Компания «Крок» подвела итоги 2010 г. Общий объем бизнеса достиг 832 млн. долл. по средневзвешенному годовому курсу, что на 32% больше результатов предыдущего года. В 2007 г., по данным компании, ее оборот составлял 803 млн. долл. в 2008-м — 860 млн. долл., в 2009-м — 631 млн. долл.

Выполнено более 1866 проектов, из них более 680 — крупные для корпоративных заказчиков. Увеличилось число проектов для территориально распределенных розничных сетей, промышленных предприятий, телеком- и транспортных компаний. Отмечается тенденция укрупнения проектов. В структуре оборота компании 59% приходится на федеральные, 41% — на региональные проекты.

Борис Бобровников, генеральный директор компании «Крок», сообщил, что 10% клиентов приносят 90% дохода. По его словам, за время кризиса ИТ-рынок заметно изменился. Сейчас ИТ-проект оценивается по тому, помогает ли он решать конкретную бизнес-задачу, он должен иметь ясные сроки, в которые будет получен очевидный эффект, подчеркивает он. Никто не намерен ждать 2, 3, 5 лет. ИТ все еще сильно недооценены, уверен он, однако прогноз IDC считает излишне оптимистичным. Согласно этому прогнозу, объем ИТ-рынка в России к 2014 г. достигнет 35 млрд. долл., тогда как в 2010 г. он оценивался менее чем в 20 млрд. долл., а в 2011-м ожидается чуть больше этого уровня.

Итоги работы «Крок» интересны и сами по себе, но в большей мере — «как зеркало российской системной интеграции», как своеобразный индикатор ситуации. Борис Бобровников отметил несколько важных трендов в поведении заказчиков: отложенный спрос на «железо», ИТ как средство решения бизнес-задач, зкономия на инфраструктуре и переход к ИТ как к сервису, развитие технологий, связанных с мобильными и социальными коммуникациями, развитие энергоэффективных и «зеленых» технологий.

Компания «Крок» — одна из крупнейших на нашем ИТ-рынке, но в отличие от других его лидеров дистрибуцией или производством оборудования не занимается, почти четверть оборота делает на услугах. Поэтому колебания спроса на ПО и сервис ее показатели отражают точнее, а они довольно любопытные.

Растет спрос на бизнес-приложения: 73% на решения по управлению финансами и 39% на BI-системы и хранилища данных. Тренд на повышение управляемости и прозрачности бизнес-процессов корпоративных организаций на 23% увеличил спрос на BPM-системы, разработку ПО и электронный документооборот (СЭД). Стали актуальными решения по интеграции СЭД с мобильными устройствами и информационными порталами.

Задача оптимизации увеличила и спрос на решения по виртуализации рабочих станций и серверной инфраструктуры, доставке приложений, управлению жизненным циклом мобильных устройств, построению систем на open source продуктах. В 2010 г. на 50% увеличилась выручка от решений по оперативному управлению производством энергетических и промышленных предприятий.

На 76% вырос спрос на решения видеоконференцсвязи, аудиовизуальные комплексы и построение конференц-залов. Объем работ по созданию аудиовизуальных комплексов вырос более чем в 3 раза по сравнению с 2009 г. Бобровников отмечает, что в 2010 г. впервые направление видеоконференцсвязи стало важной частью бизнеса компании, хотя первые попытки вывести на рынок эти технологии были предприняты «Крок» еще в начале девяностых годов. Отмечен новый виток развития направления контакт-центров, выросшего в 2 раза. Среди наиболее востребованных решений — Workforce Management.

Клиенты стремились централизовывать управление инженерной инфраструктурой: направление диспетчеризации выросло в 2 раза, обеспечение физической безопасности — более чем на 130%. «Крок» построил в Поволжском филиале компании «МегаФон» один из крупнейших дата-центров в стране (площадь более 6 тыс. м2, 100%-ное резервирование всех инженерных подсистем, первый в России сертифицированный по Tier III многоэтажный ЦОД).

Руководители компании считают, что набирает обороты тенденция перехода к ИТ как к услуге. В 2010 г. направление аутсорсинговых ЦОДов выросло более чем в 7 раз, клиенты использовали АЦОД «Крок» для размещения как основных, так и резервных мощностей. Быстрый рост аутсорсинга налицо, темпы его нарастают, подчеркивает Бобровников, причем основное внимание заказчики теперь уделяют качеству услуг, а не их цене, как раньше. Глава «Крок» уже неоднократно высказывал мнение о том, что росту аутсорсинга инфраструктуры будет прямо способствовать ее устаревание (через год-два от нынешнего момента), а средств на апгрейд у заказчиков к этому времени не окажется: экономика уже не будет расти так же быстро, как в докризисный период, и заказчикам придется арендовать мощности.

Однако пока, по мере улучшения экономической ситуации, начал сказываться «отложенный спрос» на «железо»: спрос на системы хранения данных вырос на 50%, на 32% увеличился оборот по продажам серверов и систем хранения. Среди вендоров, по словам Руслана Заединова, руководителя направления центров обработки данных, лидируют IBM и EMC. Обслуживание ИТ-инфраструктуры дало 55% роста оборота компании.

