19 сентября 2016 г.

Андрей Давидович

Мировой рынок UTM (Unified Threat Management) за последние пять лет вырос практически в два раза, став таким образом самым быстрорастущим сегментом решений для обеспечения информационной безопасности. По данным IDC, в первом полугодии 2016 года выручка в этом сегменте увеличилась на 16,9% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года и достигла $1,25 млн. Конечно, отечественному рынку UTM пока далеко до общемировых масштабов, однако именно в России сейчас происходят, пожалуй, самые динамичные перемены в сегменте UTM.

Политические игры

Традиционно принято считать, что технологии существуют вне границ отдельных стран, и уж тем более это касается решений для обеспечения информационной безопасности. Возможности всемирной паутины позволяют злоумышленникам не быть привязанными к определенной территории, что делает противостояние их атакам чрезвычайно сложной задачей.

Однако последние пару лет изменили понимание трансграничности технологий и прежде всего — ИБ-решений. Россия была поставлена другими государствами в такие условия, когда наличие собственных технологий само по себе стало определенной гарантией безопасности. Когда речь зашла о том, что в любой момент используемые зарубежные решения могут остаться без поддержки и обновлений — а в случае с системами безопасности это означает и без защиты от новых угроз, — российские предприятия стали задумываться о том, что отечественные продукты обладают неоспоримыми преимуществами.

В результате российский рынок UTM-решений полностью изменился. Если до 2014 года в России безусловными лидерами были зарубежные производители, а российских словно бы и не было вовсе, то после начала эпохи санкций отечественные решения начали развиваться очень активно.

На данный момент есть как минимум три российские компании, разрабатывающие UTM-решения и добившиеся признания пользователей: «Смарт-Софт», Entensys и «А-Реал Консалтинг». Решения «Смарт-Софт» были первыми включены в реестр отечественного ПО, вслед туда же попали и решения двух других разработчиков. Ведут разработки в области UTM и другие компании — «АльтЭль», «Айдеко».

Технологический рывок

Интересной особенностью отечественного рынка UTM является тот факт, что все три компании, которые эксперты называют лидерами среди российских разработчиков, начинали свою деятельность за пределами столицы, что в наших реалиях чаще всего означает полную независимость как от госфинансов, так и от административного ресурса. Несмотря на это компании смогли добиться неплохих результатов.

Понятно, что поначалу российские UTM-решения проигрывали зарубежным. У последних (а среди них Cisco, Check Point, Dell, Fortinet) были все преимущества корпораций — инвестиции, исследовательские центры, технологические и маркетинговые наработки. Отечественные же компании начинали практически с нуля.

И хотя клиенты готовы были мириться с отсутствием некоторых функций у российских продуктов, долго такая ситуация длиться не могла. И надо сказать, что разработчики приняли этот вызов и за последнее время существенно усовершенствовали свои решения. Так, двое из них представили в 2016 году новые продукты: UserGate UTM от Entensys и Traffic Inspector Next Generation от «Смарт-Софт».

В Traffic Inspector Next Generation встроен межсетевой экран нового поколения, который фильтрует трафик, отслеживая состояния сетевых подключений и обеспечивает защиту сети от хакерских атак и различных типов вторжений. Встроенная система обнаружения и предотвращения вторжений IPS/IDS контролирует доступ в локальную сеть и автоматически защищает ее от вторжений.

«То, что российские компании сейчас проявляют все больший интерес к отечественным UTM-решениям, вполне закономерно, — считает Андрей Давидович, генеральный директор компании „Смарт-Софт“. — И дело не только в каких-либо запретах и экономической выгоде. Квалификация российских софтверных компаний всегда была высокой, однако ограниченный рынок сбыта не давал им развивать весь свой потенциал. Сейчас ситуация изменилась: спрос позволяет нам развиваться быстрее. Так что сейчас наши решения полностью конкурентоспособны по отношению к инструментам зарубежных производителей».

В UserGate UTM реализованы такие функции, как контроль доступа, основанный на идентификации пользователя, балансировка нагрузки, управление полосой пропускания, предотвращение современных угроз, анализ SSL, распознавание приложений и т.д. Данное решение поддерживает концепцию BYOD (Bring Your Own Device), позволяя применять специальные политики к личным устройствам пользователей, таким как смартфоны и планшеты.

Вклад в будущее

Аналитики уверены, что именно за UTM-системами будущее рынка информационной безопасности. Gartner еще в 2011 году прогнозировал, что именно UTM-системы в 2015-2016 гг. станут ведущим трендом на рынке решений для обеспечения безопасности сетей.

И хотя согласно последним прогнозам Gartner число крупных предприятий, закупающих UTM-системы, к 2019 году сократится до 5%, российский рынок вряд ли будет показывать такую динамику. Прежде всего, принятый закон 188 ФЗ вынуждает госсектор переходить на отечественные продукты для защиты информации, а это существенный драйвер для развития всего рынка информационной безопасности.

Кроме того, до насыщения рынка UTM-систем в России пока далеко. Еще недавно отечественные компании скептически относились к «защите в одной коробке», предпочитая отдельные решения, закрывающие определенную задачу.

К тому же количество сетевых угроз не уменьшается, в даже растет. Киберзлоумышленники активизируются, их бизнес становится все более масштабным, а прибыли — все более существенными. Защищаться от таких атак становится все сложнее, потери же для бизнеса — как финансовые, так и репутационные — могут быть летальными. Так что в среднесрочной перспективе у российских производителей есть огромный потенциал для роста.

«Динамика развития российского рынка UTM свидетельствует о том, что в ближайшее время конкуренция здесь будет лишь усиливаться, а значит, будут появляться новые решения, расширяться функционал существующих, — уверен Андрей Давидович. — Стимулом для совершенствования, разумеется, является и рост числа и разнообразия угроз, которым подвергаются отечественные компании и организации — не зря вопросам обеспечения информационной безопасности уделяется столько внимания даже на правительственном уровне. Думаю, даже после отмены санкций — а когда-нибудь это все-таки случится — отечественные решение не потеряют своей актуальности: слишком важны вопросы инфобезопасности. Так что спрос на российские UTM будет расти, как, впрочем, и конкуренция, и я даже не исключаю возможности появления новых игроков».

Источник: Татьяна Медова, исполнительный директор компании «Смарт-Софт»