29 мая 2017 г.

Стив Льюис

Может ли быть новостью перенос софта для продавцов-консультантов торгового зала со стационарного компьютера на планшет? Может, если это решение способствовало увеличению продаж в среднем на пять процентов. Именно такое произошло у компании «М.Видео», которая обнародовала данные о результатах своего пилотного проекта Real Time Dealing (RTD или «Сделка здесь и сейчас»), предусматривающего внедрению клиентских решений у продавцов-консультантов на базе планшетов, работающих под Windows 10.

Что представляет собой система

Система, доступная продавцу-консультанту «М.Видео» на планшете или на фаблете, представляет собой развитие решения, созданного для рабочего места на стационарных компьютерах в торговых залах и в интернет-магазине компании. С помощью нового решения консультант может предложить покупателю сервис, уровень и гибкость которого сравнимы со ставшими привычными для пользователя, имеющего опыт онлайновых покупок.

Система позволяет продавцу-консультанту проще производить выбор нужных потенциальному покупателю товаров и возможных сопутствующих устройств к ним, проверить наличие позиций на складе, уточнить возможные скидки, проверить наличие и цену выбранных позиций у основных конкурентов (и на основании этого, если необходимо, предоставить дополнительную скидку в рамках программы «Гарантия лучшей цены», продвигаемой компанией), поместить выбранное оборудование в «омни-корзину», также доступную в «личном кабинете» покупателя через сайт интернет-магазина компании, провести согласование содержимого «омни-корзины» с семьей (для этого линк на набор продуктов можно послать по электронной почте на заданный адрес), выполнить приобретение товаров из «омни-корзины» как немедленно, так и через некоторое время, причем даже в другом магазине «М.Видео», и т.д.

Программный продукт представляет собой клиент, работающий на гаджетах под Windows 10, который тесно связан и ИТ-инфраструктрой компании — от мгновенного доступа к данным о состоянии склада до автоматизированного предоставления скидки на основе данных из магазинов других торговых сетей (интересно, что в последнем случае к записи в корпоративной базе данных новая программа автоматически прилагает скрин-шот со страницы магазина-конкурента), включая интеграцию с системой «М.Видео-Бонус». Новая система была создана силами ИТ-отдела «М.Видео» с привлечением сторонних разработчиков. Программа представляет собой результат эволюционного развития решений, ранее созданных для интернет-магазина и для АРМ продавцов-консультантов, установленных в торговых залах.

Как видно, хотя никаких особых революционных решений в новой системе нет, существует одна деталь, и она оказывается очень важной — софт создан для мобильных устройств, что позволяет продавцам-консультантам использовать возможности системы в любом месте торгового зала, при общении с потенциальными покупателями непосредственно у полок с товарами. Этой особенности, однако, оказалось достаточным для заметного увеличения продаж в результате внедрения нового ИТ-решения. Свою эффективность система продемонстрировала в рамках пилотного проекта, который компания «М.Видео» проводила в тридцати магазинах своей сети, расположенных в разных регионах страны — в Москве, Казани и Екатеринбурге.

Каковы результаты апробации

«В среднем продажи выросли до 5%, в некоторых точках разница достигла двузначных показателей, — сказал Стив Льюис (на фото), директор по розничным продажам „М.Видео“, — Число постоянных покупателей в магазинах, где была внедрена система, выросло на 30%». При этом, по словам г-на Льюиса, сравнение объемов продаж производили не «год к году», а по итогам продаж в «контрольной группе» — в аналогичных магазинах компании, не участвующих в пилотном проекте.

Результаты пилотного проекта, который шел во второй половине 2016 года, удовлетворили руководство, поэтому «М.Видео» приступила к внедрению системы в других магазинах компании. По заявлению представителей руководства, в 2017 году к тридцати магазинам, где система была развернута в рамках пилотного проекта, была добавлена еще двадцать одна торговая точка, а до конца года, согласно планам, система будет внедрена в двухстах ключевых салонах «М.Видео» по всей стране. Суммарные инвестиции, которые потребует внедрение системы, по заявлению г-на Льюиса составят порядка 170 млн. руб., при этом компания планирует полностью окупить проект в течение первого года эксплуатации после внедрения. Указанные затраты на проект приведены с учетом разработки программного обеспечивания, его внедрения, обучения пяти тысяч продавцов-консультантов и приобретения трех тысяч мобильных устройств на Windows 10.

Почему Windows 10?

Ответ прост: платформа Microsoft для клиентских устройств в рамках данной программы была выбрана по причине уровня защищенности, достаточного для применения в корпоративных системах. Встроенные инструменты для обеспечения защиты на всех уровнях, регулярные обновления и другие решения, реализованные в «последней Windows», являются необходимыми факторами для обеспечения безопасной среды для работы новой системы, а также безопасности данных, с которыми работают продавцы-консультанты. Очевидно, что в данном случае мобильные устройства, работающие в беспроводной сети, представляют собой интересную цель для хакерской атаки, а интеграция работающего на них программного обеспечения с инфраструктурой и сервисами «М.Видео» делает обеспечение security крайне актуальным вопросом.

Использование привычной платформы для корпоративных задач было также актуальным для ускорения, упрощения и, как следствие, удешевления интегрирования новых компьютеров в имеющуюся ИТ-инфраструктуру. «Выбор Windows 10 в качестве универсальной платформы для всех устройств в сети предоставил «М.Видео» возможность легко интегрировать планшеты в уже имеющуюся инфраструктуру, а также беспрепятственно синхронизировать их работу с корпоративными ПК. — отметила Светлана Анисимова, директор департамента по работе с крупными корпоративными клиентами Microsoft в России. При этом г-жа Анисимова отметила, что проект подобного масштаба с мобильными устройствами под Windows 10 реализуют на российском рынке впервые.

Что это значит для ритейла

Из информации о создании и внедрении такой системы следует сделать несколько важных выводов, облегчающих понимание текущего момента в развитии рынка в целом и, в частности, направления розничных продаж.

Во-первых, традиционная розница продолжает играть ключевую роль в продажах оборудования. Несмотря на развитие интернет-торговли, подавляющее большинство покупателей предпочитают приобретать технику традиционным способом.

Во-вторых, «цифровая трансформация» способна интенсифицировать процессы, которые, казалось бы, уже отточены до совершенства за годы работы, например, общение продавцов с покупателями. Важно, что внедрение новых технологий не просто дань моде, а возможность создать экономически оправданные решения.

В-третьих, «мобайл» остается мощным драйвером для развития привычных процессов, даже когда его применяют для «индор» задач. Это великолепно показывает новая система «М.Видео», основным отличием которой от предшественников является доступность на мобильных устройствах, которыми оснащены продавцы-консультанты в торговых залах. Применение мобильных решений будет приносить компании сотни миллионов рублей дополнительной прибыли ежегодно.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE