3 августа 2016 г.

Иван Шумовский, КРОК

Эффективность использования различных ИТ-систем уже неоднократно подтверждена коммерческими структурами. Сегодня к технологическим трендам постепенно подключаются госорганы. О том, как происходит автоматизация государственных компаний и структур, рассказывает Иван Шумовский, руководитель направления инфраструктурных решений компании КРОК.

CRN/RE: Пожалуй, разговор об автоматизации госорганов стоит начинать с перехода на электронный документооборот. Скажите, как обстоят дела с этим вопросом, по Вашему мнению?

Иван Шумовский: На самом деле, документооборот — это не совсем мой профиль. Но со слов коллег, которые занимаются этим направлением, каких-либо существенных неразрешимых ограничений на пути к повсеместному использованию электронного документооборота в госструктурах нет. В частности, еще в сентябре прошлого года обрел юридическую силу приказ Минкомсвязи и ФСО, описывающий требования к взаимодействию госорганов при обмене электронными документами. А ряд госструктур уже несколько лет принимает отчетность только в электронном виде. Понятно, что масштабный переход на электронный документооборот потребует внедрения соответствующих инструментов. Но подготовительный процесс уже давно стартовал и его окончание — это лишь вопрос времени.

Эффективность использования различных ИТ-систем уже неоднократно подтверждена коммерческими структурами. Сегодня к технологическим трендам постепенно подключаются госорганы. О том, как происходит автоматизация государственных компаний и структур, рассказывает Иван Шумовски1, руководитель направления инфраструктурных решений компании КРОК.

Так, насколько я знаю, Минэкономразвития уже подготовило проект федерального закона, вносящего поправки в Трудовой кодекс. С января 2018 года российские работники могут получить возможность расписываться цифровой подписью в документах, относящихся к их трудовой деятельности.

CRN/RE: Возможен ли полный переход на электронный документооборот в госорганах? Когда это может произойти и какие здесь есть препятствия?

И.Ш.: Думаю, через 3-5 лет можно ожидать существенного прогресса. Но полный отказ от бумаги произойдет не скоро, если вообще произойдет — просто из основного носителя бумага переходит в статус запасного или дополнительного.

CRN/RE: Можете рассказать о последних проектах КРОК в области документооборота в госорганах?

И.Ш.: Например, КРОК выполнил для ФГУП «Главный центр специальной связи» проект по внедрению системы электронного документооборота для ведения делопроизводственной деятельности и документационного обеспечения предприятия. До этого заказчик использовал систему для регистрации входящей и исходящей документации, а этапы разработки и согласования документов происходили на бумажных носителях. Сейчас сотрудники Спецсвязи могут отследить все стадии жизненного цикла документов, от их инициации до согласования и утверждения.

CRN/RE: Насколько прост процесс перехода госструктур в облака?

И.Ш.: В данном случае следует уточнить, что речь идет, скорее, о так называемых «частных облаках», которые могут находиться как внутри организации, так и за ее пределами.

Если говорить об облаке внутри организации, то это внутренний вопрос ведомства с точки зрения реализации сервисного подхода к оказанию ИТ-услуг, зрелости ИТ-службы в такой организации и экономической целесообразности такой модели в отдельно взятой структуре.

Если говорить об облаках, находящихся за пределами организации, то государственные информационные ресурсы могут быть перемещены в такие ресурсы только в том случае, если эти облака и средства доступа к ним удовлетворяют всем требованиям к хранению и обработке информации, содержащейся в ведомственных информационных системах. Если ЦОД находится на территории нашей страны, удовлетворяет требованиям по информационной безопасности и надежности, то ведомства уже сейчас могут получать, например, инфраструктурные сервисы в аренду. Речь идет о серверах и серверных стойках, виртуальных машинах, системах хранения данных, системах мониторинга и т.п. Вопрос остается только в качестве услуги, степени ответственности поставщика и экономической эффективности такой модели.

CRN/RE: Ведется ли сегодня какая-то работа по переводу государственных структур на облачные технологии?

И.Ш.: Да, ведется, в частности в направлении создания единой инфраструктуры, доступной для ведомств, прежде всего, федеральных, с условным названием «Гособлако». Основная идея заключается в том, что централизация ИТ и перенос части ИТ-сервисов из ведомств в централизованную структуру может сэкономить бюджетные средства и, одновременно, улучшить и стандартизовать качество оказания ИТ-сервисов для ведомств.

В 2013 году по заказу Минкомсвязи КРОК как раз разрабатывал концепцию и технический проект по реализации «Гособлака». В 2015 г. Правительство РФ утвердило концепцию перевода государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие гостайну, в систему федеральных и региональных дата-центров.

