитых стран в силу нескольких факторов: у нас роботизация началась позже, уровень зарплат меньше, и людской труд более доступен. Кроме этого здесь сказывается то, что к роботизации многие только подходят, тогда как на западе эта фаза давно пройдена.

С этим мнением согласна Юлия Печникова. Она прогнозирует, что скоро мы увидим рост конкуренции на рынке RPA, и как результат — массовый характер внедрений и совершенствование технологий. Решения RPA перейдут в категорию массово используемых в течение двух-пяти лет.

«Сейчас в нашей стране можно насчитать около десятка RPA-систем разного уровня. При этом мы считаем, что конкуренция еще недостаточно сильна, так как многим решениям не хватает зрелости, и даже базовых составляющих элементов в части информационной безопасности и архитектуры, — заметил Павел Сергеев. — Дело в том, что имитировать действия пользователя в рамках RPA-технологии — задача сама по себе несложная (ее решали еще 10-15 лет назад на различных программных фреймворках). Но вот чтобы превратить решение в инструмент корпоративного использования, удовлетворяющего современным требованиям и стандартам, требуется серьезный опыт продуктовой разработки и внедрения».

Одна из главных особенностей российского рынка, по словам Сергеева — конечно, импортозамещение. При этом важно учитывать, что RPA-платформа не только должна быть формально включена в реестр отечественно ПО, но и:

  • реально использовать рабочие места на базе любых операционных систем (не только для создания робота, а в первую очередь — для его исполнения);
  • состоять полностью из компонентов, разрешенных реестром отечественного ПО.

Российский рынок RPA глазами аналитиков

О зрелости отечественного сегмента RPA свидетельствует тот факт, что на него обратили внимание ведущие мировые аналитики. В прошлом году был опубликован подробный отчет «Делойт» СНГ «Тенденции развития роботизации в РФ. RPA 2020». По словам Павла Балашова, партнера, руководителя группы по предоставлению решений в области бизнес-процессов, «Делойт», СНГ, можно с уверенностью сказать, что RPA в России применяется в различных индустриях и функциональных областях, а количество процессов, передаваемых роботам, находится в широком интервале — от 1 до 100+.

«Как и в любой другой области, российский рынок встретил RPA со своей спецификой, но быстро и вполне успешно адаптирует мировые практики под нашу действительность. Так, например, на начало 2020 г. роботизацию в России уже внедрили 42% компаний-респондентов. Для сравнения, в мировой практике этот показатель составлял 53% уже в 2017 г., — отметил Павел Балашов. — Что касается мотивации компаний по интеграции роботов в свой бизнес, то здесь российская практика аналогична мировой: компании, в первую очередь, стремятся увеличить производительность и улучшить качество текущих процессов».

Основные выводы аналитиков «Делойт» таковы:

  • Индустрии-лидеры по внедрению RPA: банки и финансовые институты, энергетика и добывающая промышленность;
  • По мнению респондентов 59% работников имеют слабую техническую подготовку;
  • Роботизация в компаниях начинается с 1–3 процессов;
  • Больше 50 процессов роботизировано лишь у 4% респондентов;
  • Роботизация бизнес-процессов включена в стратегию повышения эффективности для большинства компаний (64%);
  • 42% компаний уже внедрили RPA внутри компании;
  • 39% планируют начать роботизировать процессы в 2020 г.;
  • Руководители компаний больше заинтересованы в роботизации, чем сотрудники;
  • Средний срок окупаемости расходов на внедрение RPA составляет 1 год.

Вполне канальный продукт

Как утверждает Алексей Мельников, системы RPA ничем не отличаются от других софтверных решений, которые есть в портфеле дистрибьютора. Ими выгодно заниматься как с точки зрения продажи лицензий, так и с точки зрения подписочной или cloud-модели ведения бизнеса: «Если раньше вендоры RPA-решений занимались продажами самостоятельно, то с прошлого года они стали активно вводить дистрибьюторов в свои модели ведения бизнеса, увидев в этом для себя преимущества. Однако стоит отметить важный момент, что продажи RPA-решений клиентам происходят не через ИТ-отделы, а заход осуществляется через бизнес-заказчиков. Общение происходит с людьми, которые непосредственно занимаются теми процессами, которые должны быть роботизированы. Такие решения имеют прикладной и видимый результат, поэтому в их внедрении заинтересовано много людей, а не только узкий круг айтишников. Любой сотрудник предприятия может стать заказчиком внедрения программных роботов. Такая особенность продаж представляет интерес для системных интеграторов, позволяя им выстраивать широкую партнерскую экосистему. В ближайшие пару лет мы как дистрибьютор ожидаем увеличение спроса на RPA. Мы повторяем опыт развития Западной Европы, Японии и Америки, где старт использования программных роботов начался раньше, и на текущий момент объемы рынка достигли внушительных размеров. Подобный рост с небольшим запозданием мы рассчитываем увидеть и в нашей стране. Количество клиентов будет увеличиваться, а сами внедрения внутри предприятий будут становиться все обширнее». Алексей Мельников добавил, что за последние 12 месяцев произошел более чем двукратный рост продаж RPA-решений по сравнению с предыдущим годом.

Как рассказала Юлия Печникова, в России появляется много локальных и зарубежных поставщиков RPA-систем. Изначально все продукты продавались через прямых партнеров и только в 2020 г. дистрибьюторы подписали контракты с некоторыми вендорами RPA. На сегодняшний день реализация программного обеспечения технологии RPA осуществляется как через партнерский канал, так и через дистрибьюторский. «При этом дистрибьюторский канал менее развит, чем партнерский, так как дистрибьюторам не хватает технических компетенций», — считает Юлия Печникова.

По словам Сергея Ложкина, российские RPA-платформы продвигаются в основном напрямую или через партнеров: «Например, мы работаем через партнеров, мы не работаем через дистрибьюторов. Для западных игроков принята работа через дистрибьюторов, которые снимают задачи импорта и являются единой точкой заказа программных продуктов для партнеров. Но все равно, системы роботизации распространяются через системных интеграторов, у которых подписано партнерское соглашение с вендором, поскольку реализация софта для роботизации часто подразумевает еще и выполнение проектов. Поэтому работа в части систем роботизации с дистрибьютором не так распространена, как например, в части отгрузки офисных приложений».

Николай Буланов согласен, что спрос на RPA увеличится в ближайшие год-два: «С одной стороны, все больше компаний будут использовать RPA для автоматизации рутинных процессов, а с другой, компании, которые уже сейчас обладают компетенцией в RPA, будут наращивать автоматизацию и начнут цифровую трансформацию своей операционной деятельности». Он добавил, что данная технология позволяет получить быстрый результат при минимальных начальных вложениях. При достижении определенных результатов дистрибьюторы увеличивают команды и предлагают клиентам большие проекты по цифровой трансформации. Внедрение RPA подразумевает, что значительная часть прибыли будет получена от консалтинговых услуг, и эта модель привлекательна для компаний, которые задумываются о добавлении такой статьи доходов в свой портфель предложений. По мнению Николая Буланова, сейчас дистрибьюторы берут на себя роль центра компетенции для партнеров, обучают их и помогают сформировать сильную практику.

«Каждый дистрибьютор и вендор индивидуально обсуждают логистические и другие вопросы, — комментирует Алексей Мельников. — Например, в нашем партнерстве с UiPath, помимо логистических функций мы осуществляем маркетинг и продвижение, включая различные активности в социальных сетях, лидогенерацию и пр. Мы занимаемся большим спектром вопросов по продвижению решений UiPath, делаем все, что необходимо вендору. Их популяризация выгодна и им, и нам». При этом Алексей Мельников отметил легкость внедрения RPA для конечного пользователя: «Да, для начального этапа необходим системный интегратор, который напишет ТЗ, смоделирует первые бизнес-процессы. Однако если у заказчика есть заинтересованные люди, которые готовы заниматься внедрением, то после быстрого обучения они смогут дописывать следующие процессы уже самостоятельно. Вендоры утверждают, что их решения легко внедряются, что этим могут заниматься чуть ли не школьники после обучения. Есть кейсы, когда на четвертом курсе студенты заканчивают бесплатные курсы UiPath и потом дальше уже идут зарабатывать деньги к партнерам, работать с клиентами». В случае UiPath коробочных продуктов нет совсем, говорит Алексей Мельников: «У каждого клиента даже простые бизнес-процессы, как например, получение справки 2-НДФЛ в бухгалтерии, заметно отличаются. Сложно представить, как более-менее сложная информационная система может быть коробочной. Это лукавство. В случае RPA „коробочность“ решений заключается в общей легкости и быстроте развертывания роботизированных бизнес-процессов в дальнейшем».

По словам Сергея Лановенко, продажи RPA выросли на 148% относительно результатов прошлого года. Безусловно, свое влияние оказала пандемия и переход на удаленную работу. «Продвижение этих решений, безусловно, интересно дистрибьюторам, поскольку они обладают высоким технологическим потенциалом и потенциалом развития рынка. Особенности продвижения — необходимость евангелизации и обучения партнеров, а также небольшой средний чек сделки. Важно отметить, что пользователями RPA-систем будут не технические подразделения компаний-заказчиков, а департамент продаж, финансовый отдел, бухгалтерия, отдел кадров и прочие службы», — отметил он.

Павел Сергеев также считает, что дистрибьюторам интересен рынок RPA, хотя он и является достаточно новым для них. Особенность продвижения решений RPA — в необходимости обучения партнеров и заказчиков правильному применению технологии, что предполагает находить и подготавливать процессы для роботизации. «Внедрение RPA отличается от привычной автоматизации. Качественное предпроектное обследование и консалтинг — залог успеха внедрения программных роботов. Несмотря на то, что RPA популярная и вроде бы простая тема — это всего лишь инструмент, и только его правильное использование обеспечивает ожидаемый результат», — подчеркнул Павел Сергеев.

«Мы как дистрибьюторская компания имеем собственную RPA-экспертизу и помогаем интеграторам сформировать центр компетенции, консультируем по поводу роботизированной операционной модели. То есть помогаем успешно внедрить и масштабировать проект в компании, — говорит Дарья Верстелле. — Технология RPA — это своего рода глоток свежего воздуха для рынка ИТ. Конкуренция с каждым годом растет и старые, привычные направления перестают приносить прежнюю прибыль. В свою очередь, RPA это новое слово в мире ИТ, обладающее высокими показателями ROI».

Алексей Мельников обратил внимание на тот факт, что более активному развитию мешает малая осведомленность об RPA-решениях в России: «Мы активно занимаемся их популяризацией и участвуем в различных отраслевых мероприятиях, где подробно о них рассказываем. Необходимо полностью изменить мышление заказчиков. Ведь даже если компании знают про роботизацию, они не готовы перестраивать то, что у них работает годами. Для этого им придется вывести людей из рутинных бизнес-процессов, занять чем-то более значимым и интересным. Многие просто не хотят этим заниматься, даже если видят плюсы в использовании программных роботов».

Партнер обзора — компания «Марвел-Дистрибуция», эксклюзивный дистрибьютор UiPath в России

Источник: Константин Геращенко, CRN/RE