9 сентября 2015 г.
Сегмент трансформеров — то есть устройств, сочетающих в себе функциональные возможности как ПК, так и традиционного ноутбука — по итогам 2015 году в мире возрастет на 86% в натуральном выражении по сравнению с 2014 годом, по скорректированным данным IDC, опубликованным в последние дни лета.
Это очень выразительный рост, особенно на фоне негативных корректировок общей ситуации на мировом рынке персональных компьютеров, где общий спад по обновленному прогнозу IDC составит 8,7% против недавно ожидаемых 6,2%. Причем пессимизм IDC не только в увеличении прогнозирования спада почти в половину, но и в предсказании отсутствия роста, как минимум, до 2017 года, когда возможно увеличение продаж в корпоративном сегменте, а в продажах пользовательских ПК ничего хорошего аналитики не ожидают аж до 2018.
Что это значит для ритейла? Особое внимание следует обращать на трансформеры, так как популярность этих устройств растет. Правда, тут есть некоторые моменты, которые оказываются важными для российских условий.
Популярность: почему сейчас?
Пока особой популярности не завоевали ни трансформеры, ни даже ноутбуки с сенсорными дисплеями. А ведь в расчете именно на «тач-скрин» Microsoft создавал Windows 8, именно она должна была стать драйвером для рынка мобильных ПК, но — не стала. Почему?
Традиционному ноутбук, как показал опыт прошедших сезонов, сенсорный экран не очень-то и нужен — традиционное управление посредством сенсорной панели и клавиатуры большинство пользователей вполне устраивает. Трансформеру сенсорный экран необходим, но вот проблема — пока эти устройства имели некоторые проблемы с эргономикой, например, традиционные профили использования «таблетки» хороши для девайса весом менее килограмма, но не очень применимы для компьютера весом под два. Что поменялось сейчас?
Трансформеры стали легче. Две показательных в этом плане модели, которые трансформируются как нож-«бабочка», показаны на прошедшей IFA. Например, Lenovo ThinkPad Yoga 260 получил дисплей диагонали 12,5 дюймов — HD или FullHD в зависимости от модификации — и вес 1,3 кг, что уже делает его достаточно актуальным в «таблеточных» профилях использования. Важно, что этот ноутбук поставляют со стилусом ThinkPad Pen Pro, который позволяет использовать тактильный экран не только для взаимодействия с элементами интерфейса, но и для рабочих задач — делая рукописные пометки, рисуя скетчи и т. д. Цены на новинку известны — они будут начинаться с 70 тыс. рублей, а поставки обещают начать в октябре. Другой пример — Toshiba Satellite Radius 12, который весит те же 1,3 кг и экран у него с диагональю 12,5 дюймов, но только разрешение может быть как FullHD, так и UltraHD (правда, не совсем понятно, зачем может быть нужно 4К на таком дисплее, но это уже отдельный вопрос). В продаже Satellite появится не ранее четвертого квартала, о ценах и перспективах поставки на российский рынок пока ничего неизвестно.
Компьютеры-трансформеры предлагают все ведущие производители ноутбуков, кроме упомянутых Lenovo Yoga и Toshiba Satellite Radius существуют Hewlett-Packard Pailion x360, Acer Asire Switch и другие серии. Очевидно, что вендоры уже к рождественским распродажам выпустят достаточное количество легких трансформеров, которые и обеспечат сегменту продолжение роста в мировом масштабе.
Однако, такие ноутбуки стоят недешево, причем как из-за более сложной конструкции, так и из-за популярности. Дешевых ноутбуков-трансформеров нет и их появление пока не предвидится. На североамериканском рынке, возможно, будут популярны хромбуки-трансформеры — Acer показал первую такую модель Chromebook R11 на прошедшей IFA — но среди российских пользователей системы на этой платформе не прижились и вряд ли получат популярность в ближайшее время.
Более высокая цена, чем у традиционных ноутбуков с аналогичной производительностью и параметрами экрана, разумеется, будет отпугивать от трансформеров широкие слои россиян , покупательная способность которых, мягко говоря, не увеличивается и в обозримой перспективе расти не будет. Однако, им тоже хочется получать удобства от профилей использования девайсов, доступных трансформерам. Что может рынок им предложить?
Внешние клавиатуры: тренд сезона
Тандем «мощный планшет + внешняя клавиатура» в большинстве случаев может заменить трансформер. Это означает, что ритейлу нужно предлагать решения, способные придать планшетам возможности трансформеров — прежде всего, мобильные клавиатуры, но также мыши, стилусы и т. д.
При этом даже не важно, на чем построена «таблетка» — на Android, iOS или Windows — приложения для набора текста, работы с электронными таблицами и офисными документами других типов есть на любой из перечисленных платформ. Напомним о доступности на любой платформе электронных форм через браузеры (а это не только путевые листы, накладные и другие документы для бизнес-задач, но также соцсети, блоги и другие формы индивидуального текстового самовыражения). Как видно, такие тандемы могут быть актуальными не только для ритейла, но и для корпоративного рынка.
Модели мобильных клавиатур появляются в больших количествах, их предлагают как компании, много лет специализирующиеся на создании периферии, например, Logitech, так и фирмы, ранее в этом направлении не замеченные, например, LG. Причем интересные решения получаются как у тех, так и у других.
На IFA представили Logitech K380 Multi-Device Bluetooth. Клавиатура универсальна и подходит для работы с компьютером, планшетом или смартфоном. Она распознает подключенные устройства и может настроить командные клавиши. Функция Easy-Switch позволяет можно легко переключать клавиатуру между тремя устройствами. По заявлению производителя, Logitech K380 способна работать на двух батарейках ААА до двух лет. На российском рынке рекомендованная розничная цена К380 уже объявлена — 3190 рублей.
Компания LG показала на IFA гибкую клавиатуру Rolly KBB-700 (на фото), которую в транспортном положении можно свернуть в трубочку. При этом клавиатура в развернутом состоянии получила упор для установки планшета и практически «ноутбучные» клавиши, что делает ее актуальной для активной работы с текстами. К мобильным устройствам клавиатура может подключаться по Bluetooth, причем «спарить» ее можно сразу с двумя гаджетами (например, с планшетом и со смартфоном), а переключаться с одного на другой нажатием одной клавиши. По заявлению производителя, одной батарейки АА, от которой питается клавиатура, будет достаточно для обеспечения работы на протяжении до трех месяцев «при средних нагрузках». О сроках появления и цене для российского рынка вендор пока не сообщает.
Но можно предположить, что дополнительные клавиатуры, способные предоставить «таблеткам» как новым, так и уже имеющимся у пользователей, удобства трансформеров, для российского ритейла будут весьма актуальны. «Трансформенная революция» будет происходить и у нас, только в имеющейся экономической ситуации она будет выглядеть не столько как бум продаж компьютеров-трансформеров, сколько как активизация продаж клавиатур для планшетов, фаблетов и смартфонов.
Источник: Александр Маляревский