31 мая 2017 г.

Александр Фетисов

Операторы крайне заинтересованы в росте интернет-трафика абонентов, но, как будет видно ниже, в этом же заинтересован и традиционный ритейл. Процесс «интернетизации» мобильных пользователей не остановить, хотя он приводит к сокращению традиционных статей дохода с частных абонентов — голосовых вызовов и SMS — но в данном случае операторы вынуждены поступать по принципу «если безобразие нельзя остановить, его нужно возглавить». Ритейлерам же остается только воспользоваться возможностями, открываемыми этим процессом.

«МегаФон»: мобильный трафик в динамике

Глобальный тренд — уход интернет-трафика в «мобайл». В конце прошлого года, по данным аналитических агентств, сначала объем трафика, потребляемого мобильными устройствами, превысил трафик на традиционные компьютеры, потом количество подключенных гаджетов превысило количество систем на Windows/MacOS. Правда, в этих исследованиях не разделяли трафик, получаемый гаджетами от сотовых сетей и от хот-спотов, но результаты весьма показательны.

Трафик, потребляемый абонентами через сети операторов сотовой связи, растет очень быстрыми темпами. По данным, предоставленным «МегаФоном», объемы мобильного трафика российских абонентов увеличиваются по экспоненте. объемы месячного трафика на одного абонента компании с 2012 до 2017 года менялись так: 1068, 1586, 2610, 3283, 4286, 5727 Мб (последняя цифра получена на основании данных первого квартала, по итогам года она наверняка возрастет). Разумеется, операторы были вынуждены предлагать все новые и новые «трафик-ориентированные» тарифные планы, чтобы, с одной стороны, заинтересовать абонентов выгодными предложениями интернет-доступа (конкуренты не дремлют!), с другой — по возможности, не допустить обвала ARPU (акционеры этого не простили бы).

Экспериментов с тарифными предложениями было много. «Мы первыми предложили абонентам тарифные планы с „безлимитным интернетом“, — говорит Влад Вольфсон, коммерческий директор „МегаФона“, — Мы же первыми от них отказались». И эксперименты операторы по понятной причине продолжают. «МегаФон», например, выбрал стратегию «больше сервисов за бОльшие деньги».

«Безлимит»: от полного к нишевому

«МегаФон» предлагает новую линейку тарифных планов «Включайся!», которые, по мнению Александра Фетисова (на фото), директора по маркетингу «МегаФона», абонентам будет легко подобрать в зависимости от профиля собственной активности в Интернет при мобильном доступе. Например, план «Включайся! Общайся» за 390 руб. в месяц делает доступным безлимитный трафик в мессенджерах и социальных сетях, а также включает 12 Гб трафика на другие цели и 500 минут голосовых вызовов. «Включайся! Слушай» (300 руб.) ориентирован на любителей музыки, поэтому подключенный по этому плану абонент получает безлимитный трафик на мессенджеры и на музыкальные сервисы, а также 6 Гб «универсального трафика» и 250 минут разговоров. Оба варианта предусматривают бесплатный трафик для доступа к «МегаФон.TV», где абонентам доступно полсотни каналов.

Правда, есть определенные сложности. Например, перечень мессенджеров ограничен (на момент запуска это Viber, WhatsApp и фирменный «мегафоновский» eMotion), аналогично фиксирован и перечень музыкальных сервисов («ВКонтакте.Музыка», «Яндекс.Музыка», Boom и Zvood). В линейке доступны более дорогие тарифные планы «Включайся! Говори», «Включайся! Смотри» и «Включайся! Премиум», где «нишевым безлимитом» все еще сложнее. Например, в «Смотри» к социальным сетям, доступ к которым «МегаФон» не тарифицирует, отнесены также Instagram и Facebook, отсутствующие в соответствующем списке у «Общайся» и «Слушай». Однако, абоненты, подключенные по «Общайся» могут подключить у себя «нишевой безлимит» на Instagram, но за дополнительные два рубля в сутки, но абонентам «Слушай» такая возможность почему-то будет недоступна...

Как видно, выбор оптимального тарифного предложения в новых условиях представляет собой весьма непростую задачу. Но для канала, в общем случае, важно другое — доступность современного абоненту безлимитных сервисов для мобильного интернет-доступа (пусть нишевого), голосового общения (выйти за пределы сотен минут голосового общения, предоставляемого в новых предложениях, абонентам будет непросто по причине физиологических ограничений), просмотра каналов интернет-телевидения (которых у «МегаФона» десятки, как мы уже отмечали) и т.д.

Что это значит для ритейла

Обеспечить подключение к новым тарифным планам «МегаФона» теоретически может любой современный смартфон, даже бюджетный, однако, для активного абонента хорош будет продвинутый аппарат, как минимум, с крупным экраном, обладающим приличным разрешением. Топовая производительность для воспроизведения медиаконтента не нужна, однако сочетание процессора и памяти должны быть достаточными, чтобы избежать «фризов» при проигрывании HD-видео, которое без проблем можно грузить по LTE. Смартфона «медиум-класса» для абонента «безлимитных» тарифных планов будет вполне достаточно, но, что важно для ритейла, в данном случае к этому гаджету можно предложить множество опций, недешевых, но действительно нужных при активном мобильном доступе к контенту.

Прежде всего, в таком режиме использования штатной батареи смартфону вряд ли будет хватать на целый день. Поэтому абоненту понадобится «зарядка», причем не одна. Нужен компактный вариант традиционной, чтобы, по возможности, вести «подкормку» своего гаджета у розетки. Автомобилистам окажется актуальным решение для «прикуривателя» (подчеркнем, что она может быть продвинутой, как, например, решение ZUS по цене около трех тысяч рублей, о котором CRN/RE недавно рассказывал). Наконец, нужен будет мобильный аккумулятор, который тоже может быть очень разным как по дизайну и по емкости бортовой батареи, так и по своим дополнительным возможностям (про интересные модели HIPER и других производителей CRN/RE недавно рассказывал).

Разумеется, для мобильного прослушивания музыки будут актуальны наушники-гарнитуры, причем, по возможности, обладающие хорошим качеством звучания и дополнительными возможностями, упрощающими использование в условиях улицы. Если уж абонент получил возможность без ограничений слушать музыку «из Интернета», то он захочет делать это с комфортом, причем даже на тренировках. Такая гарнитура дешевой быть не может. В качестве примера приведем водостойкую Walkman WS62x, «скрещенная» с плеером будет хорошим вариантом (про это устройство с рекомендованными розничными ценами от 9900 руб. CRN/RE недавно рассказывал), но, конечно, есть и другие интересные варианты.

Разумеется, такому абоненту будут нужны держатели, упрощающие комфортное расположение устройства на ровной поверхности или в авто — соответствующие чехлы и держатели в штатный комплект поставки вендоры обычно не включают. Они недорогие, но цена такого приспособления вряд ли будет меньше тысячи рублей.

Нужно только уметь выделить из общей массы посетителей салона людей, активно использующих мобильный доступ, а дальше активному интернет-абоненту при минимальных усилиях можно продать опций для смартфона на общую сумму, сравнимую с ценой весьма приличного смартфона! В этом и состоит значение популяризация и распространение «безлимитных» тарифных планов для российского ритейла.

Правда, при этом ритейлу придется конкурировать с операторским салонами, но они пока делают ставку на недорогие массовые решения перечисленных типов. За более продвинутыми и, как следствие, более дорогими опциями абоненту придется обращаться в традиционную «цифровую розницу», которой нужно быть готовым предложить людям достаточно широкий спектр таких устройств.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE