12 сентября 2016 г.

Apple провела плановую презентацию, на которой были продемонстрированы ожидаемые новинки. Революции в очередной раз не свершилось, эволюционные изменения есть, причем настолько значительные, что ритейлу их лучше учитывать. Причем, как ни странно, изменения, которые повлечет появление новинок, наиболее важны именно для российского ритейла.

Новые iPhone бюджетными назвать сложно (как, впрочем, и любую другую продукцию Apple) — рекомендованные розничные цены начинаются от 56990 руб. — но перспективы продаж их на российском рынке хороши. Акцентируемые новинками тренды также могут привести к увеличению продаж и оборотов. Интересно, что в данном случае важно даже не то, что в новых «айфонах» появилось, а то, чего там нет. Но начнем мы с рассмотрения обновлений.

Обновления аппаратной части

Нововведения в новых «айфонах» минимальны. Современный смартфон — компьютер с тремя подсистемами, которые определяют разницу, значимую для пользователя: экраном, камерой, аудитрактом.

Новые модели iPhone обновили «начинку» — новые и процессоры (вместо А9 установлен A10 Fusion) и сопроцессоры (вместо М9 стоит М10). Для активных пользователей будет приятно появление обеих моделей в модификации с 256 Гб памяти — ведь возможностей расширения памяти microSD-картами в iPhone как не было, так и нет. Очевидно, что переход на новые чипы приведет к увеличению производительности, но до появления независимых тестов остается неясным, насколько значительным будет ее прирост. Однако, можно предположить, что он не будет драматичным.

По данным производителя, возрастет время автономной работы: iPhone 6s держался при передаче данных в сети LTE от одного заряда аккумуляторов на протяжении 10 часов, iPhone 7 продержится 12, а iPhone 6s Plus и iPhone 7 Plus протянут 12 и 13 часов соответственно. Девайсы стали чуть легче: iPhone 7 по сравнению с iPhone 6s «похудел» на 5 грамм (на 3,5%), iPhone 7 Plus — на 4 грамма (2,1%).

Геометрические размеры у новинок остались ровно такими же, как у предшественников. Приятно, что iPhone получили пылеводозащиту по стандарту IP67. Для рынка это не новость — старшие модели Sony и Samsung давно имеют водозащиту по стандарту IP68 — но для пользователей, по понятным причинам, наличие водостойкости будет приятным дополнением к изменениям в новинке. Параметры экрана по сравнению с предыдущими моделями не изменены.

Основная камера у iPhone 7 использует сенсор того же разрешения, что и у предшественника (12 Мпикс), но получила оптическую стабилизацию и объектив с большей светосилой (было f/2.0, стало f/1.8). Такой же сенсор (12 Мпикс) установлен у iPhone 7 Plus, но увеличение светосилы по сравнению с предшественником у него более разительное (с f/2.2 до f/1.8) и, что важно, камера у него стала двойная. В чем прелесть и в чем особенности двойной камеры на iPhone — нам скоро расскажут независимые тестеры, по материалам пресс-конференции в полном объеме понять это было сложно.

Про аудио-составляющую новинок известно мало. На презентации вендор рассказал, что наличие двух динамиков позволяет «семеркам» воспроизводить стерео, однако, высокого качества от встроенных динамиков ждать не следует, а вот с подключением внешних аудиосистем возможны некоторые проблемы.

Есть, конечно, и другие изменения — кнопка под экраном стала полностью «цифровой», но получила эмуляцию тактильной реакции на нажатие, появились новые расцветки корпусов (ушел «серый космос», который заменили матовый «черный» и блестящий «черный оникс»), получила новый сенсор фронтальная камера (7 Мпикс вместо 5 Мпикс), но это уже не принципиально.

Про отсутствующие элементы

Поговорим о том, чего нет у нового iPhone, но при этом является привычными элементами для смартфонов на Android, причем не только топовых, но и зачастую для моделей среднего ценового диапазона.

Во-первых, у новых «айФонов» нет разъема USB Type-C, а использован фирменный «эппловый» Lightning.

Во-вторых, как вы уже знаете, в новых моделях отсутствует «джек» для подключения наушников. Поэтому подключать наушники и гарнитуры можно или через Lightning (есть модели с поддержкой такого разъема, но для большинства придется использовать переходник, который Apple включила в комплект поставки новинок) или через Bluetooth (что не всегда удобно и по причине ускоренного разряда батареи, и из-за отсутствия полноценного NFC).

