16 февраля 2016 г.

Увеличить
Увеличить

Ключевые вопросы исследования

В исследовании подводятся итоги продаж смартфонов и мобильных телефонов в 2015 году. Основные вопросы исследования:

  • анализ динамики основных показателей российского рынка смартфонов и мобильных телефонов;
  • изменение структуры продаж по ценовым сегментам и производителям;
  • анализ продаж операторского брендированного оборудования;
  • технологические тенденции;
  • прогнозы развития рынка смартфонов и мобильных телефонов.

Практическая ценность исследования

В исследовании приведен подробный анализ российского рынка смартфонов и мобильных телефонов. Результаты исследования могут послужить основой в ходе выработки стратегии развития игроками рынка.

Целевая аудитория

Исследование предназначено российским сетям мобильного ретейла, операторам сотовой связи, производителям мобильных устройств и программного обеспечения, мобильных приложений и сервисов, разработчикам приложений, провайдерам услуг облачных/виртуальных АТС, венчурным и инвестиционным фондам, профильным стартапам и исследовательским агентствам.

Краткое резюме исследования

По оценкам J’son & Partners Consulting, суммарные продажи смартфонов в России в 2015 году составили 25,3 млн устройств. И впервые с 2009 года они показали отрицательную динамику: относительно итогов 2014 года продажи смартфонов сократились на 3 % в натуральном выражении.

Важно отметить, что при схожей сложной макроэкономической ситуации в 2009 году падение рынка смартфонов было более ощутимым — сразу на треть по сравнению с 2008 годом, и ситуация в корне отличалась от той, что мы наблюдали в 2015 году. Мы выделяем несколько факторов, благодаря которым пользователи не стали массово отказываться от смартфонов в кризис: на рынке появился бюджетный сегмент смартфонов (устройства начального уровня можно приобрести менее чем за 2000 рублей). С развитием высокоскоростного интернета сами смартфоны стали неотъемлемой частью жизни людей. Кроме того, смартфоны заменили пользователям ряд альтернативных устройств: навигатор, MP3-плеер, диктофон, бюджетные фотоаппараты, будильник, фонарик и т. д.

Несмотря на снижение рынка в штучном выражении, в денежном выражении продажи продемонстрировали рост.

По оценкам J’son & PartnersConsulting, в денежном выражении российский рынок смартфонов в 2015 году вырос на 6 % по сравнению с аналогичным показателем 2014 года.

Тенденции на рынке мобильных устройств в 2015 году

  • Снижение доли продаж производителей, ориентированных на премиальный сегмент. Рост популярности новых брендов

В 2015 году российские покупатели смартфонов менее охотно «переплачивали за бренд», предпочитая покупать схожие по характеристикам устройства по более низкой цене. Ряд новых производителей, ориентированных на бюджетный сегмент, в 2015 году смогли занять более-менее значимую долю на рынке смартфонов. Доля традиционных производителей смартфонов упала ниже 50 %.

  • Рост средней розничной стоимости смартфона

Наблюдаемая в последние годы тенденция снижения средней розничной стоимости смартфона, в связи с ростом предложения устройств бюджетного уровня, прервалась в 2015 году. По оценкам J’son & Partners Consulting, средняя розничная стоимость смартфона увеличилась в 2015 году на 9 % по сравнению с 2014 годом.

При этом, несмотря на существенное увеличение цен на потребительскую электронику в России в последние полтора года, если говорить о смартфонах, то средняя розничная стоимость этих устройств выросла не столь существенно. На рынке стали популярны бюджетные устройства.

  • Рост функциональности смартфонов

В 2015 году в общих продажах смартфонов увеличилась доля устройств с поддержкой LTE, NFC и возможностью подключать две и более SIM-карты.

  • В 2015 году продажи фаблетов (смартфонов с диагональю 5 и более дюймов) впервые превысили продажи планшетных ПК
  • Рост популярности сопутствующих услуг при продаже мобильных устройств: страхование, настройка и установка приложений на смартфонах и т. д.

