2 февраля 2016 г.

По данным IDC прошлый год для индустрии смартфонов был рекордным — на мировом рынке было реализовано почти полтора миллиарда «умных трубок», точнее, 1 млн. 433 тыс. устройств. Рост рынка составил 10,1%, что в натуральном выражении составило 131 тыс. аппаратов.

Смартфоны: портрет на фоне ИТ

Показатели сегмента смартфонов прекрасные, особенно на фоне ситуации в других сегментах цифрового оборудования, где дела обстоят совсем не радужно. Напомним, что падение мирового рынка компьютеров в прошлом году составило 10,4%, а объем этого рынка в натуральном выражении составил 276,2 млн. Как видно, на один проданный компьютер приходилось 5,2 смартфона. Если учесть, что компьютеры реализуют не только в ритейле, но и корпоративным заказчикам, то на один проданный в розницу компьютер приходится порядка десятка «умных трубок».

Очевидно, что ритейл будет делать ставку на смартфоны, как на цифровые устройства, которые пользуются наибольшим спросом. Продукция каких вендоров была наиболее популярна?

Пятерка лидеров

Лидеры рынка смартфонов по итогам прошлого года осталась прежней — Samsung (324,8 млн. реализованных устройств, 22,7% рынка), Apple (231,5 млн., 16,2%), Huawei (106,6 млн., 7,4%), Lenovo (74,0 млн., 5,2%) и Xiaomei (70,8 млн., 4,9%). Общее количество устройств, реализованное пятеркой лидеров, в полтора раза больше, чем остальными фирмами-смартфоностроителями, вместе взятыми — 807,7 млн. и 625,2 млн., соответственно.

Как видно, несмотря на появление «убийц флагманов», устройств с интересными техническими «фишками» и прочих технических и маркетинговых инноваций, выполненных вендорами за пределами «Тор 5», большинство абонентов предпочитают устройства, созданные лидерами рынка.

Отрыв лидеров возрастает

Данные прошлого года показывают, что продажи лидеров растут быстрее, чем рынок в целом, а компании за пределами «Тор 5» хотя продажи и наращивают, долю рынка теряют. Если весь рынок вырос на 10,1%, то общий рост в категории «прочие» составил всего лишь 4,2%, а суммарный в пятерке лидеров — 15,1%.

Конечно, в пятерке лидеров ситуация с ростом продаж не одинаковая. Прирост продаж у Samsung по сравнению с позапрошлым годом составил всего 2,1%, то есть лидер растет заметно медленней рынка, но даже если этот печальный для компании тренд сохранится, все равно первое место корейцы будут занимать еще долго. Другие компании «Тор 5» увеличили продажи драматично: Apple на 20,2%, вдвое перекрыв среднерыночный показатель, реализация мобильных устройств Huawei взлетела на невероятные 44,3%, Lenovo и Xiaomei также росли хорошо — на 24,5% и 22,8%, соответственно.

Что это значит для российского ритейла

Российский ритейл, как и мировой, сохранит фокусировку на смартфонах — ведь это наиболее продаваемые устройства. Правда, кризисные явления в экономике создадут дополнительные тенденции, которые окажутся разнонаправленными.

С одной стороны, как принято считать, снижение покупательной способности приведет к тому, что абоненты начнут присматриваться к устройствам с оптимальном соотношением цена/производительность, а такое соотношение лучше у «killer flagship» и других устройствах производства «молодых тигров», которые в «Тор 5» не входят. Теоретически это может привести к тому, что у таких компаний на российском рынке выше шансы нарастить свою долю, чем на мировом, и российскому ритейлу — а также всему каналу — надо этим воспользоваться.

Заметим, что речь не идет о «ценовых войнах». Во-первых, в ценовых войнах победителей не бывает, во-вторых, как показывает практика, даже ценовое лидерство само по себе не является даже гарантией выживания, например, бренд Explay оно не спасло. Сейчас большинство абонентов уже имеет достаточный опыт общения со смартфонами, чтобы понять удобство высокой производительности или большого экрана, актуальность камеры с сенсором высокого разрешения и важность других параметров, отличающих дорогой продвинутый смартфон от массового. Как отмечает Юань Ян, генеральный директор российского офиса Huawei Consumer Business Group, фокус интереса абонентов явно смещается в сторону более продвинутых моделей. Другое дело, что в каждом случае каждый абонент уже решает сам, насколько продвинутую модель он может себе позволить при имеющемся состоянии его кошелька. Как отмечал Аркадий Маркарян, консультант по рынку мобильных устройств, валютный курс сделал топовые модели недоступными для большинства российских абонентов. Заметим, сейчас относительно небольшой процент абонентов способен сделать осознанный выбор на основе технических параметров устройств, кроме того в условиях кризиса на первый план выходит надежность устройств и разветвленность сети сервисной поддержки. А два последних параметра вряд ли обычные абоненты смогут оценить «на глаз», поэтому с большей охотой остановят выбор на устройствах известного бренда.

Есть все основания предполагать, что доверие к бренду будет важным фактором при выборе смартфона. Если мы посмотрим на компании, находящиеся в верхних строках мирового рейтинга то Samsung и Apple в представлении российским абонентам не нуждаются, а вот Huawei, Lenovo и Xiaomei куда как менее известны, даже не каждый россиянин сможет правильно произнести название последнего, и уж совсем мало кому известно, где в слове «Шаоми» правильно ставить ударение... В таких условиях наилучшие шансы увеличить продажи у брендов, широко известных среди российских абонентов, в первую очередь к таковым относятся LG, Philips, Sony и другие смартфоностроители.

Кроме того, абоненты будут внимательно относиться к аппаратам с интересными дизайнерскими решениями и качественно выполненными корпусами, справедливо полагая, что раз вендор проработал дизайн внешних элементов устройства, то и внутренние выполнены с достаточным качеством. О дизайнерских ходах вендоров мы еще поговорим на этой неделе

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE