22 июня 2017 г.

Увеличить
Источник: Indeed.com
Увеличить
Источник: J’son & PartnerConsulting
Увеличить
Источник: J’son & Partners Consulting на основании данных Университета физиологии растений (Иллинойс)
Увеличить
Источник: J’son & Partners Consulting
Увеличить
Источник: AgScape (Ontario Agri-Food Education Inc)
Увеличить
Источник: J’son & Partners Consulting

J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования анализа текущего состояния и перспектив развития интернета вещей в сельском хозяйстве в России и в мире.

В исследовании представлен обзор уровня развития, механизации, автоматизации, продуктивности сельскохозяйственного сектора на примере США, Канады, Германии, Индии, Китая. Выявлены основные тренды, тенденции и прогнозы развития технологий агропромышленного комплекса в мире. Приведены примеры использования интернета вещей в сельском хозяйстве (Agriculture IoT, Internet of Things, IoTAg, AIoT) в России и других странах. Произведена оценка общего экономического эффекта от цифровизации, автоматизации и внедрения интернета вещей в сельском хозяйстве в России.

Вторая зеленая революция

«Аналоговый период в сельском хозяйстве закончился, отрасль вошла в цифровую эру». — Goldman Sachs прогнозирует, что применение технологий нового поколения способно увеличить производительность мирового сельского хозяйства на 70% к 2050 году.

Сельское хозяйство стоит на пороге «Второй зеленой революции». Эксперты оценивают, что благодаря технологиям точного земледелия, основанным на интернете вещей, может последовать всплеск урожайности такого масштаба, какого человечество не видело даже во времена появления тракторов, изобретения гербицидов и генетически изменных семян.

Технологии эволюционировали, подешевели и продвинулись до такого уровня, что впервые в истории отрасли стало возможно получать данные о каждом сельскохозяйственном объекте и его окружении, математически точно рассчитывать алгоритм действий и предсказывать результат.

В отрасль, которая была самой отдаленной от IT, начали поступать данные. А вместе с ними запросы на вакансии специалистов в области Big Data, Data Science, математики, аналитики, робототехники.

Цифровизация и автоматизация максимального количества сельскохозяйственных процессов входит как осознанная необходимость в стратегии развития крупнейших агропромышленных и машиностроительных компаний в мире.

CTO Monsanto в недавнем интервью заявил, что в ближайшие 5-10 лет их ждет превращение в ИТ-компанию.

Ключевым ресурсом для дальнейшего роста продуктивности сельского хозяйства, обеспечения стабильного результата и повышения конкурентоспособности в локальном и мировом масштабе становятся данные и продвинутые системы управления данными (data science и data management).

Формирование Agtech

В 2010 году в мире насчитывалось не более 20 высокотехнологичных компаний в сфере сельского хозяйства, а за период 2013-2016 гг. инвесторы проинвестировали уже более 1300 новых технологических стартапов на общую сумму более $11 млрд за 4 года. Сформировался новый инвестиционный сегмент AgTech (Агротех), который 2014 году обогнал FinTech и CleanTech. Причем, заметную активность помимо США проявляют Канада, Индия, Китай, Израиль. Длинная цепочка создания стоимости сельскохозяйственных продуктов и большое количество нерешенных в отрасли задач, которые могут быть решены с помощью IT и автоматизации, является одним из главных доводов в пользу инвестиционной привлекательности отрасли.

Возможности для модернизации отрасли огромны, под давлением необходимости повышения производительности сельское хозяйство превращается из традиционной в высокотехнологичную отрасль, которая способна создать новые рынки для инновационных решений и разработок, не существовавших ранее для решения большого количества существующих проблем.

Корпоративные инвестиции

Интенсивное развитие стартапов, быстро захватывающих рынок, побуждает крупных традиционных игроков искать способы оставаться конкурентоспособными в сравнении с молодыми технологичными компаниями. Непрерывный R&D, поиск инноваций как внутри, так и за пределами своего бизнеса, финансирование или покупка стартапов, создание корпоративных венчурных фондов, партнерские схемы — обязательная часть инвестиционной стратегии больших корпораций. Согласно опросу BCG, приоритетом № 1 для ¾ опрошенных руководителей международных агрохолдиногов являются «технологии сельского хозяйств с поддержкой данных». В связи с тем, что извлечение ранее не доступных данных и получение полезной для принятия решения информации позволяет агробизнесу оптимизировать ресурсы и снижать себестоимость.

Технологии сельского хозяйств с поддержкой данных включают в себя: сенсоры, коммуникации и связь, хранение данных и агрегация, оптимизационное оборудование, большие данные и аналитика, ИТ и мобильные платформы. «Аналитику и большие данные» назвали своим приоритетом 46% всех опрошенных руководителей. На втором месте по поулярности «продуктовая безопасность и отслеживаемость продукции (29%), а также биологическая наука (29%).

Цепочка добавленной стоимости

Цепочка добавленной стоимости в сельском хозяйстве характеризуется сложной структурой участников и является скорее горизонтальной, чем вертикальной.

Кроме того, различные виды культур и продуктов формируют свою отличительную и часто фрагментированную цепочку поставок.

Сельскохозяйственное производство является самым уязвимым бизнесом, поскольку сильно зависит от погоды и природных явлений. В отличие от производства в сельском хозяйстве нельзя структурировать все бизнес-процессы заранее.

Стандартное расписание обработки (сплошной полив, удобрение, химизация) не учитывают локальных особенностей и природной изменчивости и приводят к неэффективному результату — перерасходу ресурсов или не выявленным проблемам. Засуха или избыток влаги, недостаток или превышение нормы удобрений, сорняки и насекомые требуют немедленного вмешательства. Вспышка болезни может появиться неожиданно и не всегда легко определить ее причину; при позднем обнаружении и неправильном обращении болезнь способна погубить часть урожая.

По экспертной оценке, в течение сезона фермеру приходится принимать более 40 различных решений: какие семена сажать, когда сажать, как их обрабатывать, чем лечить заболевшее растение и т.д., как справляться с угрожающими благополучию поля ситуациями.

Системы автоматизированного управления с/х позволяют контролировать 2/3 факторов потерь урожая

Недостаток информации для принятия решений приводит к тому, что в процессе посадки, выращивания, ухода за культурами теряется до 40% урожая. Во время сбора урожая, хранения и транспортировки теряется еще 40%. При этом, как выявили ученые, кроме погоды, 2/3 факторов потерь сегодня можно контролировать с помощью автоматизированных систем управления (Hi-Tech Management).

Чтобы фермер смог повторить успех, достигнутый учеными в управлении урожайностью, ему необходимо:

  • организовать сбор (или начать собирать как можно скорее) подробных исторических данных по предыдущим урожаям, погоде, эффекту от каждого примененного химиката/ удобрения,
  • организовать непрерывный доступ к информации о погоде, температуре и содержании веществ в почве через систему полевых или встроенных в с/х технику датчиков и телекоммуникационные сети,
  • интегрировать всю информацию в систему управления данными,
  • внедрить систему бизнес-аналитики для обработки этих данных и разработки алгоритмов для подготовки инструкции,
  • или, в идеальном исполнении, запрограммировать автоматическое управляющее воздействие в случае поступления команды на периферийные компоненты системы, такие как: датчики полива, радиоуправляемые тракторы, БПЛА, распыляющие химикаты или проводящие аэрофотосъемку для оценки уровня вегетации, регуляторы температуры и влажности в теплицах и т.д.

Именно такой комплекс решений представляет собой AIoT-проект, который позволяет автоматизировать весь цикл сельскохозяйственных операций по выращиванию растений или животных.

Задачей информационных технологий становится максимальная автоматизация всех этапов производственного цикла для сокращения потерь, повышения продуктивности бизнеса, оптимального управление ресурсами.

Но даже в этом случае, результат относится только к растениям, готовым к сбору урожая и не гарантирует получение прибыли, т.к. урожай еще необходимо собрать, хранить, осуществлять первичную обработку и транспортировать до покупателя/ потребителя.

Дальнейшая автоматизация представляет собой более высокий уровень цифровой интеграции, который затрагивает сложнейшие организационные изменения в бизнесе, однако их реализация способна кардинально повлиять на прибыль и конкурентоспособность продукции и компании в целом.

Интеграция получаемых данных с различными интеллектуальными ИТ-приложениями, производящими их обработку в режиме реального времени, осуществляет революционный сдвиг в принятии решений для фермера, предоставляя результаты анализа множественных факторов и обоснование для последующих действий. При этом, чем больше партнеров подключены в единую сеть и обмениваются данными через облако, тем более умной становится информационная система и больше полезной информации для пользователя она способна предоставить.

На основе научных расчетов система способна создавать рекомендации по обработке и уходу за растениями или инструкции для автоматического исполнения роботизированной техникой.

Например, предиктивная аналитическая модель помогает определить, что повышение температуры на 2 градуса способствует вылуплению насекомых, или увеличение влажности выше оптимальной границы может привести к вспышке болезни. Управление этими факторами создает реальную ценность моделирования микроклиматических условий: если это теплица, то можно не допускать повышение температуры, а если поле — то предусмотрительно наблюдать за участком и воздействовать химикатом при появлении паразитов.

Впервые за всю историю сельского хозяйства у фермера появляется возможность контролировать природные факторы, проектировать точные бизнес-процессы, и, кроме того, прогнозировать результат с математической точностью.

Экосистема IoT

При реализации проектов интернета вещей формируется Экосистема партнеров — такая система взаимодействия между участниками, в которой выгод от сотрудничества больше, чем конкуренции друг с другом. Используя общую инфраструктуру и интерфейс платформы, участники создают новые продукты и внедряют инновации, которые они никогда не смогли бы создать каждый по отдельности, и которые благодя их сотрудничеству становятся доступны потребителям. Кроме того, в рамках такого взаимодействия каждый из участников продвигает общее решение. При этом результат достигается для всех участников цепочки создания добавленной стоимости. Обязательными участниками проектов IoT являются:

  • Поставщики устройств
  • Операторы связи
  • IoT-платформы
  • Системные интеграторы
  • Разработчики приложений
  • Заказчики

IoT-платформа — центральный элемент экосистемы IoT и комплексных интегрированных IoT-проектов с высокой степенью автоматизации, большим количеством участников и соединенных устройств. IoT-платформа играет роль посредника: устройства и компоненты решения могут передавать данные в широком диапазоне форматов, используя различные протоколы связи. Платформа обеспечивает совместную работу всех устройств и элементов системы, делает возможным развитие пользовательских приложений и сервисов. Как правило, разработчики поддерживает максимально полный список предустановленных датчиков и устройств, стандартов, протоколов, аналитических инструментов для обеспечения скорейшей интеграции решений.

Платформы бывают разных уровней (управление коммуникациями, управление устройствами, управление сетями, платформы для работы и разработки приложений). Самые сложные предоставляют возможности сторонним разработчикам по бизнес-аналитике со встроенным машинным обучением и искусственным интеллектом, визуализации результатов, дополненной реальности (когда можно совмещать объект с виртуальной инструкцией по обслуживанию и ремонту).

Рынок точного земледелия и интернета вещей в сельском хозяйстве в мире

Помимо необходимости сокращения операционных расходов и повышения прибыльности бизнеса, мировое сельское хозяйство находится под давлением необходимости роста производительности. В условиях жесткой конкуренции, развитие проектов, основанных на технологиях интернета вещей является экономически обоснованным.

