23 января 2017 г.

Gartner подвел итоги четвертого квартала прошедшего года, которые, на первый взгляд, неутешительны — падение рынка ПК в натуральном выражении продолжается уже пятый год подряд. Сокращение продаж год к году по итогам последнего квартала составило 3,7%. Однако, при внимательном подходе цифры местами дают основание для сдержанного оптимизма, но местами, наоборот, ситуация выглядит совсем плачевно.

Сокращение, которое не пугает

Рынок жив и объемы его громадны. Компьютеры покупают миллионами штук — в последнем квартале прошлого года было реализовано 72.611.000 систем. Да, объем рынка в позапрошлом четвертом квартале был на 2.773.000 систем больше, но это не критично. Сокращение поставок традиционных ПК на 3,7% сравнимо с точностью измерения.

В первом квартале прошлого года ситуация была, напомним, гораздо хуже. По данным Gartner, тогда сокращение в абсолютных цифрах составило 6.902.000 компьютеров в соотношении квартал-к-кварталу, что в процентном соотношении составляло 9,6%.

Если абстрагироваться от длительности периода, в течение которого сокращались объемы рынка, который до этих событий непрерывно рос, то становится понятно, что сейчас оснований для паники уже нет. Рынок еще не выздоровел окончательно, сокращение продолжается, но говорить о «падении» — а тем более, о «катастрофе» — никак не ли стоит.

Тренды — в деталях

Напомним, что компании «большой пятерки» и Apple в сегменте традиционных компьютеров чувствуют себя прекрасно. Контролируемая ими доля рынка заметно возросла. «Американцы» — НР (второе место в мировом рейтинге) и Dell (третье место) — демонстрируют прекрасную динамику, нарастив отгрузки на 4,3% и 5,4%, для Apple (пятое место) квартал был тоже успешен — плюс 2,4%. Возглавляющий рейтинг «китаец» Lenovo также показал положительную динамику в 1,6%, пусть чуть меньше лидеров роста, но на сокращающемся рынке и это весьма выразительно.

«Тайваньцы» ASUS (четверное место) и Acer (шестое) падали, причем быстрее рынка — на 8,5% и на 4,4%, соответственно, — но аналитики Gartner объясняют это перефокусировкой данных вендоров на более продвинутые и, как следствие, более дорогие модели систем, которые по понятным причинам в натуральном выражении продаются хуже, но прибыли приносят больше.

Монополизация как тренд

Мы не случайно взяли в кавычки «национальную принадлежность» компаний, потому что эти структуры давным-давно представляют собой транснациональных гигантов. А вот для настоящих национальных компаний, в большинстве случаев ведущих бизнес в пределах одной страны, результаты квартала катастрофичны. Доля, занимаемая этими вендорами — они отнесены к «прочим» — в натуральном выражении сократилась на 18,8%! Если в позапрошлом году они занимали чуть более четверти рынка (25,2%), то сейчас чуть больше пятой части (21,2%). Вот это действительно катастрофа для локальных брендов!

Конечно, бренды, попавшие в категорию «прочие», различны. Например, там присутствует вполне глобальный MSI, специализирующаяся на создании дорогих игровых систем и рабочих станций, которые массовыми никак быть не могут, глобальный же Panasonic с его неубиваемыми системами TouchBook, или, предположим, российский Kraftway, выпускающий продукцию для сегментов, где присутствие оборудования иностранных вендоров нежелательно. В этих и других достаточно узких нишах продукция «прочих» сохранится и вполне может быть там весьма успешна, но на массовом рынке у нее перспективы незавидные.

А если смотреть на компьютеры несколько шире?

Заметим, что Gartner практикует ультра-консервативный подход, относя к компьютерам традиционные системы — ноутбуки, десктопы или моноблоки — и делая исключение лишь д для немногих современных систем, которые аналитики компании именуют «ультрамобильными». Например, Microsoft Surface в статистику включен, а iPad даже в топовой «оклавиатуренной» комплектации нет, также почему-то из статистики исключены «хромбуки». Подобные тонкие моменты — что именно включать, а что нет, как учитывать отгрузки и т.д.— дают небольшие расхождения в статистике по данным разных аналитических компаний.

По данным IDC, которая также оценивает мировой рынок компьютеров по итогам прошедшего квартала в чуть более семидесяти миллионов штук реализованных систем, падение составляет всего 1,5% квартал-к-кварталу. Если сравнить результаты квартала с итогами года, в течение которого, по данным IDC, общее сокращение поставок компьютеров составило 5,7%, то легко видеть, что ситуация совсем близка к восстановлению. Судя по всему, в наступившем году мы увидим преобладание позитивных тенденций и рост рынка компьютеров в натуральном выражении. Может быть, смена тренда произойдет не в первом квартале, но 2017, похоже, станет переломным для всей индустрии «компьютерастроения».

Что это значит для ритейла

Локальные рынки ведут себя по-разному, ситуацию на них определяют не только глобальные тренды, но и целый ряд других особенностей, характерных для того или другого региона. Например, в первом квартале прошлого года сокращение локального российского рынка компьютеров было на порядок больше, чем в среднем на глобальном рынке. Но вместе с тем общие позитивные тенденции будут присутствовать и на локальном российском рынке.

Напомним, что на развитых рынках, по данным IDC, ситуация несколько лучше, чем «в среднем по глобусу». Например, на рынке США сокращение в четвертом квартале оказалось меньше, чем среднерыночное, ЕМЕА уже показал стабилизацию продаж, а в Японии и Канаде продолжился рост, который в этих двух регионах начался уже с третьего квартала прошлого года.

Для российского ритейла данные квартала означают явную необходимость делать ставку на лидеров рынка, а также позволяют проявлять сдержанный оптимизм. Ведь все негативные факторы, существовавшие на глобальном рынке ПК (например, отсутствие стимуляции продаж при выходе Windows 10, которая оказалась бесплатно доступной и пользователям ранее выпущенных компьютеров, работающих под управлением седьмой и восьмой версии), присутствовали и на нашем локальном, но сейчас они начинают отступать, и на смену им приходят позитивные рыночные тенденции. Как новые общие положительные тенденции проявят себя в частных условиях российского рынка, особенно с учетом общеэкономической ситуации в рублевой зоне, сказать сложно.

Источник: Александр Маляревский