27 мая 2014 г.

23 мая 2014г. Фонд русского абстрактного искусства (Фонд Ольги Усковой) успешно провел первую публичную акцию-выставку неизвестных ранее картин художников-абстракционистов студии «Новая реальность» Элия Белютина из своего собрания и мастер-класс по уникальной методике раскрытия творческого мышления, основанной на «теории всеобщей контактности» Элия Белютина и «теории темпорального искусства» Владислава Зубарева. В мастер-классе приняли участие гости, не профессиональные художники, в их числе Николай Усков, главный редактор журнала «Сноб» и Армен Оганесян, главный редактор журнала «Международная жизнь», чьи работы получили высокую оценку ведущего, искусствоведов и гостей.

Миссия «Фонда русского абстрактного искусства», основанного в 2013г., заключается в формировании правильного научного и исторического понимания русского абстрактного искусства в общемировом контексте. Основу собрания Фонда составляют живопись, графика, архивные материалы участников студии «Новая реальность».

Ольга Ускова, основатель и Председатель правления Фонда, приветствуя гостей, отметила: «сегодня общество испытывает дефицит талантливых и оригинально мыслящих менеджеров, способных придумывать, развивать и управлять. Аналогия с периодом середины 50-ых годов XX века очевидна, и творческие поиски и педагогические эксперименты Элия Белютина, художников студии „Новая реальность“ тогда были направлены раскрепощение сознания и развитие творческого потенциала личности. Это наследие чрезвычайно актуально, поэтому оно и стало основой для создания коллекции Фонда, его выставочных проектов, системы мастер-классов по уникальной методике Элия Белютина и Владимира Зубарева. В этом году мы готовим выставочные проекты в Москве и Санкт-Петербурге, а в следующем дадим старт программе популяризации наследия русских художников-авнгардистов за рубежом».

Творчество художников студии «Новая реальность» — уникальное явление. Вклад, который они внесли в мировое искусство, по силе влияния сопоставим с наследием первых художников-абстракционистов начала ХХ века — В. Кандинского, К.Малевича, М.Ларионова, Э.Лисицкого, А.Родченко. В Московском музее современного искусства были представлены картины художников студии, для которых работа в «Новой реальности» стала поворотным моментом в творчестве. Одни из них занимались в студии с момента создания, другие примкнули в конце 60-х — начале 70-х годов и остались вплоть до конца ее существования. Владислав Зубарев, Анатолий Сафохин, Вера Преображенская, Люциан Грибков, Александр Крюков — каждый из них создал свой индивидуальный художественный язык.

Василий Церетели, директор Московского музея современного искусства, высоко оценил представленные работы художников студии: «русское абстрактное искусство, несмотря на его очевидную актуальность, остается пока по-настоящему неизвестно широкой публике. ММСИ видит в Фонде перспективного партнера и готов поддержать его выставочные и педагогические проекты».

Мастер-класс на основе метода раскрытия творческого мышления.

Метод раскрытия творческого мышления базируется на «теории всеобщей контактности» Элия Белютина и «теории темпорального искусства» Владислава Зубарева. Современное искусство — это познание человеком самого себя в мире, который его окружает и который он создает. Оно не изображает, а воздействует. Взаимодействие человека с миром Белютин назвал «контактностью», а методику «теорией всеобщей контактности». Контактность возникает с цветом, с формой, с плоскостью, с материалом. Вступающий в контакт с формой рисующий должен перенести эту динамику поворотов, вертикалей и горизонталей на плоскость.

Для того чтобы изображение обрело определенный эмоциональный заряд Белютин использовал самые разнообразные способы воздействия на ученика. Одной из самых распространенных форм психологического воздействия было формулирование заданий в стихотворной форме. Это были не стихи в привычном понимании, а скорее набор образов и ассоциаций, задача которых сформировать в художнике личное переживание, которое и будет запечатлено. Белютин называл их «Темами для неуправляемой живописи». Примеры таких заданий были даны рядом с каждой работой, представленной в зале. Темой мастер-класса стала «Жара в городе», в качестве основы было выбрано стихотворение В. Маяковского 1913г. «Адище города», которое объединяет очень емкие и осязаемые образы.

Каждый цвет, обладает своим психологическим импульсом. Форма, линия передают определенную эмоциональную категорию. Комбинируя их, участники мастер-класса выражали свои реакции на образы, звучащие в стихотворении Маяковского.

Николай Усков, главный редактор журнала «Сноб», принявший участие в мастер-классе, поделился с гостями своими впечатлениями: «за окном лето, солнце, а у мольберта жарко вдвойне, настолько высок эмоциональный накал, который спешишь выразить цветом, линий, придать картине свежесть ярким акцентом. Чтобы увидеть привычный мир другим, нужно самому стать другим, выйти за сложившиеся рамки и свободно выразить свои эмоции и впечатления».

Компания: Фонд русского абстрактного искусства (Фонд Ольги Усковой)

ПечатьПечать без изображенийВсе фото- и видеорепортажи