14 мая 2014 г.

Chrome OS получает «второе дыхание» – выпущен первый хромбук с поддержкой сенсорного экрана.

Сенсорный экран на традиционных приложениях оказывается весьма удобным  для пользователя. Особенно полно это  раскрывают устройства-трансформеры, хотя и на ноутбуках традиционного форм-фактора преимущества нового подхода к взаимодействию с компьютером вполне очевидны. Но тач-девайсы под управлением Mac OS пока так и не появились,  Apple, похоже, игнорирует этот тренд, и это может дорого обойтись компании (вспомним, к чему в свое время привела Palm недооценка направлением коммуникаторов, а RIM – сенсорных экранов у телефонов).

Теоретически компьютеры под управлением различных модификаций Linux могут поддерживать что угодно, но практически работа с нестандартной периферией – а тач-скрин пока именно такова – никогда не было сильной стороной этих платформ. Устройства на платформе Android, выполненные в форм-факторе ноутбуков, в силу разных причин сколько-нибудь заметного распространения на рынке так и не получили. Windows-компьютеры с сенсорными экранами разные производители предлагали рынку в течение последних трех пятилеток, но системы не пользовались особым спросом, даже если их пытались популяризировать мощные вендоры (например, НР).

Microsoft, по сути, за год создала рынок тач-компьютеров и оказалась  на нем монополистом, но было это весьма непросто даже для этой корпорации.

Когда Microsoft уверяла, что будущее принадлежит устройствам с сенсорными экранами, рынок реагировал вяло – ноутбуки и десктопы под управлением Windows 8 расходились не так интенсивно, как предполагалось. Однако, сейчас распространение смартфонов и планшетов, сделавших привычными сенсорный интерфейс для сотен миллионов пользователей, а также усилия Microsoft сделали свое дело – пользователи стали обращать внимание на десктопы и ноутбуки с тач-скринами и потихоньку «распробовали» их преимущества.

Усилия Microsoft, направленные на формирование рынка новых устройств, заключались не только в рекламе и маркетинге, но и в создании корпорацией новых продуктов, интерфейс которых ориентирован на сенсорное управление (прежде всего, Windows 8 и Office 2013), взаимодействие с партнерами (в том числе и локальными), представившими большое количество «пальце-оптимизированных» приложений, а также работа с каналом (напомним, например, о программе предоставления рибейтов реселлерам за продажу продвинутых моделей компьютеров – прежде всего, с сенсорными экранами – включенных Microsoft в регулярно обновляемый список Featured PC).

И вот когда отношение рынка к компьютерам с сенсорными экранами стало меняться на более благосклонное, «на готовенькое» приходят устройства на платформе Google с тач-экранами...

Заметим, что платформа Google показала в прошлом году взрывной рост. По итогам продаж за период за период январь-ноябрь в 2013 году на американском рынке десктопов-ноутбуков-планшетов хромбуки заняли 9,6% в штучном выражении (здесь и далее данные NPD). Это прекрасный результат: «за отчетный период» по объему продаж хромбуки обогнали ноутбуки на Mac OS (1,8%), планшеты на Android (8,7%) и «таблетки» на Windows (2,2%), но пока отстают от iPad (15,8%).

Если рассматривать продажи в сегменте ноутбуков, то оказывается, что на американском рынке доля chrome-систем составляет 21%, причем такой результат достигнут за несколько месяцев – по итогам 2012 года хромбуки в тот же период занимали всего 0,2% продаж американского рынка ноутбуков (по данным NPD). Появление решений с сенсорными экранами, бесспорно, послужит дальнейшей активизации продаж систем на Chrome OS. Правда, произойдет это не быстро.

Почему не стоит ждать мгновенного  «отклика» рынка на появление «хром-тач-буков»? Во-первых, тач-скрин поддерживает только одна модель хромбука, которая, к тому же, появится на прилавках через пару месяцев, к середине года. Во-вторых, «первая ласточка» имеет посредственные характеристики – за исключением тач-скрина построенные на Intel Celeron хромбуки N20p не имеют значимых отличий от аналогичных систем, уже несколько месяцев выпускаемых Hewlett-Packard, Samsung и другими вендорами.

В-третьих, пока ничего неизвестно о планах Google поддержать эти устройства в канале. И, наконец, в-четвертых, самое важное: в настоящее время приложения для Chrome OS, предлагаемые как Google, так третьими фирмами, не могут похвастаться оптимизацией под сенсорный интерфейс на том же уровне, как и продукты Microsoft и ее партнеров.

Вывод: появление «хром-тач-буков», бесспорно, способствует росту популярности платформы Chrome OS, как минимум, на развитых рынках. Но вклад этого фактора в рост популярности платформы проявится  не ранее конца осени этого года, причем он напрямую зависит от действий Google и партнеров.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE