Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить
Увеличить

Проблеме контрафакта на рынке офисной печати уже не один десяток лет. С поддельными картриджами, тонером и чернилами с переменным успехом борются на всех континентах и всеми непротивозаконными средствами. Однако пока есть спрос, будет и предложение. И основная задача канала поставок оборудования для печати — как вендора, так и дистрибьюторов, и реселлеров — заключается в том, чтобы всемерно сокращать спрос на контрафактную расходку. Не оставляя в покое, разумеется, и тех дельцов, что предлагают её незадачливым покупателям.

Если непосредственные владельцы принтеров и МФУ, приобретя недешёвую технику за собственные деньги, бесстрашно заправляют её расходными материалами сомнительного происхождения, рассчитывая таким образом сэкономить, — что ж; по крайней мере, таков их свободный осознанный выбор. В крайнем случае, оплатят потом негарантийный ремонт своего аппарата либо закажут новый взамен безнадёжно испорченного. Однако приобрести контрафактный картридж может по неведению и совершенно добропорядочный заказчик — а затем с ужасом осознать, что с гарантийного обслуживания его устройство снято, и с претензиями в связи с низким качеством отпечатков обращаться попросту не к кому.

Преступление и наказание

В июне 2019 г. были опубликованы результаты анализа рынка контрафактных расходных материалов, которое исследовательская компания Harris Interactive провела по заказу HP. Выяснилось, что непростая ситуация в мировой экономике и международной торговле напрямую отражается на активности изготовителей и поставщиков поддельных расходников. В глобальном масштабе ущерб, наносимый поставками контрафакта добропорядочным участникам рынка и государственным бюджетам (с учётом недополученных налогов), оценивается в 3 млрд долл. США ежегодно.

Ситуацию усугубляет стремление недобросовестных дельцов расширить сферу своего влияния, вовлекая в оборот поддельных расходных материалов не слишком внимательных потребителей. Увы, играть на людских слабостях оказывается проще простого в реалиях омниканального рынка и e-commerce: ведь каждый покупатель, частный или корпоративный, уже научился сверять цены в Интернет-поисковике перед покупкой. И действительно, когда рядом на веб-странице оказываются два предложения одного и того же на вид товара, но по цене различающиеся в разы, многим захочется сэкономить — даже если осознание связанных с этим рисков присутствует. А если нет?

Опрос, проведённый Harris Interactive, свидетельствует: за последние 4 года количество компаний, работающих с проверенными поставщиками (в отчёте используется термин «trusted primary supplier»), в среднем по миру сократилось более чем на 30%. И, соответственно, число заказчиков, которые приобретают продукцию, ориентируясь только лишь на её цену в момент продажи, выросло почти на ту же самую величину — на 27%. Иными словами, около трети бизнес-покупателей расходных материалов в погоне за сиюминутной экономией отказываются от услуг заведомо заслуживающих доверия поставщиков.

Важно подчеркнуть, что далеко не все из этой трети чётко осознают, на что именно идут и какому риску себя подвергают. К примеру, в регионах, наиболее насыщенных предложениями контрафактных расходников — а это, по свидетельству Harris Interactive, Ближний Восток, Восточная Европа и вся Африка, — три четверти опрошенных бизнесменов совершенно уверены, что приобретают исключительно подлинные картриджи для своих принтеров и МФУ. То есть допускают хоть какую-то тень сомнения на сей счёт лишь 25%, — однако именно в этих регионах «отказники» от сотрудничества с trusted primary suppliers явно составляют значительно большую долю, чем средняя по миру (упоминавшиеся ранее 30%).

Очевидно, что добросовестных заказчиков, которые искренне не могут уловить разницы между оригинальными и контрафактными расходными материалами, очень и очень много. Представителям малого и среднего бизнеса особенно сложно быть уверенными в подлинности приобретаемых картриджей. У этих коммерсантов отсутствуют не просто навыки определения подлинности приобретаемого продукта, но и в целом само понимание того, что подлинность эту возможно каким-то надёжным способом верифицировать. Недостаёт «добросовестным невеждам» и осознания рисков, связанных с использованием поддельной продукции. Всё это, в свою очередь, побуждает поставщиков подделок наращивать усилия, — и порочная спираль раскручивается год от года сильнее.

Безусловно, вендоры стремятся непосредственно противостоять теневым игрокам на рынке расходных материалов, в частности, активно взаимодействуя с местными правоохранительными органами. Так, с мая по октябрь 2019 г. компания НР провела более 200 проверок поставок заказчикам (CDI). В результате немало ценных заказчиков, рисковавших в полной мере испытать на себе последствия (пусть нечаянного) нарушения условий эксплуатации принтеров и МФУ, были защищены от злоумышленников, которые пытались продать им контрафактные расходные материалы.

Среди около 34 тыс. единиц подозрительной продукции, поставленной заказчикам НР в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке, эксперты компании примерно в половине случаев выявили подделки — и также смогли своевременно удержать заказчиков от неосознанного совершения непоправимых шагов. Всего за последние 5 лет только в регионе EMEA при поддержке HP было изъято около 12 млн единиц контрафактных товаров и компонентов, проведено свыше 4500 инспекций складских запасов реселлеров и подозрительных клиентских поставок. Лишь один конкретный пример: в 2019 г. в России в ходе серии крупных рейдов правоохранительные органы ликвидировали преступную группировку, которая занималась оптовой торговлей поддельными картриджами под марками HP и Samsung. В ходе рейдов на жилые и складские объекты в Поволжье и Московской области было конфисковано 10 тыс. контрафактных картриджей и 205 тыс. единиц компонентов для производства поддельных расходных материалов.

В знании — сила

И всё же важнейшей задачей остаётся сокращение потребительской базы изготовителей контрафакта. Всему каналу, а не только вендорам, выгодно возвращение «добросовестных невежд» к закупкам оригинальных расходных материалов; повышение уровня их сознательности и осведомлённости. Именно поэтому компания HP развёртывает активную просветительскую работу среди клиентов и партнёров в рамках особой программы по борьбе с контрафактной продукцией и мошенничеством (ACF).

Цель такой работы — повысить бдительность и участников канала, и конечных заказчиков в отношении подделок картриджей и иных видов расходной продукции. С мая по октябрь 2019 г. около 90% канальных партнёров, у которых были проведены не объявлявшиеся заранее проверки силами экспертов ACF, успешно подтвердили оригинальность расходных материалов на своих складах. Этот высокий результат наглядно демонстрирует, что действительно заслуживающие доверия trusted primary suppliers — надёжный источник подлинных продуктов под маркой HP.

Разумеется, у каждого добросовестного заказчика в любой момент есть возможность удостовериться, действительно ли оригинальный картридж он приобретает. Для этого достаточно совершить несколько простых шагов: прежде всего — проверить голографическую защитную наклейку. Надпись «ОК» и значок «V» на ней должны смещаться в противоположных направлениях при наклоне упаковки вперёд-назад, и в одном направлении — при наклоне вправо-влево.

Второй шаг — отсканировать QR-код на упаковке с использованием приложения HP SureSupply или же любого универсального сканера QR-кодов. При отсутствии под рукой соответствующего устройства можно открыть в веб-браузере сайт www.hp.com/go/ok, чтобы там проверить подлинность кода.

Наконец, третий шаг, если один из первых двух выявил подделку, — сообщить о ней. При этом важно ни в коем случае не выбрасывать сам картридж, его упаковку и сопроводительные документы (счета, предложения о закупке и т. п.), — это поможет правоохранительным органам быстрее выйти на след злоумышленников.

Компания НР недавно вновь открыла обновлённый сайт по программе ACF, hp.com/go/anticounterfeit, — единый центр информационных ресурсов, который содержит специальные руководства по борьбе с контрафактной продукцией, информацию о бесплатных проверках поставок заказчикам НР (СDI). А также — удобные формы обратной связи, через которые любой коммерческий покупатель расходных материалов НР без труда сможет отправить запрос на проведение проверки или же сообщить о подозрениях относительно подлинности приобретаемой им продукции. Особую значимость программа ACF приобретает в ходе проведения торгов, когда злоумышленники нередко предлагают подделки сразу множеству потенциальных клиентов — а те в суматохе и спешке часто манкируют даже простейшими проверками, неся из-за этого впоследствии ужасающие убытки.

Как свидетельствует проведённый самой НР онлайновый опрос, около 97% заказчиков её продукции с готовностью рекомендуют бесплатный сервис проверки поставок (CDI) коллегам по бизнесу, называя этот процесс чрезвычайно удобным и не мешающим нормальному течению процессов в компании (97%), а также надёжным способом своевременно предотвратить поставки контрафактных материалов заказчикам (95%). Вне зависимости от того, малыми партиями закупает клиент расходные материалы НР, средними или большими, подлинным обязан быть каждый картридж — чтобы обеспечить гарантированное брендом НР качество и долговечность выводимых на печать документов, экономическую выгоду в плане снижения общей стоимости владения инфраструктурой печати и превосходную поддержку со стороны НР.

Чрезвычайно важно уберечь заказчиков, которые осознанно выбирают оригинальные расходники, от риска попасть на удочку откровенных мошенников. И для самих заказчиков, и для вендора, и для всех участников канала это имеет первостепенное значение, поскольку именно расходные материалы образуют львиную долю совокупной стоимости владения устройством печати на всём протяжении расчётного срока его службы.

Не отдавайте своих денег злоумышленникам, тщательно следите за подлинностью продукции под брендом НР!

HP Inc.

Ленинградское шоссе, 16А, корпус 3, 9 этаж
+7 (495) 797-35-00  
www8.hp.com/ru


Спецпроект