Прогнозы

В начале 2016 года ряд производителей смартфонов заявили о новом повышении цен на продукцию в России на 15–20 %. По мнению J’son & Partners Consulting, в связи с продолжением роста стоимости устройств и снижением покупательной способности тенденции 2015 года, а именно сохранение высокого спроса на бюджетные смартфоны, будут иметь место и в 2016 году. Объем рынка смартфонов в 2016 году будет сильно зависеть от дальнейшей макроэкономической ситуации в стране и курса рубля.

Несмотря на это, по прогнозам J’son & Partners Consulting, к 2020 году рынок смартфонов вырастет более чем на 70 % по сравнению с результатами 2015 года, этому будут способствовать следующие факторы:

  • по мнению J’son & Partners Consulting, к 2020 году смартфоны практически полностью вытеснят с рынка обычные мобильные телефоны;
  • смартфоны для многих людей становятся предметом первой необходимости, и даже при трудной экономической ситуации в стране пользователи не отказываются от покупки смартфонов. При этом средний цикл «жизни смартфона» составляет 2–3 года;
  • приближение суммарного рынка мобильных телефонов и смартфонов к стадии насыщения обостряет конкурентную борьбу между ретейлерами. Активная политика ретейлеров по привлечению покупателей может сделать смартфоны более доступными (например, за счет субсидирования устройств операторами сотовой связи).

Мнения представителей отрасли

Рустам Шубенок, директор по развитию продаж ретейлера «Связной»:

1. Как вы в целом оцениваете результаты продаж мобильных устройств по итогам 2015 года? Можно ли утверждать, что, несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, пользователи не отказывались от покупки смартфонов и мобильных телефонов?

— По нашим данным, в России по итогам 12 месяцев 2015 года реализовано более 26 млн смартфонов на сумму, превышающую 260 млрд рублей. В штуках продажи сократились на 5 %, при этом в рублях выросли на 6 %. Увеличение продаж в рублях при падении в штуках обусловлено ростом цен на гаджеты.

Смартфон является для покупателя «первым экраном» и неотъемлемым средством коммуникации, и по итогам 2015 года именно смартфоны «просели» меньше любого другого сегмента персональной электроники, за исключением smart-аксессуаров.

Покупатели не отказываются от приобретения смартфонов, даже несмотря на рост цен и сокращение доходов. При этом отметим, что изменился подход к приобретению устройств. Люди стали выбирать гаджет по принципу оптимального для них соотношения цены и функционала устройств и меньше внимания обращать на бренд. Неудивительно, что в 2015 году самую внушительную динамику показали бренды, в чьей модельной линейке присутствуют гаджеты почти всех ценовых сегментов и, в частности, есть выбор в бюджетных ценовых категориях: Lenovo, LG, ZTE, Microsoft.

Также покупатели стали активнее покупать устройства в кредит и пользоваться программами рассрочки. Это также связано с кризисом. Людям стало сложнее тратить на устройство высоких ценовых сегментов несколько десятков тысяч рублей разом, и они стали активнее прибегать к использованию заемных средств. В «Связном» доля продаж «кредитных» гаджетов в 2015 значительно выросла по сравнению с 2014 годом.

Возросла и популярность страховых продуктов, которая также вызвана текущей экономической ситуацией. На рубеже 2014–15 годов цены на гаджеты из-за обвала рубля выросли на 20–30 %, поэтому замена устройства стала гораздо дороже, а срок эксплуатации вынужденно увеличился. Поэтому покупатели, которые вкладывают в покупку устройств значимую сумму — 15–20 тысяч рублей и более, стремятся как можно больше обезопасить свои гаджеты.

2. На фоне увеличения стоимости мобильных устройств и усиления конкуренции между операторами сотовой связи насколько более актуальными для российского рынка становятся схемы субсидирования смартфонов и мобильных телефонов?