По прогнозам Gartner, общий экономический эффект от внедрения интернета вещей во всех отраслях экономики в глобальном масштабе составит к 2020 году $1,9 трлн. На долю сельского хозяйства приходится 4%, т.е. примерно $76 млрд.

Рынок умного фермерского хозяйства Roland Berger оценивает в 3 млрд евро в 2016 году и 4,5 млрд евро к 2020 году, при этом доля США составляет более 40% от глобального рынка.

По оценке GoldmanSachs, совокупный рост производительности растениеводства за счет внедрения решений точного земледелия может вырасти на 70% и принести $800 млрд. дополнительной продукции к 2050 году. Рынок решений точного земледения производителям и разработчикам принесет $240 млрд. в 2050 году. Это решения по точной посадке, точной ирригации, точному удобрению, опрыскиванию, мониторингу поля, анализу данных малая сельскохозяйственная техника, включая автономную.

Проникновение технологий точного земледелия и уровень автоматизации / механизации сельского хозяйства

Средний уровень проникновения технологий точного земледелия в США USDA оценивает 30-50%, при этом в крупных хозяйствах уровень использования технологий в два раза выше, чем в небольших. Проникновение технологий точного земледелия в активных земледельческих районах США составляет 60-80%. Cамые распространененные: компьютер с высокоскоростным доступом в интернет, анализ почвенных проб (98%); карты урожайности, мониторы урожайности, навигационные GPS-системы (~80%); технологии дифференцированного внесения (VR) и предписывающие карты (prescriptionmaps) применяют более, чем 60% респондентов; спутниковые снимки и анализ вегетативного индекса растений применяют не более 30% фермеров, хотя новые разработки в использовании беспилотных летательных аппаратов (дронов) могут повысить интерес к использованию изображений для скаутинга, анализа данных и принятия управленческих решений.

Что касается технологий сбора и обработки данных — использование данных и программного обеспечения для составления карт урожайности является наиболее распространенной практикой (80%), за которой следует разработка планов или предписаний для применения VR-технология для внесения питательных веществ и удобрений, а также для посева и посадки (50-60%).

США демонстрирует стабильный рост рынка с/х техники, страна является лидером по импорту тракторной техники. Индустриальный характер сельского хозяйства США и сочетание автоматизации с быстрым внедрением в практику новейших высокотехнологичных достижений обеспечивает лидерство страны по эффективности сельского хозяйства и объему рынка AIoT.

Развитие систем точного земледелия / Agro IoT в США продвигается крупными фермерскими хозяйствами с минимальным участием государства.

Наиболее развитым регионом с точки зрения оснащенности сельского хозяйства современной техникой является Германия: количество тракторов на единицу площади самое большое в мире. Германия является мировым лидером по экспорту тракторов среди рассматриваемых в исследовании стран. Это объясняется тем, что на уровне национального самосознания страна ставит своей целью глобальное промышленное лидерство (среди мировых промышленных лидеров немало немецких брендов: Bosh, Siemence, BMW, Daimler, Volkswagen), является «автором» термина «Индустрия 4.0» (так называется одна из подпрограмм государственной Hi Tech стратегии Германии) и является инициатором процессов, связанных с цифровизацией промышленности.

В то же время, несмотря на то, что в Европе 70-80% сельхозтехники продается со встроенными умными и навигационными системами в Европе, количество «подключенной» техники находится на уровне 25%-30%. Основными барьерами европейского рынка являются меньшая доля крупных фермерских хозяйств по сравнению с США (наличие большого количества «семейных» многовековых преемственных бизнесов), для которых покупка техники с подключенной электроникой является дорогостоящей, а также тот факт, что большинство хозяйств уже имеют в использовании тракторную технику, что препятствует ее замене на более инновационную.

В США и Германии высокое проникновение интернета в сельской местности — на уровне 70-80%.

Ежегодно в мире продается около 2,1 млн новых тракторов. Около 50% всех тракторов продается в Китае и Индии.

Наиболее быстрыми темпами развивается Китай по темпам механизации сельского хозяйства. Рынок с/х техники растет в среднем на 13,3% в течение последних 5 лет. Китай практически полностью обеспечивает себя техникой, объем ввозимой техники в денежном выражении в 8 раз меньше экспортируемого, при том, что в 2004 г. в Китае был одинаковый объем экспорта и импорта тракторов.

Как страна догоняющего развития с наименее механизированным сельским хозяйством, Индия демонстрирует наибольший спрос на эту продукцию и стремительно наращивает уровень механизации сельского хозяйства. В период 2002-2014 гг. продажи новых тракторов выросли более чем в 3 раза. Кроме того, по оценке J’son & Partners Consulting, Индия является одной из стран-лидеров в производстве сельскохозяйственной техники. Основную роль в машиностроительной отрасли играют 14 крупных компаний, большинство из которых тесно сотрудничают с известными западными партнерами. Индия занимает активную позицию по локализации крупнейших мировых производственных предприятий. Это согласуется с национальной программой Net Zero Export (Нулевой импорт) — государственная программа импортозамещения, по которой к 2020 году страна должна научиться все производить самостоятельно и обеспечить нулевой объем импорта. Поэтому страна способна быстро освоить производство современной высокотехнологичной техники.

Высокое проникновение технологий точного земледелия в Канаде — 60-80% и более по некоторым базовым типам. По данным опроса фермеров, общее отношение к точному земледелию в Канаде в целом позитивное:

  • 84% опрошенных фермеров используют ту или иную технологии «точного земледелия»;
  • 93% согласились с тем, что «точное земледелие» выгодно для использования;
  • 75% планируют увеличить использование технологий «точного земледелия».

Канада стала страной № 1 по выработке на одного работника (отношение: объем с/х продукции / количество занятых в отрасли) и обогнала по этому показателю традиционного бессменного лидера — США в 2015 году. Лидерство обусловлено высоким проникновением автоматизированных систем и hitech агропрактик, большим количеством занятых в агросекторе, сильной государственной поддержкой отрасли (к примеру, фермеры имеют бесплатный доступ к разнообразным интерактивным картам, сделанным на основе спутниковой съемки).

Задачи IoT и цифровизации сельского хозяйства в России

Ключевая задача, которая стоит перед российским сельским хозяйством — повышение производительности. Производительность труда (объем произведенной продукции в единицу времени или на одного работника) —основной показатель эффективности труда и источник увеличения производства валовой продукции в стране. Рост производительности труда определяет дополнительное количество произведенной продукции при одновременной экономии затрат на производство единицы продукции.

Важнейший показатель эффективности в сельском хозяйстве — объем произведенной продукции (валовая стоимость с/х продукции) в расчете на 1 работника. Этот показатель при сопоставлении с другими странами, характеризует уровень затрат живого труда в производстве, трудоемкость продукции и, в конечном счете, ее конкурентоспособность. Рост производительности труда выражается в уменьшении затрат живого труда, высвобождении человека из производственных процессов, работа которого заменяется автоматизированными системами. При этом, высокопроизводительной является та деятельность, где выигранное от снижения трудоемкости время используется для создания дополнительного количества продукции (то есть, уменьшение трудоемкости единицы работы и обработки 1 га должно сопровождаться общим повышением производства продукции в единицу времени). Таким образом достигается сокращение трудоемкости, которая определяется как затраченное работниками время на объем произведенной продукции. Снижение трудоемкости обеспечивает общее сокращение издержек, что является одним из условий повышения конкурентоспособности. Конкурентоспособность продукции представляет собой совокупность потребительских, стоимостных и трудовых характеристик, которые определяют ее успех на рынке в сравнении с аналогичным продуктом других производителей.

