23 сентября 2015 г.

Возможно, на рынке «носимой электроники» назревают интересные перемены. Их инициатором является вовсе не Apple, как может показаться, и даже не ведущие «часостроители», а крупные китайские бренды, вполне возможно, российские стартапы, хотя это заявление выглядит удивительно, на первый взгляд.

Что было и чего не случилось

Теоретически «умные часы» давно должны были встряхнуть рынок гаджетов и открыть широчайшие перспективы гражданскому рынку разнообразной носимой электроники. Но практически, несмотря на очень интересные модели, присутствующие в продаже — прежде всего, это прошедшие достаточно длительный путь развития устройства Sony и Samsung, их догоняют девайсы Asus и LG, также интересны весьма своеобразные разработки Pebble — ситуацию на рынке сложно назвать бумом. «Умные часы» остаются нишевым товаром, востребованным явными гиками и энтузиастами-«гаджетменами», но пока получившими слабую популярность среди массовой аудитории смартфоновладельцев.

Выход iWatch в прошлом апреле привел к локальному всплеску продаж — слишком долго ждали эти часы многочисленные фанатов оборудования Apple — но вряд ли появление этого продукта, к тому же, довольно сырого, способно принципиально изменить ситуацию в сегменте «умных часов». Между тем, произошли некоторые события, которые способны оказать заметные положительное влияние на весь сегмент smart watch.

Ситуация с Apple

Apple выпустил обновление для iWatch, которое придало этим часам некоторые дополнительные возможности. Например, в watchOS 2 получила смысл «заводная головка» (Digital Crown) — ее вращением можно активировать функцию «Сквозь время», чтобы удобно переключаться между событиями сегодняшнего, вчерашнего и завтрашнего дней. Есть и другие нововведения из которых наиболее важными являются новые возможности для приложений, созданных для этих часов. Однако, iWatch, ценник на которые начинается от 25 тысяч рублей, на российском рынке вряд ли будут очень ходовым товаром.

Другой новшество, прошедшее практически незамеченным, — анонсированная Google в последних числах августа возможность некоторым часам на Android Wear работать с iOS. На момент анонса приложение, обеспечивающее взаимодействие часам на Android Wear с iPhone — Android Wear for iOS — работало с моделями LG Wach Urbane и LG Watch R. Вендор считает, что будущие модели часов на Android Wear — включая, например, модели от Huawei, Asus и Motorola — также будут поддерживать Android Wear for iOS. Ценник на LG Wach Urbane начинается с 22 тыс. рублей, что тоже дорого для опционального, пусть даже очень качественного товара.

Конечно, ни то, ни другое немедленного влияния на канал не окажет. Но опосредованное влияние, разумеется, будет: владельцы iPhone, получившие доступ к более удобным «умным часам», распробуют открываемые возможности и получат заметно большее удовлетворение от носимой электроники, чем раньше. Пользователи гаджетов Apple в данном случае важны, во-первых, как более восприимчивые к новым технологиям, возможностям и гаджетам, во-вторых, как часто являющиеся opinion leaders. Проникновение «умных часов» в среду «яблочников» будет способствовать в целом развитию сегмента wearable electronics.

Появление массовых продуктов

«Умные часы» — девайсы с собственной платформой, позволяющие запускать приложения — по цене уже стали доступны, но пока немногим абонентам нужны открывающиеся возможности. Для большинства достаточны возможности «электронных браслетов», которые не позволяют загружать приложения, но могут и пульс посчитать, и мониторинг активности получить на основании динамики движений пользователя и показателей GPS, и фазы сна отследить, а в ряде случаев могут еще и время показать.

Более простая вычислительная составляющая, отсутствие собственной операционный системы и крупных дисплеев — для ношения на запястье, разумеется, крупных — не только уменьшает цену девайсов, но и делает взаимодействие с ними проще, а также способствует увеличению времени автономной работы. Вот такие решения набирают популярность.

Недавно анонсирован браслет Huawei Honor Band (на фото), который показывает время на дисплее размером 128×128 точек и, несмотря на дизайн в стиле «умных часов», по функциям является «умным браслетом». Honor Band поддерживает шагомер, выполняет отслеживание фаз сна, ведет подсчет калорий, измеряет пройденное расстояние, реализует функции «умного будильника», отображает данные о звонках и оповещений о сообщениях. Гаджет защищен от воздействия воды и пыли по сертификату IP68. По данным производителя, заряда аккумулятора девайсу хватит на 4 дня автономной работы. Браслет совместим с устройствами на Android 4.0 и выше, а также iOS 7 и выше. По словам представителей Huawei, Honor Band выйдет на российский рынок в четвертом квартале текущего года по рекомендованной розничной цене 4 990 рублей.

У Honor Band есть конкуренты, например, Sony Smartband SWR30, но стоит такая модель заметно дороже — порядка семи тысяч рублей. Через китайские интернет-супермаркеты можно купить браслеты и по меньшим ценам, но они будут обладать непредсказуемым качеством. Причем непредсказуемость будет характерна для многих параметров таких устройств — от надежности сборки до корректности работы программного обеспечения, как обеспечивающего работу самого браслета, так и обрабатывающего получаемые с него данные в смартфоне. А Huawei — компания «номер три» на рынке гаджетов, не говоря уже о позициях, занимаемой этим вендором на рынке сетевых решений, у нее инженеров-производственников достаточно квалификации, чтобы обеспечить достаточно высокое и предсказуемое качество своей продукции, включая шестидесятидолларовый Honor Band.

Аналогичные решения выпускают и другие «большие китайцы», например, достаточно популярен недорогой трекер mi band, производства Xiaomei, но модель заметно старше Honor Band, внешне менее выразительная и лишена циферблата. Подобные устройства весьма интересны благодаря сочетанию достаточной функциональности и доступной цены. Но есть и еще более интересные проекты.

Российские smart wearable

Российская компания Teslawatch начала 22 сентября на Boomstarter сбор средств для производства фитнест-трекера One. Это устройство будет умеет определять количество пройденных шагов, общую физическую активность за день, количество потраченных калорий, пройденное расстояние, время и фазы сна. Девайс также является часами — на поворот руки активирует циферблат, время на котором отображет минималистическая комбинация светодиодов. Устройство можно носить не только на руке: в комплекте идет магнитная клипса, которой гаджет можно крепить на одежду, элементы эпикировки, на ремень или на обувь. Интересно, что One получил пылевлагозащиту, эквивалентную IP67, а также получает питание не от встроенного аккумулятора, а от сменной литиевой батарейки, которая, по заявлению вендора, может питать гаджет на протяжении полугода, что по понятным причинам удобно и отличает новинку от большинства конкурентов. Teslawatch One совместим с платформами iOS (версии 7.0 и выше) и Android (4.3 и выше). В ходе компании сбора средств, которая продлится сорок дней, Teslawatch One предлагают за за 1390 рублей, а получить устройство можно будет, по заявлению вендора, уже через 10 дней после завершения компании по сбору средств.

На первый взгляд кажется, что это одна из стартаперских затей, которая вовсе не обязательно дойдет до стадии изделия, не говоря уже о выпуске на рынок товара. Хотя модель, которая должна появится к сезону рождественских распродаж, носит название One, это уже второй «умный браслет» от Teslawatch. Первый, под названием T-Band, был выпущен в декабре 2014 года и к настоящему моменту его продажи перевалили за пять тысяч штук. Вторая модификация браслета обещает быть более удобной и, как следствие, более популярной. Российскому каналу пора бы присмотреться к российским же вендорам smart wearable, которые крайне заинтересованы в обеспечении предсказуемого качества своей продукции.

Заметим, что Teslawatch не единственный российский производитель «умных браслетов». Российская компания «Пандора Трейд» также разрабатывает «умные девайсы» для ношения на запястье и выступает их вендором, про нишевой гаджет-часы Pandora RW-71, ориентированные на автомобилистов.

Что это значит для ритейла

В кризис платежеспособность населения снижается, покупка нового смартфона даже среднего класса, не говоря уже о топовых устройствах становится проблематичной для все большего количества абонентов. А покупка новых интересных цифровых девайсов у многих вошла в привычку. Что делать? Можно предлагать таким покупателям традиционные smart watch, но и эти гаджеты в ряде случаев оказываются дорогими, их цена уже сравнима с многими моделями смартфонов среднего класса. А вот «умные браслеты» в стильном дизайне и с возможностью индикации времени прекрасно подходят на роль «новых интересных цифровых девайсов».

Остается только наладить поставки. Оборудование Huawei легко попадет в канал. А вот для Teslawatch канал нужно создавать, причем усилиями не только вендора, но и канала. Но подобное оборудование нужно ритейлерам, поэтому инициатива со стороны канала, скорее всего, будет.

В начале года аналитики считали, что по продажам «умные часы» достигнут паритета с «умными браслетами» по продажам в натуральном выражении, но экономическая ситуация, похоже, внесет свои коррективы. Как минимум, на российском рынке «браслеты», заодно способные показывать время, будут покупать охотнее, как минимум, из-за цены ниже, а соотношение цена/функциональность лучше, чем у «умных часов».

Источник: Александр Маляревский