— В России субсидирование устройств в том виде, в котором оно принято в Европе и других странах, не практиковалось. Напомним, что западная модель субсидирования смартфона подразумевает приобретение гаджета за сравнительно небольшую сумму. Также абонент приобретает контракт на длительный срок, по которому обязан ежемесячно платить довольно внушительную сумму и пользоваться услугами связи только этого оператора.

В России распространена несколько другая схема, похожая на субсидирование. Она рассчитана на определенную аудиторию клиентов: людей, покупающих свой первый смартфон, или, например, на родителей, приобретающих телефон своему ребенку в школу. Зачастую пользователю предлагается noname-устройство под брендом оператора или самый бюджетный смартфон B-бренда, а также предоплаченные услуги связи сроком на несколько месяцев. Такие акции не оказывают значительного влияния на рынок в целом и приводят разве что к небольшим всплескам продаж, которые мы можем наблюдать и при проведении других маркетинговых акций. Пользователи даже в кризис готовы доплатить 1–3 тыс. рублей, но приобрести устройство от известной компании, тем более что сейчас в сегментах до 7,5 тыс. рублей присутствуют предложения почти от всех А-брендов. Также далеко не все клиенты связывают покупку телефона и контракт оператора, поэтому зачастую такое предложение для них неактуально.

3. Как вы оцениваете перспективы развития рынка мобильных устройств в 2016 году?

— Мы ожидаем, что в 2016 году люди будут еще более взвешенно подходить к выбору персональной электроники, ждать выгодных предложений и акций от ретейлеров, а также пользоваться программами рассрочки и кредитования для приобретения устройств. Также мы прогнозируем, что популярность страховых продуктов для гаджетов как минимум не снизится относительно 2015 года. Люди будут по-прежнему стремиться максимально обезопасить свое устройство от выхода из строя.

Смартфоны будут еще больше утверждаться в качестве основного устройства для выхода в интернет. Продолжится процесс перехода с обычных кнопочных устройств на смартфоны. Все больше людей будут пользоваться фаблетами, продолжит расти доступность умных телефонов с LTE.

Среди других категорий персональной электроники рост покажут smart-аксессуары. Эти устройства все больше утверждаются в качестве самостоятельных гаджетов, а не в виде приложения к смартфону. Smart-аксессуары «обрастают» собственным функционалом, который постоянно расширяется.

Продажи категорий персональной электроники, большую часть функций которых берут на себя смартфоны и планшеты — электронные книги, компактные фотоаппараты, навигаторы, ноутбуки — продолжат сокращаться. Что касается отдельно сегмента планшетов, то мы также не ожидаем его роста в 2016 году.

Ульяна Смольская, PR-директор компании «Евросеть»:

— Существует четкая зависимость между курсом валют и изменением цен. Если курсы валют будут держаться на таком уровне, какие они есть сейчас, или будут расти, то и цены на то, что не производится в России, рано или поздно поднимутся, однако не сразу и не на все позиции. Как известно, ни сотовые телефоны, ни смартфоны, ни другая портативная техника в России не производятся.

Кризисные явления, несомненно, сказываются на потребительском поведении, люди совершают более взвешенные покупки. Наименьший интерес покупатели проявляют к таким товарным категориям, как портативная аудио- и видеоаппаратура, фото- и камкордеры, игровые приставки. Несмотря на общее снижение спроса, наиболее популярными, как и в прошлом году, стали такие товары, как смартфоны, компьютеры, сотовые телефоны, планшеты, аксессуары к телефонам и к портативной технике. При этом стоит отметить, что по сравнению с прошлым годом спрос на них существенно снижается.

Говоря о ценовых сегментах сегодняшнего рынка, следует отметить, что в условиях кризиса люди прагматичнее относятся к покупке и предпочитают покупать те вещи, которые прослужат долго, не тратя деньги на дешевые вещи со слабым функционалом и с небольшим сроком службы. Например, если говорить о покупке устройства в кредит, самым популярным сегментом можно назвать сегмент устройств до 10–12 тысяч рублей. В этой категории много аппаратов, в том числе и от B- брендов, которые поддерживают самый современный функционал и соответствуют очень высоким стандартам качества. Кроме того, это та ценовая категория, в которой потребитель в сегодняшних экономических реалиях готов совершить покупку без особого ущерба для собственного бюджета или с привлечением незначительной кредитной суммы.

