8 октября 2015 г.

Михаил Ветров, Linxdatacenter Россия

Для многих международных компаний российский рынок по-прежнему остается крайне привлекательным: даже в тех случаях, когда местные активы представляют собой лишь небольшую долю от общего объема бизнеса, организации предпочитают продолжать работу и использовать все возможности для расширения регионального присутствия. Это можно объяснить тем, что, несмотря на ряд политических и экономических факторов, местный рынок обладает большим потенциалом к росту, кроме того, для многих Россия является стратегически важным регионом, общее экономическое развитие которого будет благотворно сказываться на бизнесе самих компаний. Постоянно возникающие задачи требуют новых решений и нестандартных подходов, а от успеха их реализации будет зависеть то, насколько удачной будет деятельность таких организаций в России.

Важную роль в данном случае приобретают и кадры: открывая представительство на территории других стран, компании получают возможность привлекать к решению своих задач специалистов, разбирающихся в реалиях местного рынка. Не удивительно, что после вступления в силу 242 Федерального закона (предусматривающего поправки в 152-ФЗ «О персональных данных») многие иностранные организации не просто не покинули регион, но и модернизировали свои бизнес-процессы в соответствии с измененной законодательной базой, привлекая для решения этих задач местных специалистов. Согласно информации РАЭК, доля компаний, подтвердивших готовность соответствовать измененному законодательству о локализации персональных данных, составляет 80%. Влияние обновленного законодательства станет заметно, когда иностранные компании пройдут процесс адаптации. Вероятно, это случится уже в следующем году. В большинстве случаев для этого необходимо локализовать обработку и хранение данных россиян на территории государства.

По данным РАЭК, к началу осени это требование выполнили около половины иностранных компаний. Среди успевших перестроить бизнес-процессы есть как небольшой, так и крупный бизнес, активно работающий с персональными данными заказчиков, в частности розничные сети, сервисы онлайн-бронирования, финансовые организации и операторы связи.

Показательно то, что большая часть международных компаний, запланировавших миграцию данных россиян на территорию страны, отдают ее на аутсорсинг операторам коммерческих центров обработки данных (ЦОД). Подобное решение связано с тем, что постройка даже небольшого типового дата-центра сопряжена с серьезными расходами (капитальные затраты на строительство ЦОД составляют в среднем 45-50 тыс. евро на 1 стойку). Далеко не каждый бизнес может себе позволить инвестиции такого рода, целесообразность их также под вопросом. Кроме того, государство предоставило достаточно сжатые сроки для выполнений требований закона. Согласно отчету РАЭК, около 27% опрошенных организаций планируют соблюдать закон, но не успели внести все изменения в механизмы работы к 1 сентября.

По моим личным ощущениям, «опоздавших» может быть гораздо больше. Факторов, повлиявших на сложившуюся ситуацию, несколько. Так, часть опрошенных организаций жалуется на нехватку времени, отведенного на серьезное преобразование бизнес-процессов и ИТ-инфраструктуры. Несомненно, обновленная законодательная база требует основательного подхода и решения многих возникающих проблем: до вступления в силу указанных поправок некоторые международные компании даже не имели представительства в России.

Среди бизнесменов бытует мнение, что наиболее сложная задача — определиться с провайдером хранения данных. Некоторые иностранные организации имеют небольшое представление о коммерческих ЦОД в России, и подбор оптимального решения отнимает много времени. Не редки примеры, когда сами ЦОДы не обладают опытом работы с международными компаниями, поэтому возникают вопросы перевода на уровне документации и терминологии.

Есть и другая группа международных компаний, до сих пор не выполнивших требования обновленного законодательства. Несмотря на разъяснения со стороны государственных органов, по-прежнему остаются вопросы по 152-ФЗ, требующие ясных ответов. В частности, представителей бизнеса волнуют вопросы по хранению персональных данных сотрудников организации за рубежом, насколько представительство иностранной организации в РФ отвечает за возможные нарушения закона со стороны управляющей компании и т.д. Вероятно, разрешив их, компании смогут найти подходящие варианты соблюдения законодательства без необходимости обрабатывать данные на территории РФ.

Показательным примером стала ситуация с трансграничной передачей данных, которой воспользовалась компания Facebook. Напомню, что социальная сеть не стала размещать информацию россиян внутри страны, сославшись на то, что федеральные законы актуальны только на территории РФ для ее резидентов, а деятельность компании целиком осуществляется за рубежом, и российские пользователи добровольно передают данные на обработку в другие страны. И затем это было подтверждено официальными представителями российских регулирующих органов. Не исключено, что кейсом Facebook решат воспользоваться и некоторые другие компании, размещающие свои серверы за рубежом и работающие с данными россиян путем их трансграничной передачи.

Как бы то ни было, организациям не следует делать ставку только на то, что закон обойдет их стороной и контроля со стороны государства удастся избежать. В начале сентября Роскомнадзор заявил, что любая организация, вне зависимости от наличия или отсутствия юридического адреса в РФ, может быть подвергнута проверке. Оптимальным решением является соблюдение актуальной версии законодательства еще до того, как компания получит предупреждение или штраф. Чтобы покрыть возросший спрос на услуги хранения и обработки информации, представители рынка ЦОД расширили мощности ЦОДов и оптимизировали свои предложения с учетом потенциальных требований от новых клиентов. В результате аутсорсинг стал хорошим решением, сокращающим возможные затраты и позволяющим переложить контроль за соблюдением обновленного законодательства с плеч руководителей компаний на операторов коммерческих ЦОДов.

Источник: Михаил Ветров, генеральный директор Linxdatacenter Россия