Конечно, для реализации такой централизованной инфраструктуры, необходимы финансовые средства и нормативно-правовая база, которая легализует подобную единую инфраструктуру. Но насколько я понимаю, последняя сейчас как раз разрабатывается. Так, 21 июля Президент России поручил премьер-министру разработать и внести в Госдуму федеральный закон о преимущественном использовании госорганами единой инфраструктуры электронного правительства со сроком исполнения до конца 2016 г. А в распоряжении Правительства РФ от № 1588-р 26 июля 2016 г. о плане по переходу федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов на использование отечественного офисного программного обеспечения (ПО) также отдельно отмечена возможность предоставления этого софта в рамках облачной модели. Кстати говоря, в Едином реестре отечественного ПО, на сайте Минкомсвязи, в разделе «офисные приложения» уже около 90 наименований таких программных продуктов.

Далее может последовать формирование собственно системы «Гособлако», как с точки зрения создания или аренды ЦОД, проектирования и внедрения системного программного обеспечения (облачной платформы), а также формирования каталога и перечня сервисов, так и с позиции решения вопросов беспрерывного обслуживания этих вычислительных ресурсов и удовлетворения требованиям информационной безопасности. Немалую роль здесь будет играть и реализация пилотных проектов. Самым длительным и сложным здесь представляется перевод или миграция государственных информационных систем и данных в некие централизованные, защищенные элементы «гособлака», и их дальнейшая эксплуатация в условиях новой централизованной модели.

CRN/RE: Как вы оцениваете общий уровень автоматизации госорганов сегодня?

И.Ш.: Я бы сказал, что различные госорганы находятся на разных стадиях автоматизации. Есть примеры некоторой «архаичности» процессов, а есть, наоборот, передовики, которые не только на российском уровне, но и на мировом — смотрятся весьма продвинуто. Например, к последним, относится Центризбирком РФ, который еще около 20 лет назад реализовал и продолжает развивать проект ГАС «Выборы» по автоматизации подсчета голосов с распознаванием «на лету» документов, попадающих в избирательную урну. Не в каждой стране используются подобные инструменты.

Также, к продвинутым в плане автоматизации, безусловно, относятся Московский городской суд и 35 районных судов Москвы, которые внедряют комплексную информационную систему судов общей юрисдикции. Здесь и создание единого дата-центра, и оборудование залов судебных заседаний системой аудио- и видеопротоколирования, и перевод судебных дел в электронный вид, и создание внешнего портала для граждан с возможностью подачи заявления в режиме онлайн, да и в целом обновление компьютерного парка и многое другое. И наконец, подсистемы межуровневого и межведомственного взаимодействия, которые позволят упростить обмен документами между судебными инстанциями, а также судами и 12 внешними ведомствами. Нужно сказать, что интеграции со столь большим числом ведомств еще не было в истории электронного правосудия.

CRN/RE: Сейчас на рынке уже в полной мере укоренился тренд на импортозамещение, который для государственных органов важен в особенной степени. А как обстоят дела с государственной поддержкой индустрии производства отечественных ИТ-продуктов? Есть ли она вообще?

И.Ш.: Да, безусловно, некоторая поддержка со стороны государства присутствует. С точки зрения расширения и стимулирования спроса уже применяются административные механизмы, как пресловутый 188-ФЗ, огранивающий закупки иностранного ПО для государственных нужд. Конечно, у подобных инструментов есть свой недостаток — из-за искусственных ограничений конкуренции возможно производство ПО с высокой ценой, но качеством и функциональностью гораздо ниже мирового. При этом такие продукты будут обязательны к покупке. Однако участие экспертного сообщества в формировании Единого реестра отечественного ПО, как мне кажется, снижает этот риск.

Расширение рынков сбыта возможно также за счет политической поддержки в ряде дружественных нам стран, особенно с недостаточно зрелым ИТ-рынком. Такое макроэкономическое явление, как слабый рубль, в данном случае, вполне может помочь. Отечественное ПО внутри страны, при сравнимом качестве и функциональности, в рублях может стоить значительно дешевле, чем импортное. А на внешнем рынке, мы можем «демпинговать» и предоставлять иностранным заказчикам наилучшее соотношение цены и качества. Некоторые подвижки в области регулирования внешнеэкономической деятельности вроде заметны. Например, наше Минкомсвязи России регулярно встречается и ведет переговоры со странами БРИКС.

С точки зрения помощи отечественным разработчикам уже существуют программы по налоговым льготам. Но, конечно, хотелось бы, чтобы условия получения таких льгот были упрощены, а сами программы — несколько расширены. А еще лучше — для каких-то случаев предоставлять отечественным разработчикам кредиты на старте разработки продуктов, например, за счет взаимовыгодного сотрудничества государства и ИТ-разработчиков путем обеспечения гарантий и «твердым» госзаказом. Либо оказывать прямое стимулирование производства софта отдельных классов.

Источник: CRN/RE