В 2016 году требования к смартфонам не сильно изменятся по отношению к 2015 году. Покупателям также будет важен качественный большой экран. По-прежнему будет нужна хорошая фотокамера и качественный дисплей. Это основные параметры, к которым покупатели относятся наиболее требовательно. Безусловно, мы понимаем, что флагманский сегмент останется, как и ранее, в ограниченном спросе. Основной спрос так же, как и в 2015 году, будет концентрироваться в среднем ценовом сегменте, на аппаратах с большим дисплеем.

Юрий Лабис, директор по развитию продаж абонентского оборудования МТС:

— Весной 2015 года МТС снизила цены на большинство интернет-гаджетов и аксессуары к ним, что привело к значительному росту числа посетителей в нашей рознице, что неудивительно, ведь со снижением реальных доходов потребители идут в те магазины, где они могут получить всю корзину услуг по лучшей цене. В результате мы не только привлекли в наши магазины новых покупателей смартфонов, но и увидели наивысшие за последние два года темпы прироста пользователей смартфонов в сотовой сети МТС. Мы верим, что наши усилия по повышению доступности интернет-устройств позволят не просто увеличить их продажи, но и получить отложенный эффект в виде роста доходов МТС от возросшего потребления интернет-сервисов.

1. Как вы в целом оцениваете результаты продаж мобильных устройств по итогам 2015 года? Можно ли утверждать, что, несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, пользователи не отказывались от покупки смартфонов и мобильных телефонов?

— Рынок мобильных устройств в России в 2015 году сократился до 38,3 млн устройств с 44,5 млн годом ранее. В рублях рынок вырос до 284 млрд рублей в 2015 году с 275 млрд рублей в 2014 году за счет высокого уровня продаж смартфонов. Пользователи не отказались от покупки смартфонов, однако стали более избирательны в выборе гаджетов: все меньшее значение имеет бренд (отсюда рост доли B-брендов) и все большее — цена и потребительские характеристики, такие как размер экрана, поддержка технологии LTE, емкость батареи и т. п.

Так, в 2015 году в России было продано больше LTE-смартфонов, чем за все предыдущие годы, вместе взятые: 6,7 млн LTE-смартфонов, в то время как за все предыдущие годы продано 6,1 млн устройств. LTE-смартфоны в 2015 году стали основным генератором выручки в российском сотовом ретейле: на них пришлось больше половины (57 %, или около 150 млн рублей) выручки от реализации смартфонов в России. Именно интерес к LTE-устройствам не позволил российскому рынку смартфонов сократиться: по итогам 2015 года его объем составил 261 млрд рублей, что на 6 % больше, чем в 2014 году (247 млрд рублей). Высокий спрос на LTE-смартфоны стал следствием расширения сети «четвертого поколения» (к началу 2016 года у МТС она действовала уже во всех регионах присутствия), появления большого количества бюджетных 4G-гаджетов, а также усилий операторской розницы МТС по стимулированию продаж бюджетных моделей LTE-смартфонов.

В части мобильных телефонов для голосовой связи и отправки SMS (фичефонов) — их стало продаваться все меньше, по итогам 4-го кв. 2015 года за год спрос на них упал на 20 %, до 3,5 млн штук.

2. На фоне увеличения стоимости мобильных устройств и усиления конкуренции между операторами сотовой связи насколько более актуальными для российского рынка становятся схемы субсидирования смартфонов и мобильных телефонов?

— В 2015 году продажи смартфонов не ушли в пике только благодаря усилиям МТС по субсидированию устройств: именно МТС для стимулирования потребления мобильного интернета отказалась от маржи при продаже интернет-гаджетов, позднее другие сети мобильного ретейла также были вынуждены снизить цены на смартфоны, чтобы стимулировать их продажи.

