8 апреля 2025 г.
Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ продолжает анализировать предпринимательскую активность в отраслях и регионах России. В фокусе нового обзора, подготовленного на основе информации из базы данных «СПАРК-Интерфакс», — итоги и динамика развития креативных индустрий в период постковидной пятилетки.
Креативные индустрии — виды экономической деятельности, в основе которых лежат индивидуальное творчество, навыки и таланты и которые имеют потенциал для создания добавленной стоимости и рабочих мест за счет использования интеллектуальной собственности. В настоящем обзоре рассматриваются 17 креативных индустрий: «Музыка»; «Исполнительские искусства»; «Кино и сериалы»; «Анимация»; «Видеоигры»; «Программное обеспечение»; «Медиа и СМИ»; «Книжное дело»; «Реклама и пиар»; «Арт-индустрия»; «Народные художественные промыслы и ремесла»; «Культурное наследие, отдых и развлечения»; «Дизайн»; «Архитектура и урбанистика»; «Мода»; «Ювелирное дело»; «Гастрономия».
Для анализа динамики предпринимательской активности в креативных индустриях используются коэффициенты создания и ликвидации организаций (отношение организаций, созданных/ликвидированных за период
2019–2024 гг., к числу организаций, действовавших на начало отчетного периода, в процентах).
Второй год подряд в креативных индустриях растет предпринимательская активность
На фоне наблюдаемого с 2023 г. выхода на положительную траекторию развития ключевых показателей креативных индустрий (доля в ВВП, численность занятых, выручка и др.) особый интерес представляют результаты минувшего года — в связи с повышенным вниманием к анализируемым индустриям со стороны бизнеса и государственной власти. Последние доступные данные свидетельствуют о сохраняющейся динамике прироста числа организаций креативных индустрий: оно увеличилось на 2,8% в 2023 г. и на 3,1% — в 2024 г. (рис. 1).
В первую очередь это вызвано стабильным уменьшением числа ликвидируемых юридических лиц (рис. 2). Ранее, в период с 2019 по 2024 гг., оно ежегодно снижалось в среднем на 20,1%.
Число создаваемых организаций было менее устойчивым в динамике: с 2020 по 2023 гг. ежегодно росло, однако в 2024 г. показало спад, сохранив отставание от доковидного 2019 г. на 16,3%.
2024 год оказался рекордным по числу креативных индустрий с позитивной динамикой
За 2021 г. только четыре креативные индустрии продемонстрировали рост по числу организаций — «Программное обеспечение», «Видеоигры», «Анимация» и «Гастрономия». За
Несмотря на общее для всех креативных индустрий снижение показателей ликвидации организаций, их динамика была неоднородной. Наибольший прирост в 2024 г. показали: «Программное обеспечение»; «Гастрономия»; «Арт-индустрия»; «Кино и сериалы» и «Дизайн» (рис. 3). На первые три пришлась почти половина (47,8%) созданных за прошедший год организаций креативных индустрий. В то же время заметнее всего число юридических лиц упало в «Рекламе и пиаре»; «Книжном деле»; «Медиа и СМИ»; «Культурном наследии, отдыхе, развлечениях»; «Ювелирном деле».
Креативные индустрии отличает высокая доля молодых организаций
Заметный вклад в развитие креативных индустрий вносят молодые организации (созданные в период с 2019 по 2023 гг.), в данном секторе их насчитывается 37% (в других видах деятельности 34,8%). По состоянию на 2024 г. именно на молодые организации приходится 75,8% стоимости всех нематериальных активов креативных индустрий, при этом большую часть их концентрируют компании-разработчики ПО, чей возраст не превышает трех лет. Вероятнее всего, это связано с созданием отечественного программного обеспечения на фоне ухода зарубежных партнеров. Значительную часть владельцев самых дорогих нематериальных активов составляют крупнейшие цифровые платформы и экосистемы (Яндекс, Сбер, VK, МТС и др.). Кроме того, из числа топ-500 организаций креативных индустрий, показавших наибольший прирост выручки в 2024 г., каждая пятая относится к молодым «цифровизаторам» — разработчикам ПО для различных сфер жизни (целый ряд из них — резиденты «Сколково»).
Четыре класса креативных индустрий
Среди креативных индустрий высокими коэффициентами создания организаций и низкими — ликвидации выделяются самые новые и технологичные — «Анимация», «Видеоигры», «Программное обеспечение», а также «Гастрономия» (рис. 4). В первых двух упомянутых индустриях это обусловлено высокой долей молодых организаций, низкие финансовые показатели которых на начальных стадиях жизненного цикла не являются однозначным сигналом для собственников к закрытию бизнеса. Стремительный рост индустрии «Программного обеспечения» — следствие глобального тренда на цифровизацию всех сфер общественной жизни и комплексной государственной поддержки сектора ИКТ. Положительное влияние на «Гастрономию» оказала налаженная цифровая инфраструктура сервисов по доставке еды и уход многих зарубежных игроков (особенно в сегменте массового спроса).
Высокие показатели как создания, так и ликвидации бизнесов выделяют «Дизайн», «Музыку» и «Арт-индустрию», для которых характерны низкие барьеры входа и высокая конкуренция, что типично для организаций с небольшой стоимостью материальных активов. Отсутствие достаточного физического капитала, формирующего залоговую массу при кредитовании, ограничивает доступ таких компаний к банковскому финансированию; а возникающие в связи с этим длительные кассовые разрывы нередко их приводят к банкротству и ликвидации. Примечательно, что для этих индустрий пока отсутствуют системные институты развития (в отличие от «Видеоигр», «Программного обеспечения», «Кино и сериалов»). Однако в них активно внедряются наиболее современные технологии, в том числе искусственный интеллект. В будущем это сможет увеличить операционную эффективность перечисленных индустрий, снизить коэффициент ликвидации организаций и обеспечить более высокую готовность к господдержке.
Достаточно низкими значениями коэффициентов создания и ликвидации организаций отличаются «Книжное дело», «Архитектура и урбанистика», «Кино и сериалы», «Исполнительские искусства» и «Культурное наследие, отдых, развлечения». Стабильная ситуация в них обусловлена длительными производственными циклами и долгосрочными проектами, значительным государственным участием и высокими барьерами входа (например, большим объемом стартовых инвестиций, как в «Кино и сериалах»).
Наиболее рискованным выглядит положение индустрий с низким коэффициентом создания организаций и высоким — их ликвидации. Таких при анализе оказалось пять: «Мода»; «Ювелирное дело»; «Медиа и СМИ»; «Реклама и пиар»; «Народные художественные промыслы и ремесла». Вероятнее всего, сокращение сети организаций в этих креативных индустриях является следствием изменений в промышленности (уход зарубежных компаний, проблемы импортозамещения, формирование новых хозяйственных связей): из пяти перечисленных по цепочке добавленной стоимости с нею связаны и первые две индустрии (используют промышленную продукцию в качестве сырья и материалов), и следующие две (оказывают услуги предприятиям).
Комментирует Виктория Боос, руководитель Лаборатории исследования креативных индустрий ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, : «Складывается впечатление, что нынешняя позитивная предпринимательская активность креативных индустрий обусловлена прохождением их через созидательное разрушение. Под ним понимается неизбежный процесс возникновения более эффективных бизнес-моделей взамен утративших свою актуальность. Часть индустрий, наиболее успешно „оседлавших“ современные технологические тренды, уже вышли на стадию появления быстро растущих бизнесов, другие, в которых значительное число убыточных компаний уже ушли с рынка и динамика ликвидации организаций стабилизировалась, пока ждут новых звезд».
Источники: расчеты ИСИЭЗ НИУ ВШЭ по данным «СПАРК-Интерфакс»; результаты проекта «Подготовка актуальных статистических и информационно-аналитических материалов по субъектам РФ по ключевым показателям в сфере науки и инноваций, образования, социально-экономического развития на основе различных источников данных».
Источник: Виктория Боос, Анастасия Шарапова, Павел Соломатин, Евгений Куценко, Ирина Сувалова; ИСИЭЗ НИУ ВШЭ