7 октября 2015 г.

Пришествие Третьей Платформы и четырех ее столпов — мобильных вычислений, облака, больших данных/аналитики и использования соцсетей — навсегда изменило привычные схемы того, как организации закупают и используют ИТ, открыв новые возможности ведения бизнеса и достижения делового результата. Облако, как одна из значимых преобразующих сил, оказывает свое влияние на все аспекты поставки, построения и потребления ИТ, предоставляя основу для многих решений, касающихся больших данных, мобильных вычислений и соцсетей. Согласно прогнозу IDC, в ближайшие четыре-пять лет количество новых решений «в облаке» утроится, и движущей силой будут специализированные отраслевые приложения, так как организации ищут решения, которые можно легко сконфигурировать в соответствии с их конкретными деловыми требованиями и особенностями вертикали. Учитывая огромный рост количества и разнообразия предлагаемых на рынке облачных услуг, организации в самых разных отраслях будут неуклонно переходить к ориентированной на облако стратегии ИТ, чтобы осуществить цифровую трансформацию бизнеса.

Как результат, это сделает облачные услуги одной из самых динамично развивающихся областей глобального ИТ-рынка, которая будет расти в несколько раз быстрее традиционных (т. е. относящихся ко Второй Платформе) категорий ИТ. В 2014 году расходы на общедоступные облачные ИТ-услуги составили более 60,0 млрд. долл., а в 2018 году превысят 127 млрд. долл., что означает среднегодовой темп роста в сложных процентах (CAGR) 22,8% — примерно в шесть раз быстрее темпов роста ИТ-рынка в целом. В 2018 году на общедоступные облачные ИТ-услуги будет приходиться почти 20% из 640 млрд. долл. совокупных расходов на приложения, разработку и средства разработки, инфраструктурное ПО, системы хранения данных и серверы, и они обеспечат 55% роста расходов.

ПО-как-услуга (SaaS) — на долю которого приходилось 70% расходов на облачные услуги в 2014 году — продолжает доминировать в расходах на общедоступные облачные ИТ-услуги, так как основной спрос заказчиков (и это понятно) именно на прикладном уровне. Инфраструктура-как-услуга (IaaS) остается второй крупнейшей категорией облачных ИТ-услуг — движимой главным образом динамичным ростом облачного хранения как результата бума решений для больших данных — несмотря на то, что острая ценовая конкуренция и надвигающаяся консолидация оказывают давление на ценовые позиции IaaS. Платформа-как-услуга (PaaS) — самая малая, но быстрее всего растущая категория, движимая значительным ростом принятия облачных услуг разработчиками.

Учитывая этот преобразующий потенциал облака, неудивительно, что оно стало центром внимания ИТ-директоров во всем мире. Но помимо выгод, которые оно может предоставить, облако привносит с собой серьезные трудности для сегодняшних ИТ-директоров. Эти трудности можно суммировать в двух словах: нормативы (regulations) и безопасность.

Ничто не беспокоит ИТ-менеджеров больше, чем вопрос: будет ли облако соответствовать общим — например, в управлении персональными данными или в процедурах госзакупок — и специфичным для вертикали нормативным требованиям в их организации. ИТ-директора часто говорят, что самый важный аспект в процессе анализа облачных решений — это получить ясное заключение юридического отдела: что может (или не может) быть сделано и почему, и как. Это, наверно, объясняет, почему многие организации просто ждут, пока первопроходцы пройдут этим путем. Как выразил это один ИТ-менеджер из финансовой организации, «нам [рынку финансовых услуг] лишь нужно, чтобы первый банк перешел в облако и не был наказан никаким из соответственных контролирующих органов, и тогда все мы последуем [за ним]». Есть также проблема существующих регламентирующих документов, которые ограничивают потенциальные возможности или полное использование новых технологий. Среди организаций, подпадающих под законы о госзакупках, широко распространено мнение, что нужны перемены, чтобы облегчить для них закупку облачных услуг. Уже есть новые директивы ЕС от сентября 2015 года, облегчающие такие закупки, но потребуется время, чтобы регулирующие органы стран их ввели. Также, правительства в Центральной и Восточной Европе (CEE) весьма консервативны и неохотно следуют примеру западноевропейских стран, таких как Великобритания, которая уже приняла Государственную платформу цифровых услуг (Government Digital Services Framework).

