31 марта 2016 г.

Увеличить
Динамика продаж Ozon.ru, млрд. руб. Источник: Ozon.ru, март 2016 г.
Увеличить
Динамика и структура российского рынка бытовой техники и электроники. Источник: GfK ТЕМАХ Russia, февраль 2016 г.
Увеличить
Динамика российского онлайн-ритейла. Источник: РАЭК, декабрь 2015 г.

В декабре прошлого года мы отмечали: согласно предварительным оценкам РАЭК, в 2015 г. оборот российского онлайн-ритейла достиг 570 млрд. руб., что на 20% выше аналогичного показателя 2014 г. (475 млрд. руб.). Конечно, сегмент сегменту рознь, да и темпы развития у всех онлайн-магазинов (а их в России, по оценкам Yandex, около 40 тысяч) разные.

30 марта основные итоги деятельности в минувшем году озвучил онлайн-гипермаркет Ozon.Ru. Его генеральный директор Дэнни Перекальски сообщил, что в 2015 г. объем продаж Ozon.Ru составил 15 млрд. руб., что на 33% выше аналогичного показателя 2014 г. (11,3 млрд. руб.). При этом, по итогам 2015 г. объемы продаж товарной группы «Бытовая техника и электроника» (БТиЭ) увеличился, по сравнению с 2014 г., на 32% и составил 26% от общего объема продаж компании.

Теперь смотрите: по данным исследования GfK ТЕМАХ Russia в 2015 г. в нашей стране объем розничных продаж БТиЭ составил 1268,527 млрд. руб., что ниже аналогичного показателя 2014 г. на 14,4%. Разница динамик видна невооруженным глазом. Разумеется, не у всех российских онлайн-магазинов итоги года выглядят столь же хорошо, как у Ozon.ru. Однако общая тенденция налицо: онлайн-розница живет лучше традиционной и те розничные ИТ-реселлеры, которые не развивают онлайн-продажи, в большинстве своем с каждым годом будут чувствовать себя все хуже и хуже.

Складывается впечатление, что в отечественной онлайн-рознице сейчас идут те же процессы, что и в рознице традиционной: крупные игроки вытесняют с «поля боя» мелких и средних. Очень заметное расслоение онлайн-магазинов наблюдается даже в их первой (по количеству покупателей) десятке. Так например, согласно отчету GfK «Исследование аудитории онлайн-покупателей в России (сентябрь-октябрь 2015)», 32% респондентов данного исследования за последние 12 месяцев совершили в Ozon.ru хотя бы одну покупку. У ближайшего конкурента данный показатель составляет 11%, а самый худший показатель первой десятки — 3% ( то есть, более чем в 10 раз ниже).

К слову. Из оценок Yandex следует, что в настоящее время в России насчитывается около 40 млн. онлайн-покупателей. Дэнни Перекальски утверждает, что его магазин ежемесячно навещают 10,580 млн. уникальных посетителей. Разумеется, не все они совершают покупки. Однако конверсия растет. Если в первом полугодии минувшего года она, по оценкам компании, составляла 1,6%, то во втором полугодии достигла 2,2%.

В итоге, в минувшем году в Ozon.ru было сделано 5183783 заказов со средним чеком 2520 руб. При этом среднее количество товаров в одном заказе составило 4,4 штуки. Представляет интерес распределение продаж Ozon.ru по регионам. Первое место здесь занимает Москва (на неё приходится 42% от общего объема продаж компании), Далее идут ЦФО (14% без учета Москвы), Санкт-Петербург (11%), ПФО (7%) и ЮФО (4%). В планах компании — дальнейшее расширение ассортимента, укрепление позиций в регионах и увеличение своей доли в российском онлайн-ритейле. Это сигнал для небольших и средних онлайн-магазинов — чтобы выжить перед натиском монстров интернет-торговли (не только Ozon.ru стремится усилить свои позиции), надо что-то предпринимать. И чем быстрее, тем лучше.

Источник: Владимир Митин, для CRN/RE