1 августа 2016 г.

Процесс выбора гаджета — смартфона, телефона или планшета — сегодня оказывается весьма сложен. Причем, что удивительно, для продвинутых пользователей он оказывается проще, чем для массовой аудитории. Если энтузиасты могут достаточно легко найти данные независимых исследований и, главное, понять их, то массовый пользователь остается один на один с однотипными рекламными заявлениями, которые зачастую не позволяют понять важные особенности аппаратов и на основании этого сделать корректный выбор в пользу той или иной модели.

Сделать выбор конечному пользователю может позволить сегментирование линеек вендорами, но и тут все непросто. Как, например, соотносятся между собой смартфоны Samsung серий S и Note, A и J, что за серия Prime, которую также можно встретить в продаже и, наконец, есть ли значимые отличия между Grand Prime и Core Prime? Для ответа на этот вопрос нужно сделать целое исследование, которое сложно даже для ориентирующегося в рынке специалиста, не говоря уже о среднестатистическом пользователе, которому надо всего-навсего смартфон купить.

Маркетинговые находки

Интересный ход сделала корпорация LG, которая нередко оказывается «впереди планеты всей» не только в плане технических решений, но и маркетинговых ходов. До недавнего времени в линейках корпорации тоже разобраться было непросто. Например, различия между аппаратами среднего класса Magna, Leon и Spirit были весьма затейливы, а потом их сменили K4, K5, K7, K8 и K10 и разобраться с ними стало совсем сложно, дополнительную путаницу вносило присутствие в этом классе моделей Glass и Ray. Но теперь корпорация радикально изменила подход к комплектованию линейки среднего класса и сделала это весьма изящно.

Модели LG среднего класса теперь поставляются под индексом «Х», получая префикс, указывающий на радикальное отличие данной модели от других устройств в линейке. Например, X Cam получил двойную камеру, выполненную по образу и подобию подхода в премиальном G5, — наряду с традиционной установлена дополнительная с широкоугольным объективом. X View получил дополнительный постоянно включенный дисплей, который можно использовать для вывода служебных данных, иконок быстрого доступа и т.д. или для персонификации. X Power получил батарею повышенной емкости — 4100 мАч, почти вдвое больше, чем на остальных моделях линейки. X Style отличается малой толщиной корпуса — 6,9 мм. Как видно, при таком подходе пользователю сделать выбор относительно просто.

Идеально было бы если все модели линейки имели бы одинаковые стандартные характеристики, однако, это не совсем так. Например, X Style получил всего 1,5 Гб оперативной памяти (у остальных моделей линейки традиционные на сегодняшний день 2 Гб) и основную камеру с совершенно несерьезным на сегодняшний день сенсором 8 Мпикс. Но энтузиасты мобилографии вряд ли будут гнаться за тонким корпусом и явно предпочтут модель X Cam, а утонченным девочкам, способным сделать выбор в пользу устройства с суффиксом «Style» и восьмимегапиксельная будет достаточной.

Другой по своему гениальный вариант маркетингового подхода, вполне способный облегчить покупателю выбор устройства, применил российский вендор Oysters для брендирования традиционных сотовых телефонов. Различия в технических характеристиках «мобил» уже давно для массового пользователя совершенно не принципиальны, поэтому надпись на корпусе может стать решающим аргументом в пользу выбора аппарата. Маркетологи из Oysters создали аппараты, названные в честь российских городов — Sochi, Lipetsk, Ufa, Kursk, Ulan Ude и т. д. Хотя выбор городов не совсем понятен — например, сложно сказать, чем обусловлено отсутствие в линейке аппаратов Tagil, Chelyabinsk, Krasniyarsk или Yaroslavl — но совершенно очевидно, что «городские» наименования будут приятны людям, жизненные истории которых так или иначе связаны с данными местами. Правда, аппараты имеют несколько разный дизайн (у большинство моноблоки и только у Ulan Ude — «раскладушка») и, соответственно, разные цветовые варианты оформления — например, корпус Gold доступен только для телефона Sochi (есть также Black и Withe), а Cherry может быть только у аппарата Ufa (также доступен в цветах Black и Withe), а Red — только у Ulan Ude (другой вариант — только Black). Но такие ограничения и вариации на саму концепцию принципиального влияния не оказывают. А концепция интересная, и Oysters ее развивает: по заявлению представителей компании, в ближайшее время появится телефон Novgorod, корпус которого будет доступен в пяти расцветках.

Однако, приведенные решения наверное, единственные на сегодняшний день два примера заботы вендора об упрощении выбора аппарата. В остальных случаях нужные действия придется выполнять ритейлеру.

Что это значит для ритейла

Для ритейла реализация комплекса мер, способных облегчить абонентам выбор аппаратов, вполне может позволить получить конкурентное преимущество, не драматичное, конечно, но в современных условиях будет важно любое. Конечно, не все потенциальные покупатели, которым помогли с выбором, станут реальными покупателями именно у вас — некоторая часть отправится искать, где выбранное подешевле — но помощь в решении проблемы вполне может стать одной из мотиваций нужную приобрести модель именно у вас, а также поработает на перспективу, укрепив лояльность к вашему магазину.

Причем в ходе этого процесса с особыми сложностями столкнуться не придется. Хорошим ходом будет, например, изменение выкладки товара на полках. Ведь достаточно легко перейти от размещения моделей «по маркам» к их расположению «по параметрам», объединив модели с лучшими камерами, с емкими батареями и с тонкими корпусами, а также разместив экстремально дешевые устройства в отдельной группе.

Источник: Александр Маляревский