3. В 2015 году многие сети мобильного ретейла заявляли о росте продаж сопутствующих услуг: страхования, дополнительного сервисного обслуживания или настройки и установки мобильных приложений на смартфонах. Как вы считаете, почему такие услуги были особенно популярны у покупателей?

— В условиях снижения уровня потребительской активности пользователи пытаются снизить риски от возможных затрат в случае поломки или утраты аппарата, поэтому чаще стали приобретать защитные пленки и стекла, чехлы для смартфонов, а также оформлять страховку на случай утраты или порчи устройства.

4. Как вы оцениваете перспективы развития рынка мобильных устройств в 2016 году?

— Мы ожидаем, что рынок смартфонов в 2016 году в натуральном выражении сократится, упадет он и в рублях: люди больше будут тратить деньги на еду и товары первой необходимости, откладывая покупку новых гаджетов на более поздний срок. Единственной растущей категорией на падающем рынке мобильной электроники останутся 4G-гаджеты. В условиях снижения потребительской активности клиенты будут голосовать рублем. В итоге выиграют те ретейлеры, которые предложат клиентам лучшие цены на мобильные устройства, возможность купить гаджет в широкой сети точек продаж и возможность купить устройства в интернете.

Юлия Дорохина, руководитель пресс-службы ПАО «МегаФон-Ритейл»:

1. Как вы в целом оцениваете результаты продаж мобильных устройств по итогам 2015 года? Можно ли утверждать, что, несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, пользователи не отказывались от покупки смартфонов и мобильных телефонов?

— В этом году продолжится тренд на замену кнопочных телефонов смартфонами. Скорее всего, как и в 2015-м, клиенты в этом году будут приобретать в основном бюджетные устройства (начальной и средней ценовой категории).

2. На фоне увеличения стоимости мобильных устройств и усиления конкуренции между операторами сотовой связи насколько более актуальными для российского рынка становятся схемы субсидирования смартфонов и мобильных телефонов?

— Очень популярными, как и в прошлом году, будут схемы продажи смартфонов по специальной цене при оплате мобильного интернета на несколько месяцев вперед. Для покупателя такая схема выгодна, потому что он в любом случае стал бы оплачивать мобильный интернет, поскольку смартфон без интернета не раскрывает всех своих полезных функций. Обращаем внимание на то, что это не субсидирование в чистом виде, это формирование привлекательной цены за счет услуг связи. Кроме операторов, ни один другой продавец не может это повторить. Таких предложений в 2016-м будет больше, в том числе и с планшетами.

3. В 2015 году многие сети мобильного ретейла заявляли о росте продаж сопутствующих услуг: страхования, дополнительного сервисного обслуживания или настройки и установки мобильных приложений на смартфонах. Как вы считаете, почему такие услуги были особенно популярны у покупателей?

— Главным образом из-за фактора удобства: клиентам удобно получать широкий спектр дополнительных услуг в одном месте. Однако нужно понимать, что рост продаж бюджетных устройств снижает количество кредитов и страховок — люди просто отказываются от дополнительных трат, покупая смартфон за 2–3 тысячи.

4. Как вы оцениваете перспективы развития рынка мобильных устройств в 2016 году?

— Локомотивом продаж смартфонов будут недорогие устройства. Как правило, их предлагают новые производители (В-бренды). А значит, вполне вероятно, что к концу 2016 доля А-брендов на рынке уменьшится.
Что касается планшетов, то мы ожидаем появления 4G-устройств в бюджетном сегменте, что придаст рынку планшетов дополнительный импульс. Также ожидаем появления большого числа устройств IOT (internetofthinks) — различных привычных и новых гаджетов с подключением к интернету. Если их цена будет доступной, то у них будет возможность показать хорошие продажи.

Источник: J’son & Partners Consulting