При этом Заединов отметил, что фокус внимания заказчиков смещается в сторону комплексного обслуживания, повышается роль высокоинтеллектуальных «интегрированных» услуг, растет спрос на поддержку свободного ПО. Заединов считает, что в «Крок» создана реальная облачная платформа, на ее основе предлагаются, впервые в стране, IaaS-услуги, разработано и запущено портфолио SaaS-решений. Примечательно, что предлагается демоуслуга облачных вычислений. Эти бесплатные пилотные проекты предоставляют возможность не просто попробовать, но и подготовить свои приложения к переносу в «облака», с тем «чтобы при необходимости можно было сделать это быстро, полтора десятка таких клиентов уже ведут „пилотирование“».

Собственно по аутсорсингу дата-центров у компании результат необычный: оборот вырос на 578%. У «Крок» есть три дата-центра. «Волочаевская-1» на 88 стоек, «Волочаевская-2» на 110 стоек и строящийся ЦОД на заводе «Компрессор» на 800 стоек мощностью 8 МВт. В текущем году планируется его пуск и сертификация по Tier III у Uptime Institute.

В последнее время общей тенденцией, способной серьезно усилить спрос на аренду ИТ-инфраструктры, и интеграторы, и клиенты называют дефицит электроэнергии, сложности подключения к энергоснабжению, его неустойчивость и цену.

При этом в «Крок» отмечают растущую востребованность «зеленых», энергосберегающих технологий и устройств. Спрос на них увеличивается не потому, что все заказчики вдруг обратили внимание на окружающую среду, считает Бобровников, а потому, что экономия энергии стала для них чрезвычайно серьезной проблемой.

Рост оборота по направлению телекоммуникаций составил 47%. Максимальный прирост отмечен по HP, по Polycom — заметный. У компании появились новые вендоры по телеком-оборудованию: Mobixell — системы оптимизации мобильного контента, Verint Systems Inc — системы записи переговоров, управления качеством и персоналом, AcmePacket — управление сессиями, Extreme Networks-коммутаторы, беспроводное оборудование (с декабря 2009). Разработаны и внедрены интересные решения на iPad: управление светом, жалюзи, шторами, управление видео- и аудиооборудованием, вывод презентаций из сеанса ВКС.

Департамент интеллектуальных зданий добился роста оборота на 21%, причем максимальный прирост, в полтора раза, отмечен по направлению «обеспечение безопасности».

Департамент информационных технологий показал рост на 20%, причем максимум — по разработке и поддержке заказного ПО, BPM и документооборота. Среди новых партнеров «1С» и QlikView.

Всего в 2010 г. у «Крок» появилось 18 новых партнеров-вендоров, в том числе по СХД NetApp, по системам бизнес-анализа QlikTech, по интеграционным программным продуктам Quest Software, по динамическим дизельным ИБП Hitec Power Protection.

Ключевыми новыми компетенциями, полученными в прошедшем году, в компании считают три группы:

  • Вычислительные системы и СХД: создана облачная платформа и «демооблако», получена аккредитация VCE, разработано архивное отраслевое решение (совместно с Documentum), внедрена EMC DataDomain.
  • Телекоммуникационные решения, call-центры: решения операторского класса, оптимизация сети на решениях Riverbed, Cisco и Blue Coat, IP-TV на базе Cisco Scientific Atlanta, управление call-центрами на платформе Verint Workforce Management.
  • Интеллектуальные здания: динамические дизельные источники бесперебойного питания HiTec, системы безопасности зданий на базе решений Bosh.

На текущий год заявлены следующие планы: сохранять лидерство в поставке ИТ-решений в банки и в ретейл-сектор, увеличивать присутствие в телекоме, энергетике, нефтегазе, промышленности, наращивать долю аутсорсинга вычислительных мощностей, предоставления ИТ-услуг как сервиса, достичь лидерства в строительстве ситуационных центров, наращивать направление интеграционных решений, расширять присутствие на рынке направления промышленной автоматизации, развивать компетенции и увеличивать количество проектов по управлению ассортиментом, логистикой и поставками, расширять применение энергосберегающих технологий при реализации инженерных систем для зданий и ЦОДов. Интересно будет через год сравнить показатели выполнения планов с итогами 2011 г.

Безусловно, это серьезные ориентиры, но хотелось бы подчеркнуть одну особенность поведения «Крок» на рынке: стиль. Можно спорить о том, каков он, но он есть и видно, что его целенаправленно развивают и культивируют. Итоговая пресс-конференция была тому ярким подтверждением. Подавляющее большинство подобных мероприятий удручающе однообразны: собирается топ-менеджмент, одетый согласно традиционному деловому дресс-коду, и более-менее долго и нудно рассказывает о случившихся успехах, чаще всего старательно избегая точных цифр.

Топ-менеджмент «Крок» докладывал о своих достижениях, облаченный в белоснежные кимоно (см. фото), и на цифры не поскупился, а Борис Бобровников начал свое выступление тезисом «ИТ — боевое искусство бизнеса».