Надежда Попова, руководитель Отдела продуктового маркетинга Xerox РоссияНадежда Попова, руководитель Отдела продуктового маркетинга Xerox Россия

Рынок малой офисной техники — важный индикатор состояния потребительской активности как индивидуальных, так и корпоративных пользователей. В ситуации экономической неопределенности этот сегмент периферийного оборудования одним из первых ощущает на себе «режим экономии». Так, вследствие экономического кризиса в 2008 — 2009 годах наблюдался значительный спад в продажах принтеров и МФУ, при этом наибольшим спросом пользовались недорогие модели и повысился спрос на неоригинальные расходные материалы.

2010 год: восстановление рынка после кризиса

В 2010 году наметилась тенденция к восстановлению рынка и возвращению к докризисным показателям, а российские темпы роста значительно превышали среднемировые. Рост к 2009 году составил от 20 до 35% по разным оценкам, но в целом почти все эксперты сходились на цифре в 30%. В корпоративном сегменте это отразилось на продажах многофункционального оборудования — малый и средний бизнес вновь начал инвестировать в более производительную технику. В паре МФУ-принтеры многофукнциональные устройства показали втрое больший прирост, чем принтеры. Также со стороны корпоративных пользователей наблюдался интерес к полноцветным решениям. Благодаря этому оборот реселлеров вырос в среднем в два раза, в основном из-за обновления парка печатающих устройств госсектором и корпоративными клиентами.

В 2010 году была очевидна тенденция к экономии на расходных материалах среди как корпоративных, так и персональных пользователей. Соответственно, использование контрафактной продукции приводило к частым обращениям в сервисные центры. В этот год эксперты отмечают повышение популярности услуги по аутсорсингу печати. Примечательным в 2010 году было повышение интереса к струйной технологии среди компаний сегмента СМБ: некоторые производители выпустили модели с раздельными картриджами действительно большой ёмкости, что позволило выйти на приемлемую скорость печати и стоимость отпечатка.

2011 год: рост влияния экономических, политических и экологических факторов на глобальный рынок

Однако в 2011 году в связи с природными, экономическими и социально-политическими факторами активный рост снизился по различным данным от 0.8% до 14% в штучном эквиваленте и от 1.4% до 7% в денежном. Например, наводнение в Таиланде 2011 года обусловило повышение цен на жесткие диски в три, а то и в четыре раза. Последующие происшествия в Японии и Китае также отразились на рынке печатающих устройств, пусть и не столь серьёзно. Однозначно, на развитии рынка печатных устройств сказывается и неустойчивая экономическая ситуация в мире - ожидание «второй волны» кризиса и нестабильность в Еврозоне. Тем не менее, спрос на производительное многофункциональное оборудование не снизился. Во главе продаж стояли мощные монохромные лазерные МФУ со скоростью печати от 30 страниц в минуту, в то время как к младшим моделям и устройствам начального уровня интерес упал. В 2011 году в Россию было поставлено около 4.2 млн. единиц различного печатающего оборудования на сумму около $941 млн.

Хорошие результаты показал «цвет», сетевые принтеры, устройства с «мобильным» функционалом. Все это — свидетельство того, что российский рынок вслед за европейским и американским выходит на новый уровень процессов офисной печати, отдавая предпочтение производительным решениям, способным легко интегрироваться в инфраструктуру печатного и бумажного документооборота.

2011 год стал годом восстановления после кризиса, но он принес с собой немало вызовов и сложностей, которые вынудили вендоров и их партнеров в очередной раз пересмотреть планы и стратегии работы на рынках. Анализируя ситуацию 2011 и начала 2012 года, можно выделить ряд тенденций и трендов, которые будут доминировать на рынках малой офисной техники и расходных материалов в ближайшее время.

1. Технологические усовершенствования
Вендоры продолжат совершенствовать свои модели печатающих и сканирующих устройств: вырастут скоростные характеристики, надёжность и экономичность, будут внедрены новые опции, отвечающие потребностям рынка, например, возможность печати с мобильных устройств.

2. Экспансия лазерных устройств
Лазерных печатающие устройства по-прежнему будут доминировать на рынке: струйная технология становится нишевой и получает распространение в областях, где ее возможности пока мало достижимы для лазерной и светодиодной технологий печати. Альтернативой и конкурентом лазерной технологии может стать набирающая обороты технология твердочернильной печати.

3. МФУ — самые популярные устройства
МФУ продолжат пользоваться большей популярностью, чем принтеры, как в домашнем, так и в офисном сегментах рынка благодаря большей функциональности и повышенной производительности.

4. Рост спроса на полноцветные устройства
Цветное оборудование становится более доступным по цене, а полноцветные документы более привлекательны и эффективны. При этом стоимость цветного отпечатка приближается к стоимости черно-белого. Во многом это заслуга новых моделей, в которых большая часть производителей унифицировала расходные материалы в пределах линеек (насколько это было возможно) и сделала их более доступными для пользователей

В целом рост рынка сохранится на уровне 5-10%, однако, в условиях слаборастущего рынка, конкуренция будет выше, чем когда либо. Ситуация на рынке ИТ будет зависеть от общего состояния экономики, а также динамики валютных курсов. При этом вектор развития информационных технологий смещается от центра затрат к центру возможностей для повышения эффективности бизнеса, поэтому сохранятся тенденции в отношении объема инвестиций бизнеса в ИТ, в том числе в оптимизацию офисной инфраструктуры. В сегменте печатного оборудования в 2012 году сохранятся тенденции 2011 года, а именно рост интереса к цветной технике и устройствам с расширенным функционалом, а также активное проникновение мобильных технологий.

Перейти в раздел, посвященный партнерской программе Xerox