4 декабря 2014 г.

Увеличить
Тарик Альхаурани, Kyocera
Увеличить
Рис. 1. Российский рынок устройств печати по итогам первых трех кварталов 2014 г. Источник: IDC, ноябрь 2014 г.
Увеличить
Рис. 2. Уровни взаимодействия поставщиков устройств и услуг печати с конечными пользователями. Базовые определения IDC. Источник: IDC WW Print Services Definitions, 2014
Увеличить
Рис. 3. Итоги опроса пользователей, использующих услуги управления печатью уровня MPS. Источник: IDC Europe, 2013 г.

Недавно IDC сообщила, что в III квартале 2014 г. (Q3/2014) российский рынок устройств печати сократился, по сравнению с Q3/2013, на 5% в штучном и 14% в денежном выражении. Впрочем, падение рынка печатающих устройств началось уже достаточно давно: см. рис. 1 «Российский рынок устройств печати по итогам первых трех кварталов 2014 г.» и публикацию в СRN «Рынок устройств печати: от стагнации — к падению».

Многих интересует вопрос — что происходит при этом с теми корпоративными реселлерами и системными интеграторами, которые поставляют данное оборудование предприятиям и организациям?

«Их количество уменьшается», — отмечает директор по развитию компании Advanced Printing Technologies Андрей Кащенко.

Но кто при этом выживает? Самые крупные поставщики, которые располагают ресурсами, позволяющими им относительно безболезненно пережить разного рода неприятности (например, затоваривание складов товаром, спрос на который оказался ниже ожидаемого) или небольшие ИТ-компании, в которых меньше бюрократии и которые способны быстрее реагировать на изменение спроса со стороны конечных пользователей?

«В данном случае размер компании не является решающим фактором, — считает Андрей Кащенко. — Выживают и развиваются дальше самые активные. То есть те, которые чувствуют тенденции рынка печатающих устройств и тенденции рынков, с этим рынком тесно связанных».

Что же это за тенденции? Интересные факты приводит Константин Макаренков, ведущий аналитик IDC по рынку устройств печати и обработки изображений, в своем докладе «Рынок устройств печати в России: основные показатели, тенденции, прогнозы», озвученном на IV ежегодном всероссийском MDS Форуме, организованном японской компанией Kyocera и состоявшемся в Москве 25 ноября этого года. Он отмечает, что в мире в целом снижаются не только объемы продаж печатающих устройств. Происходит также снижение общего количества распечатываемых страниц. Причем оно будет происходить и дальше (по меньшей мере, в ближайшие пять лет) со скоростью приблизительно 7% в год. Однако при этом за тот же период количество «управляемых страниц» (managed pages) будет увеличиваться приблизительно на 2% в год.

Под «управляемыми страницами» в данном случае понимаются страницы, которые распечатываются в процессе реализации услуг управления печатью (MPS), которые можно рассматривать как один из видов ИТ-услуг. Согласно оценкам IDC, в 2013 г. в мире объем выручки, полученной от реализации услуг управления печатью, достиг 18,9 млрд. долл. В IDC предполагают, что к 2018 г. в среднем по миру доходы от реализации услуг управления печатью достигнут 30% общего дохода от продаж решений офисной печати. Вот он — резерв улучшения бизнес-показателей ИТ-компаний, в бизнесе которых продажа и обслуживание решений офисной печати занимает существенную долю! В России, увы, все происходит не так быстро, как в странах с сильной экономикой. Однако практика показывает, что основные бизнес-тренды (в том числе, в области печати) рано или поздно докатываются и до нас.

В компании Kyocera перемены в мире корпоративной печати (трансформацию этого мира из «мира устройств» в «мир решений для печати») почувствовали уже давно. Причем почувствовали до такой степени, что в 2012 г. даже преобразовали название компании из Kyocera Mita в Kyocera Document Solutions.

Почти сразу после переименования компании в её лексиконе появилась аббревиатура MDS, образованная от слов Managed Document Services, которые буквально можно перевести как «сервис управления документами». При этом многие долгое время не очень хорошо понимали разницу между словосочетаниями «сервис управления документами» (MDS) и «сервис управления печатью» (Managed Print Services, MPS).

Директор по развитию бизнеса Kyocera Document Solutions Russia Тарик Альхаурани эту разницу поясняет так: «В отличие от услуг MPS, которые концентрируются на оптимизации печати документов, MDS предполагает более широкую зону охвата — практически всё, что связано с управлением документами, начиная с перевода твердых копий в цифровой формат и заканчивая организацией печати. Поэтому в своих проектах кроме прочего мы используем специальное ПО для сканирования документов, их индексации и подготовки к учету в корпоративной системе документооборота. С его помощью также можно управлять передачей и приемом факсимильных сообщений. Такой функционал выходит за рамки традиционных MPS-проектов».

Тут необходимо пояснить, что IDC выделяет (см. рис. 2) три уровня взаимодействия поставщиков устройств и услуг печати с конечными пользователями: техническая поддержка (профилактические работы и, в случае необходимости, ремонт оборудования); базовые услуги печати (BPS), включающие не только сервис оборудования, но и его дистанционный мониторинг, комбинированный биллинг и формирование отчетности; комплексные услуги управления печатью (MPS), включающие, среди прочего, оценку существующей инфраструктуры печати и постоянную оптимизацию парка печатающих устройств. Легко заметить, что для перехода на высшую ступень этого взаимодействия (MPS) как конечному пользователю, так и аутсорсеру необходимо преодолеть две более низкие ступени.