Вне зависимости от страны, отраслевой вертикали и размера организации, опасения ИТ-директоров относительно облака неизменно сосредоточиваются на безопасности данных. Защищены ли они? Где они находятся? Кто имеет к ним доступ? Это первые в списке вопросов при обсуждении облачных услуг. Опасения в безопасности всё еще широко используются для оправдания сохранения традиционных моделей поставки ИТ — хотя чаще низовым ИТ-персоналом, нежели руководителями ИТ-служб. Как бы то ни было, после нескольких лет просвещения рынка и проповедничества, это опасение на сегодня — одно из тех, которые легче всего преодолеть. Вендоры усвоили, что лучший способ пробиться через нежелание, связанное с безопасностью, — это доносить технические подробности того, как достигается безопасность с их стороны; часто это идет рука об руку с доказательством того, что уровни безопасности, достигаемые поставщиком облачных услуг, значительно выше таковых у организации-заказчика. И, что еще важнее, ИТ-директора усвоили, что у них есть полномочия и право проверить сертификаты вендоров облака, провести аудит их ресурсов и ознакомиться с отзывами. Один ИТ-менеджер из крупной медийной компании суммировал это так: «Если ваш потенциальный провайдер облака колеблется или выглядит неуверенным, объясняя их политики безопасности, — значит, им никогда не стать вашим действительным поставщиком облака».

Как и трудности, главные преимущества также можно суммировать в двух словах: время и деньги. Результаты исследования IDC «CloudView», проведенного в 2015 году с охватом более 900 ИТ-директоров и менеджеров направлений бизнеса (LoB) из различных отраслей в Европе, показывают, что облако воспринимается как способ облегчить доступ к новейшей ИТ-функциональности. Подразделения организаций ожидают теперь, что ИТ-директора предоставят более быструю и более эффективную поддержку их каждодневной работы. Второй по привлекательности аргумент, выявленный в этом исследовании, — это более эффективное использование ИТ-ресурсов и связанное с ним снижение общего ИТ-бюджета. Всё больше ИТ-директоров признают, что разовое снижение стоимости серверов или лицензирования менее существенно, чем каждодневное управление ИТ-ресурсами — внутренними и внешними, традиционными и облачными, — чтобы обеспечить более низкую общую стоимость владения (TCO). К сожалению, многие ИТ-директора в регионе CEE всё еще не имеют инструментария, времени и (как они иногда признают) стремления провести все расчеты текущих затрат. Вследствие этого, если у таких ИТ-директоров всё же созреет намерение внедрить облачное решение, они не могут провести точное сопоставление затрат традиционной модели и ИТ-как-услуги.

В отличие от всех других руководителей C-уровня, ИТ-директор или начальник ИТ-службы организации оказывается сегодня между молотом и наковальней — опасениями ИТ-отдела и безбрежным морем потребностей подразделений. ИТ-директора говорят, что часто именно ИТ-команда оказывается главным тормозным звеном на пути внедрения облачных решений. С точки зрения ИТ-отдела, среди самых распространенных опасений фигурируют следующие: поддержка облака будет не столь полноценна, как внутренних ИТ, облако недостаточно защищено, и — облако приведет к сокращениям среди ИТ-персонала. Есть ли основания для таких опасений? ИТ-директор одного из ведущих банков в CEE так ответил на это IDC: «Если бы у меня была возможность, я бы перенес большую часть повседневной, рутинной работы в облако, но не стал бы увольнять людей — напротив, я смог бы разгрузить их и предложить им возможность выполнять более глубокие, новаторские проекты, которые принесли бы реальную деловую ценность нашей компании». Справедливости ради надо сказать, что IDC в последние месяцы провела ряд встреч с ИТ-директорами, и они выявили, что отношение ИТ-отделов к облаку выглядит не столь единодушным. Если большинство профессионалов, обслуживающих ЦОДы, инфраструктурное оборудование или сети, как правило, против внедрения облачных услуг, то архитекторы ИТ, аналитики и разработчики прикладного ПО гораздо чаще за то, чтобы дополнить существующие ИТ-ресурсы новыми возможностями, основанными на модели ИТ-как-услуги.

