2 апреля 2015 г.

Продажи ноутбуков и планшетов замедляются, однако в сегменте устройств «2-в-1» ожидается рост на 60% в этом году. И VAR’ам следует об этом знать.

Новый подсегмент рынка

Продажи ноутбуков замедлились, сегмент планшетов также демонстрирует снижение темпов роста, однако гибрид того и другого — так называемые устройства «два-в-одном» — должен продемонстрировать значительный рост в 2015 году и далее, считают аналитики.

Конечно, устройства «2-в-1», такие как Microsoft Surface 3 и ASUS Transformer, всё еще составляют лишь очень малую долю ПК-рынка. Но их популярность неуклонно растет, так как этот форм-фактор весьма привлекателен для определенной части пользователей, сочетая в себе портативность планшета и вычислительные возможности ноутбука, указывают аналитики.

К 2019 году, считает IDC, каждый десятый компьютер, проданный в США по коммерческим каналам сбыта, будет устройством «2-в-1». Вот что следует знать поставщикам решений об этой новой подкатегории.

Что это такое — «2-в-1»?

Постараемся дать определение категории устройств «два-в-одном». Если не усложнять, то они ближе к традиционным ноутбукам, но имеют (некоторые) отсоединяемую клавиатуру. В этом их главное отличие от планшетов, таких как iPad, где клавиатура рассматривается как аксессуар. Устройства «2-в-1» могут служить как ноутбук (имея чаще всего полноразмерную клавиатуру), но позволяют также отсоединить сенсорный экран, превращаясь в планшет.

В зависимости от разных конструктивных конфигураций, изобретаемых производителями, такой гибридный ноутбук/планшет называют разъединяемым, шарнирным, слайдером, «тентом» или «вертушкой» (букв. Ferris wheel — «чёртово колесо»). Примерами могут служить HP Pro x2, серия Dell Latitude 13 7000 и Portege Z20t компании Toshiba.

Сравним продажи

IDC ожидает, что в 2015 году поставки ноутбуков на зрелых рынках снизятся на 2,9%. Мировые поставки планшетов вырастут на 2,1%, а поставки устройств «2-в-1» в Северной Америке увеличатся на 60%, прогнозирует IDC.

Строго говоря, сегмент «2-в-1» нельзя назвать процветающим, поскольку рост на этом рынке отсчитывается от очень низкой базы и лишь подчеркивает, сколь мала еще эта категория. В 2015 году устройства «2-в-1» по-прежнему будут составлять менее 4% коммерческих продаж компьютеров в США, указывает IDC.

Лидеры доли рынка в США (коммерческий канал)

Microsoft со своим Surface Pro 3 удерживает 42% рынка устройств «два-в-одном» в США. На долю ASUS с ее моделью Transformer Book T300 приходится 20% рынка. Dell имеет 17% рынка «2-в-1» со своей серией Latitude 13 7000. Hewlett-Packard удерживает 11% рынка; ее флагманская модель — HP Pro x2. И, наконец, Toshiba, Lenovo и Fujitsu совокупно практически исчерпывают этот коммерческий сегмент в США.

Что подталкивает рост?

Росту в этом сегменте способствуют сразу несколько тенденций: заметность необычного форм-фактора, потребность остановить разрастание количества устройств, осознание, что планшеты не могут служить полноценным инструментом офисной работы, и, конечно, будущий старт Windows 10, выпуск которой ожидается этим летом.

Аналитики считают, что Windows 10 принесет заметный рост продаж. Почему? Потому что улучшения, сделанные в этой ОС, устранили ошибки, допущенные в Windows 8, и поскольку релиз совпадает с привычным циклом обновления операционных систем Microsoft.

Новая Windows 10 будет гораздо более приспособлена к сенсорному экрану и планшетам в частности, так что будет намного пригоднее для корпоративных приложений по сравнению с Windows 8.1. Кроме того, для нее будет гораздо больше корпоративного ПО.

Обуздать количество устройств

По оценке The NPD Group, на каждого служащего в сегменте СМБ приходится в среднем по 3,5 компьютерных устройства. NPD прогнозирует, что 23% служащих СМБ откажутся от использования традиционных планшетов и ноутбуков и перейдут на устройства «два-в-одном», предлагающие более привлекательный баланс портативности и возможностей работы.

Подспудным ускорителем этого перехода служит потребность упростить управление мобильными устройствами (MDM), которую испытывают организации. Как результат, «консолидация» мобильных устройств позволит снизить расходы на ПО и сопровождение, а их количество сократится с 3,5 до одного, считает NPD.

Возможности для канала

Для реселлеров в канале устройства «2-в-1» открывают уникальные возможности. Рынком востребован этот форм-фактор, обеспечивающий полноценную мобильную работу в различных вертикалях — здравоохранении, фармацевтических фирмах, в полиции и подразделениях охраны, они нужны инженерам-наладчикам и на стройплощадках.

VAR’ы могут дополнительно выиграть от внедрения таких устройств у заказчиков, поскольку они открывают возможность предложить дополнительные корпоративные услуги, например, администрирования мобильных устройств (MDM), указывают аналитики.

Позиции устройств «2-в-1» на фоне планшетов и ноутбуков

Согласно данным IDC, в 2014 году ноутбуки составляли 74,8% всех компьютеров, проданных по коммерческим каналам сбыта в США. К 2019 году их доля снизится до 61,3%. На долю планшетов приходилось 23,6% всех компьютеров, проданных коммерческим заказчикам США в 2014 году. К 2019 году она вырастет до 28,8%, прогнозирует IDC.

Устройства типа «два-в-одном» составляли всего лишь 1,5% всех компьютеров, проданных организациям в 2014 году, но к 2019 году каждый десятый проданный компьютер (а точнее, 9,8%) будет иметь такой форм-фактор, ожидает IDC.

Что тормозит продажи устройств «2-в-1»?

Прежде всего, это высокие цены, характерные для моделей «два-в-одном», указывает IDC. «Для массового принятия нужны разумные цены на устройства и более просторный экран», — пишет Раджани Сингх (Rajani Singh), старший аналитик исследования IDC.

Большинство выпущенных моделей этого типа имели экран 12 дюймов или меньше. «Если модели „два-в-одном“ хотят привлечь больше пользователей ноутбуков, то им нужен больший экран. Возможности работы на ноутбуке тесно связаны с размером экрана», — указывает Сингх.

«Фактор Windows»: преимущества устройств «2-в-1» с точки зрения ПО

И Microsoft, и Intel агрессивно продвигали гибридные устройства «два-в-одном» как оптимально подходящие для операционной системы Windows. Хотя продажи Android- и iOS-устройств превышают продажи форм-фактора «2-в-1» даже в сегменте офисной работы, гибридные Windows-планшеты имеют явные преимущества перед теми и другими — прежде всего, доступ ко всей экосистеме ПО для Windows, а кроме того поддержку полезной периферии: мыши, портов и всевозможных USB-адаптеров (dongle).

Еще одно важное преимущество в плане ПО — возможность открывать на экране множество окон и запускать приложения бизнес-класса, которые не портированы на Android или iOS.

«Фактор Apple»: ожидается ли MacBook «2-в-1»?

Если Apple станет игроком в сегменте «два-в-одном», это могло бы придать новое ускорение данной категории устройств. Но не спешите замирать в предвкушении.

Главный управляющий Apple Тим Кук не раз отвергал идею гибридных устройств как нелепую. В свое время он охарактеризовал Surface Pro первого поколения как «идущий на компромиссы (compromised) и сбивающий с толку (confusing) продукт» и сравнил его с «автомобилем, который летает и плавает».

© 2015. The Channel Company LLC. Initially published on CRN.com, a The Channel Company website, at https://www.crn.com. Reprinted with permission.

Источник: Том Спринг, CRN/США