Александр Калинин, президент Национальной компьютерной корпорацииВ 1996 г. НКК еще не существовало, но уже достаточно энергично работали все компании, которые и образовали потом этот холдинг. В том числе и «Аквариус»: на тот момент компания уже шесть лет выпускала компьютеры под одноименной торговой маркой. Интересно, что «Аквариус» — один из немногих сборщиков того периода, кто дожил до наших дней и, несмотря на возраст, бодр и энергичен. Наверно, мало кто сейчас вспомнит тогдашних конкурентов «Аквариуса» — компании Sunrise и «Вист». Из любопытных событий того периода: в 1996 г. «Аквариус» первым в России поднял тему сертификации на соответствие международным стандартам качества ISO 9002 и совместно с ВНИИ ПВТИ начал разработку отечественных стандартов системы качества производства, отвечающих международным требованиям.

Также в 1996 г. только-только «родилась» компания Landata. Она начиналась с четырех человек, которые располагались в небольшой комнате с зелеными обоями. До сих пор ее помню.

Что касается OCS, то она хоть и была маленькой, но уже тогда у нее проявилась тяга к нестандартным решениям — к 1996 г. компания имела 3 филиала, причем первый из них открылся в Перми, а только второй — в Москве. На тот момент в OCS работало, наверно, человек 40. Главные ньюсмейкеры дистрибуции того времени тоже давно исчезли с горизонта — «Лампорт», «Стиплер», CHS...

По моему мнению, наибольшее влияние на рынок второй половины 90-х годов оказал 1998 г. Рынок слишком беспроблемно и бурно рос в 1995–1997 гг., и, конечно, многие не задумывались над причинами этого роста и возможными последствиями. Но грянул дефолт, и все, кто так или иначе сотрудничал с зарубежными вендорами (а это 99%), оказались в тяжелой ситуации и понесли финансовые потери.

Мы не исключение, но из всех компаний сегодняшней НКК меньше всего пострадала Landata, компания обошлась «малой кровью» — двойной уплатой налогов (банк, в котором мы обслуживались, развалился вместе с уже выплаченными сборами) и месячным отпуском сотрудников «за свой счет».

Интересно, что незадолго до кризиса меня не покидало внутреннее ощущение, что этот пузырь с ГКО скоро лопнет. Более того, было предчувствие даты их обрушения — 15 августа, о чем на «Русском Дне» в Сочи я всем и говорил в ходе панельной дискуссии. Ошибся, конечно же. Всё произошло 18-го.

Но, как известно, кризис — это в первую очередь новые возможности. Всем, кто хотел дальше работать, пришлось серьезно задуматься о будущем и искать внутренние резервы. Дефолт и обвал рубля привели к существенному повышению интереса к продукции российских производителей, и наши компании решили этим воспользоваться. «Аквариус» наладил сотрудничество с дистрибьюторами — с OCS в 1998 г., с Landata — в 2000-м. Начиная с 1998 г. корпоративные заказчики, которые тогда представляли большую часть рынка, начали серьезно пересматривать бюджеты, отношение к информатизации и к продукции российских компаний.

«Аквариус», «АНД Проджект», «Ландата» и OCS слились на пике этой тенденции переформирования потребительских предпочтений корпоративных заказчиков. Итог известен: кризис заложил основы нашего холдинга, который окончательно определился в начале 2000-х. А в 2003-м мы уже объявили рынку о его создании.

Теперь мы можем смело говорить, что создание НКК дало каждой компании сильнейший импульс для развития. Каждая смогла более четко определить собственный бизнес-фокус и здорово усилила позиции в своем сегменте. При этом процесс фокусировки продолжился, и в 2004 г. была образована компания «Систематика» на базе «АНД Проджект» и интеграторских подразделений «Аквариуса». Впоследствии к ним присоединились TopS BI и Landata, и на рынке появился новый сильный игрок в сегменте системной интеграции — группа компаний «Систематика».

«Аквариус» продолжал расширять модельный ряд техники. В его ассортименте помимо традиционных ПК и серверов появились как новые товарные группы (ноутбуки, СХД, мониторы), так и комплексные решения для различных отраслей (медицина, образование, ВПК). И даже в кризис 2008–2009 гг. «Аквариус» смог увеличить объем бизнеса — в 2010 г. продажи выросли на 28%.

OCS стала одним из крупнейших федеральных дистрибьюторов. Поступательное развитие компании привело к тому, что OCS сейчас прекрасно диверсифицирована по региональному, продуктовому, канальному направлениям. Все это, безусловно, помогло компании успешно преодолеть последствия кризиса — в 2010 г. ее оборот вырос на 63% к 2009 г. и на 27% к 2008 г.

Сейчас, заглядывая в прошлый век, можно сказать, что тогда было интереснее, поскольку все делалось впервые. Вдобавок ко всему после кризиса 1998 г. рынок очистился от случайных людей и компаний, которые владели помимо ИТ и другими видами бизнеса. Остались лишь фанаты своего дела, желающие заниматься именно этим. К сожалению, сейчас эти фанаты стали старше, мудрее и менее фанатичными...