Еще одна трудность, с которой сталкиваются ИТ-директора и касающаяся ИТ и человеческих ресурсов, это дефицит экспертов по облаку. Вместе с динамичным развитием облачных технологий приходит неудовлетворенный спрос на специалистов облака в сугубо айтишных областях — управления операционной деятельностью и инфраструктурой, систем хранения, аварийного восстановления и резервного копирования, а также ИТ-безопасности. В областях, где бизнес и информационные технологии сплетаются, квалифицированные специалисты, сочетающие в себе понимание деловых аспектов и знание технологии, также пользуются большим спросом.

Такие бизнес-/ИТ-аналитики, способные «говорить на двух языках», крайне необходимы, чтобы ИТ-директор мог эффективно вести диалог с различными подразделениями внутри организации. Бизнес и ИТ — больше не раздельные епархии в компании с ограниченным контактом между ними. Напротив, поскольку информационные технологии обеспечивают поддержку почти всех процессов и операций в организации, они (ИТ) воспринимаются как неотрывная и неоценимая составляющая часть бизнеса. Сегодня бизнес обращается к ИТ не только чтобы обеспечить работу электронной почты или устойчивый доступ в Интернет — бизнес воспринимает ИТ как средство, чтобы увеличить прибыльность и повысить конкурентоспособность, ускорив вывод товара на рынок, предложив больше удобств для заказчиков и еще эффективнее управляя затратами и всеми звеньями цепочки поставок. Таким образом, бизнес ожидает, что ИТ предоставит самые лучшие инструменты и решения для достижения деловых целей — желательно быстро и с меньшими затратами, чем при закупке у стороннего поставщика ИТ-услуг.

Пришествие облака создает также еще одну мотивацию для ИТ-директоров строить взаимоотношения между ИТ и бизнесом: держать в узде теневые ИТ. Хотя ИТ-директора хорошо знакомы с феноменом расходов на теневые ИТ, исследования IDC «Business Technology» и «CIO Sentiment» 2014 года показали, что ИТ-директора всё же недооценивают масштабы этого. На вопрос, какая часть из ИТ-бюджета тратится без согласования с ИТ-отделом, менеджеры LoB дали оценку от 15% до 20%. Сравните эту цифру с всего лишь 6%, которую назвали руководители ИТ, отвечая на тот же вопрос. Итак, хотя облачная технология может предоставить средства, чтобы ликвидировать традиционные пробелы, существующие между бизнесом и ИТ, такие аспекты, как легкая доступность облачных услуг и гибкая структура цен, делают их также идеальным кандидатом расходов на теневые ИТ.

Чтобы взять на себя более стратегическую роль в среде бизнес-процессов, которая сейчас трансформируется технологиями Третьей Платформы, ИТ-директора должны нацелиться на трансформацию менталитета в организации. Важным шагом в этом направлении будет утверждение ИТ-отдела в качестве подлинно ориентированного на обслуживание подразделения, которое управляет отношениями со множеством поставщиков услуг в рамках новаторского подхода к своим клиентам внутри организации. Продуманно внедряемые облачные решения являют собой важнейший актив для ИТ-директоров в достижении этой цели.

IDC составила краткий список советов ИТ-директоров своим коллегам, посвященный тому, как выжать максимум из потенциала облака:

  • Инвестируйте в людей: ИТ-директор не может быть экспертом во всём, но в его силах собрать команду из экспертов.
  • Проверяйте вендоров облака: Доверие, конечно, необходимо, чтобы эти долгосрочные отношения работали, но небольшая проверка также может иметь большое значение.
  • Сначала пробуйте: Есть много возможностей попробовать и примерить облачные решения, так что вы можете поискать подходящие, прежде чем потратить на них свои средства из бюджета.
  • Используйте лучшую практику: Будь то проверка вендора, подписание договора или управление проектом — есть готовые сценарии выполнения для всего этого, и не только.
  • Сделайте первые шаги: Не обязательно полностью переходить в облако или перекраивать свои бизнес-модели: «облачные» составляющие можно вводить постепенно — тогда и там, где они требуются.
  • Общайтесь с коллегами: Всегда лучше учиться на ошибках других, чем делать их самому — это обойдется вам дешевле. С другой стороны, положительный отзыв может привести вас к решению, уже отставшему от жизни.


Источник: Эва Зборовска, менеджер исследования, IDC CEMA