14 сентября 2021 г.

9-10 сентября дискуссионная площадка New Retail Forum собрала ключевых участников рынка в Технопарке «Сколково» — представителей крупнейших ритейлеров, розничных сетей, маркетплейсов, интернет-компаний и сервис-провайдеров.

Основным форматом мероприятия стала панельная дискуссия — «Цифровизация ритейла и новые бизнес-модели», которая позволила обсудить основные изменения бизнес-процессов ритейла после затянувшейся пандемии и прогнозы и тренды рынка e-commerce.

По оценкам Data Insight, в 2020г под влиянием пандемии объем рынка e-commerce составил 2,7 трлн. рублей, что демонстрирует рост +58%. Появились новые онлайн-покупатели, порядка 10 млн. человек пришли в онлайн-покупки за три месяца карантина. К 2025 году рынок вырастет в четыре раза и достигнет — 10,9 трнл. руб.

В своем выступлении Федор Вирин, партнер Data Insight, представил рост количества заказов и изменения на рынке e-commerce. В прошлом году к B2C рынку добавились новые сегменты, среди которых крупные универсальные маркетплейсы. Они составили более четверти от онлайн-продаж и почти половину всех заказов.

Президент «Азбуки вкуса» Денис Сологуб отметил, что онлайн-потребление начнет упираться в экономическую составляющую, хотя сейчас это во многом инвестиционные деньги. Многие компании и проекты, представленные на рынке, не смогли привлечь инвестиции под свои перспективы и выйти на окупаемость, по итогу закрываются, уходя с рынка. «Мы приучаемся платить за доставку. Если вспомнить интернет-торговлю 3-4 года назад, то основной фактор был — товар стоил столько же сколько и в офлайн магазине. Доставка была включена в конечную маржу товара. Следующий шаг — это платить за сборку товара, так как это большой и серьезный труд. Например, логистика для Азбуки вкуса составляет 3-4% от оборота. Здесь мы говорим только про развоз товара, не считая выкладки товара на полки».

Генеральный директор «Детского мира» Мария Давыдова рассказала о том, что растущая офлайновая сетка компании в текущей ситуации — это элемент логистической инфраструктуры, каждый магазин — это склад. «Хочется уходить от понятия омниканальности к гармоничной модели ритейла, где смешаны онлайн и офлайн. Порядка 75% потребителей не отдают предпочтение чему-то конкретному — только лишь онлайну или офлайну. Их выбор зависит от разных факторов — бюджета, места, жизненной ситуации, загруженности. По факту 87% наших покупателей, приобретающих товар в онлайне, выбирают функцию „забрать товар из магазина“, не ждать курьера, не быть привязанным к определенному времени».

Соломон Кунин, генеральный директор маркетплейса СбергМегаМаркет отметил значительное смещение фокуса стратегии и ставку компании на офлайн-розницу — бронирование товаров клиентом на маркетплейсе и самовывоз из офлайн-магазина. «За последний год доля таких продаж выросла с 5% до 30%. Это говорит о том, что однозначно эта модель востребована и недооценена маркетплейсами. Мы создаем „цифровой торговый центр“, в котором есть не только элемент конкуренции, но и элемент партнерства».

Эксперты обсудили происходящую сегодня трансформацию ритейла за счет внедрения облачных технологий. По мнению Федора Прохорова, CTO SberCloud, развитие любого ритейла, в том числе ритейла в традиционном понимании требует расширения существующих или создание новых IT-систем. «Учитывая то, что происходит сегодня на рынке IT-оборудования — логистические проблемы, проблемы с производством, с серверами, единственный шанс в обозримом будущем расширить или обновить системы — путь в облако. Со стороны SberCloud мы делаем все возможное, чтобы с одной стороны для традиционных клиентов сделать это максимально прозрачно, предоставляя сервисы похожие на используемые в их собственных дата-центрах. Но и параллельно развиваем сервисы для компаний следующего поколения, которые готовы использовать более высокоуровневые PaaS (сервисы приложений) и строить свои новые системы уже не на базе голой инфраструктуры, а из более крупных блоков, из которых можно создать приложение за несколько дней силами одного программиста».

Алексей Иванов, и.о. генерального директора Intel в России, отметил, что ритейл — это сегмент, который активно внедряет новые технологии. «Причина в том, что все разработчики как программного, так и аппаратного обеспечения сами являются пользователями ритейла. Мы все являемся покупателями и хотим улучшить свой опыт. Поэтому в разработку вкладывается дополнительная мотивация, чтобы улучшить и упростить все процессы. Ритейл будет оставаться пионером цифровой трансформации и инновации длительное время».

Омниканальность — это важно не только для ритейлеров, но и пользователей. Но за ней стоит большая работа по созданию цифровой инфраструктуры, по обмену данными для создания сервисов, которые люди действительно оценят. Алексей рассказал о новой концепции совместных вычислений и технологиях Intel для защищённой работы с данными разных компаний. У ритейлеров много данных о своих покупателях, но это касается и транспортных компаний, банков, авиаперевозчиков, такси. «Здорово совместно работать с этими данными, но этому препятствуют требования регуляторов, определенные задачи по обеспечению целостности данных. Наши технологии снимают эти болевые и проблемные точки и позволяют привносить в свои операции аналитику, опирающуюся на данные партнеров по экосистеме, и тем сама обогащать опыт пользователей с помощью таргетированных предложений».

В рамках форума прошло 17 отраслевых конференций, 57 практических сессий, выступило более 240 спикеров, а в выставке технологических решений для ритейла приняло участие более 60 экспонентов.

Компания: New Retail Forum

ПечатьПечать без изображенийВсе фото- и видеорепортажи