29 мая 2017 г.

Дмитрий Петрухин

Сбербанк приобрел контрольный пакет DocDoc.ru, интернет-сервиса для дистанционной записи на прием к врачу и сопутствующих сервисов. Сумма сделки не раскрывается, однако, это событие является знаковым как для понимания новых стратегий Сбербанка, так и — что существенно важнее для игроков рынка — для оценки перспектив развития телемедицины, направления для российского ИТ-рынка нового, но перспективного.

Агрегатор с рейтингами как один из немногих доступных форматов

DocDoc.ru предоставляет онлайн-сервис записи к врачу и на некоторые виды диагностики (МРТ, УЗИ, КТ и т.д.), являющийся агрегатором, взаимодействующим с соответствующими ресурсами поликлиник, диагностических центров и других медицинских учреждений разных форм собственности, как частных, так и государственных. Ресурс доступен как через веб-сайт, так и с мобильного приложения для гаждетов. Пользователь может выбирать врача или диагностических сервис на основе их внутреннего рейтинга в системе DocDoc.ru, отзывов пользователей, расположения клиники, цен, а также графика работы.

Важно, что система рейтинга ресурс строит не на открытом голосовании — что открывало бы простор для разнообразных «накруток» — а для ее наполнения задействованы операторы фирменного call-центра компании. Операторы перезванивают клиенту сервиса, записавшегося на прием, после того, как он должен посетить врача, и на основе опросника выясняют, действительно ли был этот человек на приеме, остался ли удовлетворен и т.д. Опросник составлен таким образом, чтобы можно было проверить, реально ли человек встречался с данным специалистом или это фейковый пациент, задействованный клиникой с целью «накрутить» рейтинг. Аналогичным способом компания проводит модерацию отзывов пациентов, размещаемых на сайте. «В неделю мы отсекаем порядка двух тысяч фейковых отзывов. — говорит Дмитрий Петрухин (на фото), основатель и генеральный директор DocDoc.ru. — Это является косвенным показателем значимости нашего сервиса для медицинских учреждений».

Г-н Петрухин отметил, что за время существования DocDoc.ru его услугами воспользовались более 700 тысяч клиентов, которые выполнили запись более чем к 30 000 медикам. Основанная в компания в 2011 году компания на данный момент, по собственным оценкам, является лидером в сфере онлайн-сервисов записи к врачу в России, занимая в данной сфере порядка 60% рынка. Кроме оптимизации понятной логистической задачи, сервис, по словам г-на Петрухина, позволяет выстраивать доверительные отношения между клиентом и врачом, помогает им обеспечить поддержание контакта после приема и т.д. В настоящее врем сервис представлен в крупнейших мегаполисах РФ и в нескольких городах Подмосковья, в целях компании — расширение охвата и внедрение новых сервисов, как только для последнего появятся возможности, разрешенные законом и регуляторами.

Сбербанк намерен оседлать тренд

Лев Хасис, Первый заместитель Председателя Правления Сбербанка России, подчеркнул, что в настоящее время возможности для развития е-медицины во всех формах на территории страны ограничены — отсутствует законодательное регулирование — но в ближайшее время ситуация изменится: на рассмотрении в Госдуме находится пакет соответствующих законопроектов. Хотя сейчас влияние данной инвестиции в DocDoc.ru на достаточность капитала Группы Сбербанк составит менее 0,01%, но сделка обозначает мощный выраженный тренд в рамках стратегии компании.

Сбербанк намерен занять лидирующие позиции на национальном медицинском рынке, как отметил г-н Хасис. В планах банка — занять пятьдесят-шестьдесят процентов рынка телемедицины в стране. При этом банк не собирается строить собственные сети клиник и других медучреждений, а намерен сосредоточиться на создании информационной экосистемы, упрощающей взаимодействие игроков рынка — больниц, пациентов, регуляторов и т.д. — и тем самым способствующей развитию всего сегмента. В настоящее время, пока сегмент телемедицины находится в зоне формирования, Сбербанк намерен активно бороться за долю на растущем рынке, доходность данного направления пока для банка, по словам г-на Хасиса, решающего значения не имеет.

Выход на новые рынки, в том числе, возникающие в результате «цифровой трансформации» — часть новой стратегии Сбербанка. Старая стратегия была рассчитана на период до 2018 года, но ее цели были достигнуты раньше, что повлекло за собой необходимость разработки и принятия новой стратегии, значительную часть в которой занимают нефинансовые сервисы. Заметим, что создание экосистем создает интересные возможности для синергии. Например, как мы уже отмечали, банк намерен не конкурировать с медицинскими учреждениями, а сотрудничать с ними, что открывает дополнительные перспективы для продвижения финансовых сервисов как для медучреждений, так и для их клиентов — ведь Сбербанк остается, прежде всего, финансовой организацией.

Что это значит для рынка

Для всего российского ИТ действия Сбербанка, начавшего активность в области медицины, являются важным сигналом. У других секторов национальной экономики — например, у добывающей промышленности, машиностроения, банковских структур, сегмента образования и т.д. — в современной ситуации присутствуют выраженные проблемы, но в медицине их влияние пока не очень заметно. Создание решений, сервисов и экосистем для медицины оправданно как в тактическом, так и в стратегическом плане.

«В условиях современной экономики продукты и услуги дешевеют, а медицинские услуги — неизменно дорожают», — отметил г-н Хасис. Несмотря на огромные ресурсы, Сбербанк не в состоянии охватить весь национальный сегмент ИТ-решений для медицины, для других игроков рынка тоже найдется место. Бизнесы, которые начнут продвижение «в медицину» уже сегодня, завтра могут рассчитывать на хорошие позиции в сегменте, как мы отмечали, рынок находится в зоне формирования, что открывает широкие перспективы для активно действующих компаний.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE