21 января 2014 г.

Предоставляя услуги на развитых и развивающихся рынках, операторы мобильной связи используют различные бизнес-подходы, адаптированные под существующие экономические реалии. Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования зависимости операторских стратегий от экономического развития страны.

Ключевые отличия развитых и развивающихся рынков

В зависимости от экономического развития страны местные телекоммуникационные рынки можно разделить на зрелые и активно развивающиеся. Для зрелых рынков характерен высокий уровень ARPU (в среднем около 36 долл.) и проникновения смартфонов (выше 40%), а также постепенное смещение структуры доходов в сторону передачи данных (40-60%). При этом вследствие подавляющей доли контрактных тарифов на наиболее развитых рынках (Япония, Южная Корея - по 95%), уровень абонентского оттока здесь сохраняется на минимальном уровне – до 5% в год против 5-15% в среднем для развитых стран. На это влияют как операторское субсидирование дорогих устройств, и, прежде всего, смартфонов, так и развитие программ лояльности, а также достижения паритета в развитии сетей и качестве предоставляемых услуг среди конкурентов.

Развивающиеся рынки отличаются обратной пропорцией – здесь доминируют предоплатные контракты (64-95%), что вызывает высокую текучесть абонентской базы. С другой стороны, жесткая конкуренция и невысокие доходы большей части населения, приводят к минимальным значениям ARPU, который в ряде стран (Индия, Индонезия) не превышает 4 долл. Поэтому, даже в условиях большого объема оказываемых услуг и широкой абонентской базы, операторы оказываются не в состоянии своевременно и достаточно инвестировать в строительство и модернизацию сетей, что еще более увеличивает уровень абонентского оттока, который и так находится на очень высоком уровне (60-100% в год). Базовой услугой связи в развивающихся странах по-прежнему остается голос, средний уровень потребления трафика на абонента лежит в пределах 50-100 МБ, а доля передачи трафика в структуре операторских доходов остается на относительно невысоком уровне (14-43%), равно как и уровень проникновения смартфонов (13-24%).

Основной рост мировой абонентской базы сегодня происходит, в основном, за счет перенаселенных развивающихся стран (в особенности Китая, стран Юго-Восточной Азии, Индии и Африки), где все еще сохраняется высокий неудовлетворенный спрос на базовые услуги связи в сетях 2G/GSM, передачу сообщений (SMS/MMS) и передачу данных начального уровня (GPRS/EDGE). При этом для части развивающихся стран, особенно в Латинской Америке и Восточной Европе (в т.ч. и в России), в условиях достижения высокого уровня проникновения услуг связи (свыше 120%) становится характерным постепенное перераспределение абонентов от сетей 2G в 3G.

Мобильные рынки большинства развитых стран, в основном, стагнируют, а небольшой рост абонентской базы происходит лишь за счет миграции абонентов из сетей 3G в LTE с подключением дополнительных устройств. Поэтому привычный показатель ARPU (средняя выручка на абонента) все чаще заменяется на ARPA (Average Revenue Per Account) - средняя выручка на контракт.

В целом, от экономического развития страны зависит целый ряд показателей, которые непосредственно влияют на развитие и местного телекоммуникационного рынка.

Среди наиболее важных из них можно выделить следующие:
- средний уровень ВВП и доля расходов населения на связь;
- уровень деловой активности и открытости экономики;
- степень развития фиксированной инфраструктуры;
- востребованность услуг мобильного ШПД;
- уровень технологического развития и научного потенциала;
- соотношение предоплатных и контрактных абонентов;
- готовность местных компаний к зарубежной экспансии;
- уровень операторских доходов и капитальных расходов;
- уровень проникновения смартфонов.

Стратегии операторов на развитых и развивающихся рынках

Для развивающихся рынков характерен высокий уровень абонентского оттока (60-100% в год). В условиях бурного роста рынка и сравнительно низкого уровня проникновения услуг связи, оператора выгоднее продать новую SIM-карту, чем вкладываться в абонентскую лояльность. На развитых рынках наблюдается обратная ситуация. В условиях насыщения рынка, достижения конкурентами относительно паритетного баланса между качеством услуг и уровнем развития сетей, операторы вынуждены бороться за существующих абонентов, развивая программы лояльности, а также стимулируя переход предоплатных абонентов на контрактные тарифы, в основном, за счет субсидирования устройств. В результате, уровень годового абонентского оттока не превышает 5% для Японии, 10-15% для США и 20-30% для европейских стран.

В условиях высокого абонентского оттока и низкого ARPU развивающихся стран, а также в условиях снижения выручки от традиционных голосовых услуг и коротких сообщений на развитых рынках, особое значение для операторов приобретают бизнес клиенты.

К примеру, конкуренция на столь зрелом рынке как американский, вынуждает местных операторов к активному технологическому и маркетинговому развитию. С одной стороны, они интенсивно развивают сети LTE, которые обеспечивают более высокий ARPU, с другой - переводят абонентов на совместные тарифные планы (Shared Plans), которые, помимо пакетов трафика, включают в себя безлимитные голосовые вызовы и SMS. В условиях развитого рынка это стимулирует подключение новых устройств, а также увеличивает потребление трафика и доходы операторов. Благодаря традиционной практике субсидирования устройств, а также развитию программ лояльности и достижению высоких качественных сетевых характеристик, крупнейшие американские операторы смогли снизить уровень абонентского оттока примерно до 5% в год. При этом данный показатель практически не зависит от доли контрактных абонентов, например, при сходном уровне оттока у Verizon Wireless доля абонентов на постоплатных тарифах составляет 5%, у AT&T – около 30%.

Стратегии развития европейских операторов включают в себя два ключевых направления. С одной стороны, в условиях достижения зрелости рынка операторы стремятся удержать существующих абонентов введением различных программ лояльности, выводом на рынок более привлекательных пакетных предложений (включающих, в том числе, услуги фиксированного доступа, связи и IPTV) и увеличивая долю постоплатных абонентов. С другой стороны, они максимально используют имеющиеся возможности присутствия на зарубежных, и особенно – на развивающихся рынках, которые до сих пор сохраняют высокую динамику роста. В результате DeutscheTelekom, Telefonica и VodaFone получают более половины своей выручки из-за рубежа - в основном, из США и Латинской Америки, Индии, а также из развивающихся стран Африки и Азии.

Что касается развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона, то в условиях доминирования доходов от передачи данных в структуре операторской выручки, прежде всего, операторов Японии и Южной Кореи, их стратегия также включает в себя два направления:
- дальнейшее развитие инфраструктуры, внедрение новых радиотехнологий и их коммерциализация;
- форсированное развитие нового сегмента цифровых услуг.


Внешние заимствования и условия для экспансии

Внешние заимствования являются общепринятой практикой мировых сотовых операторов, при этом их объем не зависит от стадии развития рынка. У компаний, операционная деятельность которых локализована лишь развитыми рынками (США, Япония) отношение «Чистый долг/EBITDA» остается на низком уровне в районе 1-1,5. Такой же низкий уровень внешних заимствований характерен и для крупнейших операторов развивающихся стран, что в ряде случаев связано с их консервативной финансовой политикой, в других – с возможностью использовать финансовые ресурсы основных государственных акционеров. В то же время, для крупнейших европейских операторских групп, основная часть абонентов которых располагаются в развивающихся странах, характерен более высокий уровень внешних заимствований, - соотношение «Чистый долг/EBITDA» составляет около 2,5.

Российские операторские группы хорошо смотрятся на этом фоне (1,3 у МТС и 1,03 у «МегаФона»), их операционная деятельности в основном, сконцентрирована в России и СНГ. Что касается VimpelCom, то более активное и масштабное международное присутствие вызвало и рост его долговой нагрузки (соотношение «Чистый долг/EBITDA» на уровне 2,24), которая, тем не менее, остается в допустимых пределах и сравнима с показателями других международных операторских групп со сходным масштабом операционной деятельности. При этом наиболее конкурентным и трудным с точки зрения ведения бизнеса, остается мобильный рынок Индии. Из-за одного из самого низкого в отрасли показателя ARPU, низких доходов населения, высокой стоимости частот и необходимости масштабных инвестиций в инфраструктуру, у ряда местных операторов соотношение «Чистый долг/EBITDA» достигает уровня 5 и более.

Накопление операторами критического уровня свободных денежных средств на больших по размеру рынках с высоким уровнем доходов населения, наряду с постепенным замедлением темпов их роста и достижением зрелости, привело к готовности инвестировать в операторов на наиболее перспективных, быстрорастущих и открытых развивающихся рынках. При этом, помимо наиболее дорогостоящих форм экспансии в виде получения полного операционного контроля над дочерними операторами, крупнейшие международные игроки используют и другие варианты международного развития: заключение партнерских соглашений с локальными партнерами; создание совместных предприятий; инвестирование в наиболее перспективные активы с целью дальнейшего выхода и увеличения своей рыночной капитализации и т.д.

Российский рынок сотовой связи на фоне мирового

За относительно короткий исторический промежуток в России сформировался зрелый рынок сотовой связи, сравнимый по ряду параметров со многими развитыми странами (уровень проникновения услуг связи 160%, проникновение мобильного ШПД на уровне 55%). Достижение зрелости рынка характеризуется также сменой парадигмы развития российских операторов: вместо агрессивного набора новых абонентов они перешли к политике удержания существующих клиентов, развитию программ лояльности, повышению качества своей абонентской базы.

В то же время сохраняющиеся для России черты, характерные для развивающихся стран (низкий ARPU на уровне $10, высокий абонентский отток, относительно невысокий уровень проникновения смартфонов - 20%), во многом связаны не со зрелостью рынка как такового, а с переходным характером российской экономики и низким уровнем доходов населения (соотношение ВВП на душу населения в России, по данным МВФ на 2012 г., не превышало 14 тыс. долл., что примерно в 2 раза ниже среднего уровня развитых стран). Тем не менее, масштабы российского рынка позволили сформироваться здесь трем операторским группам, сравнимым с крупнейшими мировыми операторами, которые в итоге смогли распространить свое влияние на страны СНГ и, частично, на страны дальнего зарубежья.

И если говорить об их технологических стратегиях, то российские операторы, в основном, придерживаются мультитехнологического подхода, одновременно расширяя покрытие сетей 2G/GSM в местах с невысокой плотностью населения, продолжая активное строительство 3G за счет покрытия оставшихся средних и малых населенных пунктов, а также начиная строительство сетей LTE.

По уровню развития мобильной связи в Центральной и Восточной Европе, Россия занимает промежуточное положение – в частности, такие показатели как ARPU (общий и по услугам передачи данных) и проникновение смартфонов находятся на уровне средних по региону. Вместе с тем, согласно прогнозам Analysys Mason, Россия является единственной страной, где в 2018 г. ожидается увеличение ARPU.

Российский рынок мобильной связи можно охарактеризовать как пограничный между развитыми и развивающимися рынками. Попаданию в число зрелых рынков России, в частности, препятствует относительно невысокий показатель ARPU и недостаточно большое проникновение смартфонов.

Источник: Пресс-служба компании J’son & Partners Consulting