24 июня 2015 г.

На рынке набирает обороты интересный тренд: увеличивается диапазон цен компьютеров, доступных в ритейле. Чтобы понять, к чему это может привести и как это можно использовать, нужно внимательно посмотреть на технические характеристики и понять актуальность систем для пользователей, чтобы предположить возможные действия продавцов.

Windows-компьютер по цене менее 5000 рублей стал реальностью — столько будет стоить Multipad Visconte Quad 3G от компании Prestigio, который будет доступен в фирменных салонах «МегаФона». Как видно из названия, это планшетный компьютер. Построена новинка на платформе Intel, в ней использован Atom Z3735G с частотой до 1,83 ГГц. У компьютера «на борту» гигабайт оперативной памяти, 16 Гб на флэш-диске (есть слот для microSD-карт емкостью до 32 Гб) и еще 15 доступно на One Drive (разумеется, можно использовать и другие «облачные» ресурсы). Дисплей использует восьмидюймовую IPS-матрицу с WXGA-разрешением (1280×800 точек). Встроенные камеры посредственные — основная с двухмегапиксельным сенсором (вспышки и автофокуса нет), фронтальная лишь с VGA-разрешением — но для видеотелефонии и других утилитарных задач этого достаточно. Беспроводные интерфейсы — Bluetooth, Wi-Fi и 3G-модем, из кабельных — разъем для наушников и один USB-порт. Вес системы составляет всего 370 грамм, толщина корпуса — 9 мм. Встроенная батарея обеспечивает, по данным производителя, до 170 часов работы в режиме ожидания и до шести часов работы при высокой нагрузке на процессор (например, при просмотре видео).

Практически мы видим старый добрый нетбук, только выполненный в форм-факторе планшета. Как и на нетбуках прошлых лет, для игр система подходит не лучшим образом (встроенная Intel HD Graphics хороша разве что для браузерных, старых или казуальных), но неигровые приложения на этом компьютере могут быть запущены практически любые — работает система под управлением Windows 8.1, про возможность обновления до Windows 10 официальных данных нет — но не с любыми будет достаточно комфортно работать, ведь вычислительная мощность не самая высокая, а площадь экрана невелика. Возможность подключения внешнего монитора делала бы компьютер хорошим решением для работы с текстами, но соответствующий разъем в планшете отсутствует.

Недорогие системы по-прежнему малоактуальны традиционной компьютерной индустрии — от вендоров до ритейла — но на рынок такие решения все равно приходят. Нет заинтересованности у традиционного ритейла — системы начинают проникновение через операторские розничные сети. Как и в случае с бюджетными android-планшетами со встроенными 3G-модулями, операторы весьма заинтересованы в продвижении подобных устройств на платформе Winndows — предоставляя абоненту такой девайс, оператор обеспечивает себе доходы от трафика данных, который будет гененировать это устройство ежемесячно. При таких пролонгированных доходах от сервиса саму «железку» оператору можно продавать с минимальной маржинальностью, а то и себе в убыток, стимуляция роста трафика данных куда как актуальней. Между тем, рост трафика данных российские операторы стимулируют весьма успешно — например, поданным МТС, в первом квартале 2011 года российские абоненты компании скачивали в среднем 216 Мб за месяц, а в первом квартале 2015 — 2,14 Гб, но преуспевает в увеличении трафика данных «МегаФон» — который, напомним, взялся за эксклюзивную продажу Multipad Visconte Quad 3G — абоненты этого оператора в среднем скачивали в первом квартале текущего года по 3,16 Гб, почти в полтора раза больше, чем абоненты МТС.

Что в таком случае делать традиционному ритейлу? Есть несколько вариантов, предусматривающих увеличение чека, предусматривающих продажу вместе недорогих компьютеров в комплекте еще с чем-либо. Например, сам «МегаФон» делает доступным приобретение Multipad Visconte Quad 3G за 4490 рублей только при условии внесения 500 рублей на счет оператора. Ритейлер может наладить сотрудничество с «большой тройкой» и продавать такие модели, например, только в комплекте с контрактом, получая с оператора «копеечку» за подключение новых абонентов. Ритейлер может и самостоятельно «доукомплектовавать» экстремально дешевые компьютеры внешними клавиатурами, мышками, USB-хабами и прочим, что реально пригодится пользователю в последующей работе с устройством, но при этом выгодно и продавцу, так как существенно увеличивает чек. Как видно, возможности сделать торговлю недорогими компьютерами эффективной для розницы присутствуют, причем несложные и разнообразные, розничному продавцу нужно лишь выбрать оптимальные в зависимости от особенностей торговой точки и приложить минимальные усилия для их реализации.

Продажа недорогих систем со скромной вычислительной мощностью позволит привлечь внимание покупателей к серьезным компьютерам на могучих процессорах, пригодных как для любых офисных или креативных задач, а также для игр. Заметим, что такие машины появляются на рынке в изобилии, причем их номенклатура гораздо шире, чем у недорогих систем.

Например, почти одновременно с Multipad Visconte Quad 3G был анонсирован Asus GL552. Система для геймеров — вендор относит ее к линейке продукции Republic of Gamers — получила графику на основе Nvidia GeForce GTX 950M с 4 Гб видеопамяти GDDR3 и поддержкой DirectX 12. Дизайн ноутбука выполнен в традиционной агрессивной черно-красной гамме, причем «игровые» клавиши WASD имеют более интенсивную подсветку, а для более стабильного доступа к онлайн играм в нотубуке реализована технология Asus GameFirst III, оптимизирующая приоритеты использование интернет-канала. Но, разумеется, это не только игрушка, а мощный рабочий инструмент, причем универсальный, то есть подходящий для решения самого широкого круга задач — процессор Intel Core i7 четвертого поколения, дисплей с диагональю 15,6 дюйма с матовым покрытием, столь ценимым долго работающими за монитором, дисковая подсистема емкостью до 2 Тб, эргономичная клавиатура с дополнительным цифровым блоком. Разумеется, такой системе «по плечу» любые задачи — в том числе видеомонтаж, 3D-моделирование, верстка, обработка фотографий и т. д. — но даже в минимальной конфигурации она стоит 49999 рублей, то есть как десять Multipad Visconte Quad 3G. Продавать такой компьютер тоже непросто, ведь «как горячие пирожки» игровые системы не раскупают, а «зависание на складе» даже нескольких таких позиций способно существенно уменьшить доступные оборотные средства компании. Для эффективного продвижения таких компьютеров также придется применять некоторые дополнительные маркетинговые технологии, которые существуют, только в отличие от рассмотренных выше методах эффективного продвижения недорогих систем, эти хорошо известны большинству ритейлеров.

Как видно, такие «полярные» системы не конкурируют между собой, но вполне способны дополнять друг друга, будучи применимы для решения различного спектра задач. Задача ритейла — поставлять и те, и другие, обеспечивая при этом экономическую эффективность своего бизнеса. Заметим, что для продвижения «полярных» систем потребуются некоторые дополнительные действия, но в обоих случаях экономический эффект стоит того, чтобы придумывать и реализовывать расширенные схемы продвижения этих товаров.

Источник: Александр Маляревский