В-третьих, как мы уже отметили, нет полноценной поддержки NFC. Соответствующий чип присутствует, но использовать его можно только для платежной системы Apple Pay. Заметим, что этой осенью обещают ее появление в России, но об этом мы поговорим в следующий раз.

В-четвертых, отсутствует поддержка разрешений выше FullHD. Для обычных кейсов это не критично, FullHD для просмотра медиа, браузинга и прочих мобильных задач более чем достаточно, а вот для использования смартфона в VR-шлемах крайне желательно QHD.

Наконец, в-пятых, новинках нет поддержки беспроводной зарядки (это позволило бы, что важнее, нет режима ускоренного заряда.

Что это значит для рынка

iPhone 7 явно лучше моделей прошлого года — 6s и 6s plus — хотя по значимым для пользователя характеристикам и не дотягивают до современных топовых решений на Android. Это означает, что новинки вряд ли способны способствовать существенному увеличению количества сторонников платформы Apple за счет перетягивания пользователей продукции платформы Google.

Появление iPhone 7/7 plus — явление для экосистемы iOS, где новинки будут вытеснять предыдущие версии iPhone. Однако, и тут не все гладко — появление новинок не создает для пользователей значимых мотиваций для смены исправно работающих моделей прошлого поколения, и даже позапрошлого. По мнению аналитиков IDC, эта тенденция все сильнее начинает действовать на развитых рынках и уже создает заметные проблемы для продвижения продукции Apple.

Напомним, что по данным Gartner за первое полугодие 2016 г., смартфоны на платформе iOS занимали 12,9% мирового рынка в натуральном выражении. Причем наблюдалось снижение на 1,7% по сравнению с итогами аналогичного периода прошлого года, что является тревожным знаком, особенно на фоне роста рынка на 4,3%. Вполне возможно, что появление iPhone 7/7 plus несколько встрянет сторонников платформы iOS, и во втором полугодии результаты будут менее печальны.

Что это значит для российского ритейла

На российском рынке iPhone чувствуют себя прекрасно. По данным «Евросети» за янваль-май текущего года, продукция Apple занимала 11% российского рынка смартфонов в натуральном выражении. Это примерно соответствует глобальной ситуации и приятно удивляет, учитывая состояние экономики. А в денежном выражении iPhone-ы за тот же период занимали 33% рынка, по данным «Евросети», что делает появление новинок на iOS особо важным для ритейлеров.

Российский ритейл демонстрирует положительную динамику. По данным IDC за второй квартал текущего года, в страну было ввезено на 40% больше смартфонов, чем за аналогичный период прошлого года — 7 и 5 млн. единиц оборудования, соответственно. Причем, что отрадно, наиболее быстро растут продажи дорогих смартфонов. По данным МТС, которая подвела итоги первого полугодия, в операторской рознице спрос на дорогие трубки растет опережающими темпами: в салонах продаж компании вдвое (!) выросла доля устройств дороже 40 тысяч рублей. Эти обстоятельства позволяют надеяться на хорошие продажи «семерок», даже лишенных значимых инноваций.

Заметим, что покупатели iPhone 7/7 plus повысят спрос на bluetooth-наушники и гарнитуры, что приведет к стимулированию роста интереса к этим опциям и со стороны абонентов, которые не являются пользователями экосистемы Apple. Возможно, это позитивно повлияет на увеличение продаж стационарных и мобильных bluetooth-аудиосистем.

Наличие двойной камеры у iPhone 7 plus также стимулирует интерес к «двуглазым» моделям ведущих вендоров — Huawei, LG, HTC и других. Водойстойкость «семерок» поднимет интерес к аналогичным моделям топовых производителей смартфонов на Android — прежде всего, существенно более интересных по своим характеристикам старых модификаций Samsung и Sony.

Как видно, выход новых моделей iPhone, несмотря на отсутствие прорывных инноваций, для российского рынка является положительным фактором, способным стимулировать развитие самых разных направлений. Как мы и отмечали в начале статьи, для российского рынка iPhone, возможно, окажется более важным событием, чем для рынка мирового.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE