29 сентября 2015 г.

Сергей Ошеров, AT Consulting

Несмотря на нестабильную экономическую ситуацию, ИТ-рынок растет за счет новых возможностей, которые предоставляет сегодняшний день. Мы видим, что заметная доля затрат на аппаратное обеспечение сокращается, а на софт и ИТ-услуги — растет. В условиях, когда компании оптимизируют расходы на ИТ и пересматривают бюджеты, облачные сервисы являются тем решением, с помощью которого можно сократить расходы и повысить операционную эффективность. Спрос на облака увеличивается, это доказывает не только наша практика, но и данные аналитиков. Как сообщают эксперты iKS Consulting, в 2014 году продажи облачных услуг составили почти 13 млрд рублей, это на 35% больше по сравнению с 2013 годом. Главным стимулятором роста рынка облаков стал малый и средний бизнес.

Что же происходит на рынке облачных систем?

По прогнозам IDC, объем мирового рынка публичных облачных сервисов в этом году должен вырасти до 70 миллиардов долларов, но в России он еще не столь велик, хотя есть все предпосылки роста. Это вполне обоснованно, так как сильное влияние на данный тренд оказывает популярность использования в работе мобильных устройств и удаленного доступа к корпоративным системам.

На рынке облачных технологий самые популярные модели сервисов — SaaS (Software as a service) и IaaS (Infrastructure as a Service) — уже перешли в разряд рабочих инструментов.

Многие компании обращаются к готовому ПО, которое находится в облаке. Учитывая повышенный спрос к этому решению, можно смело говорить о том, что модель SaaS будет только совершенствоваться. В сегменте среднего и малого бизнеса спрос на облачные сервисы растет независимо от кризиса. Как пример, многие компании не готовы держать полноценную бухгалтерию локально, им экономически выгодней использовать программное обеспечение из облака. Классическая модель ИТ-системы организаций меняется, и бизнес обращается к облачным решениям. Любой человек может зайти на сайт провайдера в интернете и заказать себе виртуальные машины, разместить на них свои информационные системы, оплатить их и пользоваться.

Однако ни один банк или компания, имеющие критически важные для бизнеса данные, не будет заказывать перенос подобных систем в публичное облако. В таком случае гораздо безопасней использовать частные или в крайнем случае гибридные облака, построенные по собственным требованиям.

Нужно ли в момент кризиса кому-то создавать облака?

Ситуация на рынке такова, что становится экономически выгоднее получать ресурсы из частного облака, чем каждый раз под новое приложение (или его новую версию) достраивать ИТ-инфраструктуру. Классический способ, который существовал ранее, заключался в том, что при появлении нового прикладного программного обеспечения под него закупалось оборудование и выстраивалась дополнительная ИТ-инфраструктура. Сейчас этот подход продолжает практиковаться, но, как и раньше, требует каждый раз дополнительных средств. С появлением виртуализации процесс в отдельных случаях упростился, но вся работа по созданию дополнительной виртуальной инфраструктуры все равно ложится на ИТ-персонал, который вручную конфигурирует виртуальные машины, вручную создает сети и вручную предоставляет ресурсы хранения. При усложнении информационных систем и некотором пороговом превышении их количества время на создание и внесение изменений в ИТ-инфраструктуру возрастает во много раз. Кроме этого, программное обеспечение требует обновления версий, их необходимо где-то тестировать, и каждый раз для этих тестовых зон создается инфраструктура.

Таким образом, классический подход требует значительного количества усилий со стороны ИТ-персонала. Здесь можно столкнуться с рядом проблем: сотрудники либо не успевают подготовить в срок новую систему, либо требуется увеличивать штат ИТ-специалистов.

ИТ-директора все чаще задумываются о переходе от классической архитектуры к облачной модели, в частности IaaS. В этом случае целевой владелец прикладного сервиса получает и управляет своей частью ИТ-инфраструктуры самостоятельно без посредников.

Как построить облачную инфраструктуру — вопрос, который интересует ИТ-директоров. За автоматизированным управлением и настройкой через портал самообслуживания стоит пласт специального программного обеспечения, которое функционирует через облачное решение. Облачные компоненты — каталог сервисов, оркестрация процессов и управление рабочими нагрузками, портал самообслуживания, автоматизация управления пулами инфраструктурных ресурсов, автоматизация конфигурирования инфраструктуры, биллинг — все это можно построить, безусловно, самостоятельно при наличии достаточной внутренней экспертизы. Как вариант, можно обратиться за помощью к системному интегратору. И, скорее всего, не получится построить частное облако, если обратиться к хостинг-провайдеру. Последний в большей степени заинтересован в продаже собственных ресурсов или хотя бы стойко-мест и в меньшей степени готов оказывать детальный консалтинг. Провайдеры имеют опыт создания публичных облаков для обслуживания массового рынка: небольшие заказчики, небольшие виртуальные машины, относительно небольшие потребности в производительности и техподдержке и так далее. Но для CIO компании потребуется решить множество вопросов интеграции, производительности, надежности, безопасности, поддержки каких-то унаследованных систем.

При осуществлении миграции приложений в облачную среду встает вопрос готовности информационных систем к этому процессу. Для этого необходимо проанализировать, как они построены, какой требуют инфраструктуры сейчас и что потребуется для переноса их на новую инфраструктуру. Например, имеются системы, которые функционируют на тяжелых Unix системах с пятнадцатилетней историей. Миграция подобных ИС в новейшую облачную среду, может быть значительно упрощена в одних случаях и оказаться крайне сложной в других случаях. Здесь хостинг-провайдер никак не поможет, только профессиональный консультант.

Если в компании много информационных систем, требующих различной конфигурации и инфраструктуры, переход к облаку чаще всего экономически оправдан. Но в любом случае до начала работ по переходу к использованию облачного подхода необходимо понять, будет ли это экономически выгодно. Внешний консультант, интегратор с опытом построения облачных решений, поможет определиться, какая модель больше подходит заказчику.

Кризис всего лишь подстегивает владельцев ИТ-систем к тому, чтобы искать методы снижения издержек, соответственно, они сейчас не уменьшают свои потребности, а наоборот, активно ищут способы сокращения расходов.

Сегодня российская экономика переживает не самое лучшее время, но ИТ-командам именно сейчас стоит рассмотреть модель IaaS/PaaS как основной подход к предоставлению ИТ-инфраструктуры.

Рыночные условия заставляют всех игроков перестраивать бизнес, находить новые направления развития и идти дальше. Системные интеграторы на рынке облачных услуг выступают в качестве профессиональных консультантов, плюс ко всему, готовы стать производителем полноценного программно-аппаратного решения для построения инфраструктуры.

Например, мы на основе своего предыдущего опыта разработали комплекс решений Cloudate. В зависимости от опционального наполнения заказчик может получить предварительно сконфигурированную стойку с набором оборудования, программного обеспечения и развернуть свое частное облако в считанные дни.

Сегодня интеграторы готовы составить конкуренцию облачным провайдерам в построении частных облаков для решения задач крупных заказчиков. Сильная сторона интегратора в том, что он может построить не просто абстрактное облако, а надежную среду, которая отвечает высоким требованиям заказчика и обладает всеми преимуществами: масштабируемостью, простотой в обслуживании, эластичностью и понятной стоимостью за ресурс.

Источник: Сергей Ошеров, системный архитектор AT Consulting