18 апреля 2016 г.

Дмитрий Мартынов, Infor

Продолжая тему «бережливого производства», противопоставленного бездумной экономии, которую мы рассмотрели в предыдущей статье, поговорим о том, что вкупе с ERP-системой становится возможным устранить узкие места производства.

Взять, например, собственно производство — цеха конкретного предприятия, основу основ в концепции «бережливого производства». Очевидно, что правильно, в полном соответствии с lean-философией выстроенная ERP-система позволяет значительно сэкономить ресурсы, в том числе время. Это не говоря уже о том, что само производство сейчас выходит на новый уровень ИТ-оснащения, включая, например, применение «умных» датчиков, объединенных в одну сеть, или, скажем, 3D-печать.

«Уже через пять минут после любого, произошедшего в цехах инцидента мы можем принять решение, основанное на актуальных данных со всех участков, — делится опытом внедрения ERP-системы Кеннет Кемп, руководитель ИТ-отдела компании Brentwood Industries. — Для нас это было одной из самых болезненных проблем — принять вовремя правильное решение прямо на производстве. Теперь, когда мы с этим справились, мы можем сфокусироваться непосредственно на проблемах клиентов».

«Инструментальный цех, который раньше являлся самым узким местом в нашей производственной цепочке, теперь постоянно интересуется, нет ли дополнительной работы. При этом время отработки заявок сократилось на 20%», — рассказывает о работе с ERP-платформой Джеки Бешар, вице-президент компании Groov-Pin.

Важной составляющей «бережливого производства» изначально также являлась концепция JIT (Just in Time — точно в срок). С тех пор, как Toyota применила этот принцип в рамках своей TPS, прошло много времени, а главное, принципиально изменились технологии.

В 90-е, когда западные производители начали активно внедрять lean-философию, Интернет находился ещё в зачаточном состоянии и вряд ли кто-нибудь мог себе представить, что неотъемлемой составляющей рабочего места рядового менеджера станут мобильные устройства с доступом в Сеть, а заказчик в режиме онлайн на веб-портале производителя будет отслеживать судьбу своего заказа. В этих условиях именно ERP-системы позволяют существенно снизить процент просрочек по поставкам.

«Уже через три месяца после внедрения решения нам удалось резко увеличить количество заказов, доставляемых точно в срок — оно возросло до 95%», — говорит Джеки Бешар.

«Клиентская служба получила возможность моментально получать доступ к информации о состоянии заказа. Раньше клиенты вынуждены были „висеть“ на телефоне, в ожидании пока сотрудники блуждали по отделам в поисках необходимой информации, — рассказывает Кеннет Кемп. — Теперь работники клиентской службы просто входят в систему».

Актуальность внедрения ERP-систем только увеличивается, когда речь заходит о следующем шаге в удовлетворении потребности клиентов в своевременных поставках — при переходе на систему «производства по требованию» (on-demand). При такой схеме взаимоотношений и вовсе не обойтись без полноценной ИТ-системы, в которой каждый заказ, с заранее обозначенным уровнем приоритета видимо продвигается по всей производственной цепочке — от поступивших на склад комплектующих до готового изделия, отправляемого заказчику.

Тем не менее, без выявления узких мест применение ERP-систем может оказаться бесполезным. И лучшим средством избежать лишних потерь, как и в XX веке остается философия «бережливого производства». Насколько актуальна проблема «бездумной автоматизации» наглядно демонстрирует статистика. По данным TAdviser.ru, процент задействованных функций ERP в среднестатистической российской компании находится на уровне 30-50%. Более того, у полностью установленной у одного заказчика платформы КПД тоже может оказаться на уровне — 30-40%. Эксперты говорят, что гораздо большие результаты позволяют достигнуть приобретенные под конкретные задачи модули — здесь КПД уже может составлять до 70-80%. Для выявления этих конкретных задач без ясной стратегии не обойтись.

Кстати, есть ещё один важный lean-принцип — принцип «вытягивания», когда на спрос, рождаемый потребителем, последовательно реагирует вся производственная цепочка: от логистики готового товара, до поставщика материалов для его производства. «Вытягивание» работает и внутри собственно производственного процесса — от цеха к цеху, от одной операции к другой.

И здесь также современные ИТ-технологии могут коренным образом преобразовать всю цепочку — современные методы обработки данных позволяют не только реагировать на спрос, но и предсказывать его. То есть цепочку «вытягивания» можно построить заранее, до того, как спрос сформировался. Правда, тут речь идет уже не о ERP-системах, а о системах бизнес-аналитики (BI — business intelligence). Но здесь уже слово за производителями ИТ-систем: по данным PCWeek, из 80 опрошенных в прошлом году Gartner ИТ-директоров наиболее важным направление бизнес-аналитики считает 39% респондентов, а уже дальше располагаются ERP (34%), мобильность (26%), облака (14%), CRM (11%), BPM (7%) и др.

Подводя итог, можно сказать, что у философии «бережливого производства» и ИТ-систем есть много общего, прежде всего — цель, состоящая в снижении лишних трат, к которым относятся и складские излишки, и потери, вызванные отсутствием регуляции во внутренних производственных процессов. Их совместное применение может — и должно! — повысить производительность труда, сэкономить время, уменьшить простои и в целом повысить эффективность производства. А значит — увеличить прибыль.

Источник: Дмитрий Мартынов, официальный представитель в России и СНГ Infor