Считается, что MPS/MDS-контракты выгодны, прежде всего, тем заказчикам, у которых парк устройств печати (принтеров и МФУ) весьма велик (десятки, сотни, а то и тысячи единиц оборудования). И очень велики объемы печати (несколько сотен тысяч страниц страниц в месяц, а то и больше). Точного ответа на вопрос, при каких объемах печати и документооборота конечному пользователю следует задумываться о заключении MPS- или MDS-контракта, нет. Многое зависит не только от объемов печати и документооборота, но и от особенностей бизнеса конечного пользователя.

Что касается выгод от передачи процессов офисной печати на аутсорсинг, то аналитики IDC, на основе итогов опроса ряда MPS-пользователей из различных отраслей (см. рис. 3), пришли к выводу, что в большинстве случаев экономия расходов на печать лежит в пределах от 20 до 35%. При этом отмечается, что 83% клиентов, использующих услуги управления печатью уровня MPS, довольны этими услугами и считают, что наибольшая экономия затрат была достигнута по расходным материалам, оборудованию, техническому обслуживанию и ремонту.

Для поддержки MDS-проектов Kyocera предлагает различное программное обеспечение. Среди них менеджер MDS-проектов (MDS Presales) KYOCERA Document Solutions Russia Сергей Свистунов называет гибридную платформу HyPAS (Hybrid Platform for Advanced Solutions). Гибридной она называется потому, что использует одновременно Java и технологии Web-сервисов, что дает разработчикам возможность выбора. Кроме того, существует KYOCOUNT --- готовое решение от Kyocera по мониторингу парка печатающих устройств. Список его основных функций выглядит так:

1) сбор данных;

2) уведомление о событиях;

3) проактивный мониторинг;

4) удобные отчеты;

5) биллинг и расчет затрат.

Также корпоративным клиентам предлагается продукт KYOCAPTURE, который разработчики называют «мощным инструментом для обработки электронных и оцифрованных документов и их подготовки для дальнейшего хранения». По словам Сергея Свистунова, в данном продукте реализовано множество способов получения документов. Ещё он замечателен тем, что допускает интеграцию с большинством распространенных систем электронного документооборота (Documentum, DocuWare, IBM Content Server, Interwoven, ELO, Laserfiche, Saperion, MS SharePoint и т.д.). Плюс к этому он содержит богатый (как утверждают разработчики) функционал по обработке данных: распознавание OCR и bar-кодов, индексация, форматирование документов и т. д.

Решение Kyocera Cloud Connect позволяет интегрироваться с облачными хранилищами данных, проводить сканирование и печать напрямую в/из облачных сервисов, поддерживает такие сервисы как Evernote, Google Drive и Google Docs. В ближайших планах компании — обеспечить совместимость этого решения с большинством существующих облачных сервисов, в том числе и российских.

Облачные решения Kyocera работают следующим образом:

1. С помощью настольного компьютера или мобильного устройства пользователь формирует запрос на печать.

2. Данный запрос по защищенным каналам передается на виртуальный сервер центра обработки данных.

3. Затем этот запрос проверяются на соответствие корпоративной политике в области печати.

4. После этого выбирается наиболее подходящее для реализации данного запроса устройство печати (при этом возможны самые различные варианты выбора этого «наиболее подходящего устройства печати»).

5. Пользователь забирает напечатанный документ из лотка печатающего устройства после «предъявления» данному устройству своего PIN-кода или идентификационной карты.

Такого рода решения, по мнению специалистов Kyocera, обеспечивают не только соблюдение политики предприятия или организации в области печати, но и возможность контроля расходов на печать. Причем с точностью не только до количества распечатываемых страниц, но и до реальной стоимости выполнения заданий на печать. Немаловажно и то, что данное решение легко «адаптируется» как к изменению парка печатающих устройств, так и кадровым переменам. Что немаловажно как в случае расширения масштабов деятельности предприятия, так и в случае массовых увольнений.

Тарик Альхаурани обращает внимание на то, что подготовка и согласование MDS-контракта дело достаточно долгое и трудоемкое. Оно может занимать год и даже более... Содержание MDS-контракта зависит не только от потребностей заказчика, но и от степени его зрелости — то есть готовности отдать на аутсорсинг (полностью или частично) процессы обработки и печати документов.

Тарик Альхаурани отмечает, что у японской компании есть глобальные MDS-клиенты (например, Deloitte, AEG, O2, Johnson&Johnson, РЕСО, MINI, VOLVO, AEG), с которыми она работает напрямую, но в нашей стране её торговое представительство с конечными пользователями принципиально не работает, перенаправляя их (конечных пользователей) запросы своим MDS-партнерам. Таковых, по словам Тарика Альхаурани, сейчас в нашей стране насчитывается 15. И реализуют они 11 крупных проектов (среди клиентов российских MDS-партнеров Kyocera называются такие структуры как ДИТ г. Москвы, Страховая группа МСК, Столичный ювелирный завод АДАМАС).

Источник: Владимир Митин, для crn.ru