Уровень производительности труда в сельском хозяйстве определяют: состояние сельскохозяйственной науки, исследований, разработок (НИОКР), внедрение инноваций, передача передового опыта в способах обработки, защиты и выращивания растений, мелиоративные достижения; состояние смежных поддерживающих отраслей — промышленности, биохимии (новые материалы, добавки, удобрения, химические средства защиты), биотехнологии (новые высокоурожайные сорта, устойчивые к стрессовым факторам), социально-экономические факторы (уровень образования, техническая квалификация, мотивация, дисциплина, бытовые условия жизни и деятельности, распространение лучших достижений) и др.

Результирующим показателем производительности является урожайность выращивания культур (или продуктивность животноводства), а также максимальная утилизация ресурсов (каждого га площади, каждой единицы техники, кг удобрений, агрохимии, вложенного рубля и т.д.).

В России существует как минимум трехкратный резерв повышения урожайности зерновых в сравнении с США и Германией. Отставание по уровню производительности труда в сельском хозяйстве в целом по сравнению с Германией составляет 3 раза, с США — более чем 20 раз. (В России валовая стоимость сельхозпродукции на одного работника в 2015 г. составила 8 тыс. долл., в США — 195 тыс. долл).

Это вызвано крайне низким уровнем механизации и использования удобрений (в России самый низкий уровнь оснащения сельскохозяйственной техникой из рассматриваемых стран и уровень использования удобрений), а также большой долей крестьянско-фермерских и малых фермерских хозяйств (99% в совокупности), которые не обладают финансовыми возможностями для закупки новой техники, использования подключенного оборудования и внедрения агроинноваций.

Учитывая, что развитые страны в настоящий момент ставят своей целью максимально увеличить производительность сельского хозяйства и отдачу на единицу площади за счет применения технологий точного земледелия, инструментов сбора и анализа данных и средств автоматизации сельскохозяйственных процессов, для России актуальна задача ускоренного сокращения технологического отставания.

Повышение уровня механизации, автоматизации, мелиорации, методов культивации земель, сельскохозяйственной науки, внедрения агроинноваций в отрасли способно повысить производительность труда, увеличить КПД используемой площади сельскохозяйственных земель и сократить отставание в производительности от уровня развитых стран.

В связи с трансформирующим (disruptive) характером технологий интернета вещей, по мнению консультантов J’son & Partners Consulting, наибольший эффект внедрение интернета вещей в сельском хозяйстве (IoTAg) способно оказать тогда, когда «связанными» оказываются не только процессы внутри сельскохозяйственного производственного цикла, но и охватываются как можно больше звеньев цепочки добавленной стоимости, а в ряде случаев исключают ранее существовавшие связи, заменяя их автоматизированными решениями, превращая сельское хозяйство в «цифровую» отрасль.

Процессы цифровизация сельского хозяйства и экономики России в целом будут вовлекать в развитие совместных IoT решений всех игроков в цепочке создания стоимости агросектора в той или иной комбинации во взаимодействии друг с другом. Универсальным правилом в технологиях интернета вещей и сопутствующих процессах агрегации больших данных является то, что чем больше данных собирается в одном месте, тем умнее становится система и тем ценнее информация может быть получена для потребителей. При условии, что применяются самые современные модели их обработки.

IoT и цифровизация (автоматизация) в сельском хозяйстве — это также возможность создавать сложные высоко автоматизированные производственно-логистические цепочки, охватывающие оптово-розничные торговые компании, логистику, сельхозпроизводителей и их поставщиков в единый процесс с адаптивным управлением. Такие цепочки позволяют значительно снизить себестоимость и розничные цены на продукты питания, увеличив, таким образом, их доступность для потребителей и, как следствие, объемы производства и продаж.

Соседствующие с производством сегменты забирают на себя до 75% прибыли, а по данным ЕС, маржинальность фермерского бизнеса составляла в 2011 году не более 21%, с тенденцией к понижению.

Экономический эффект от цифровизации и внедрения IoT в сельском хозяйстве в России

Во взаимоотношениях между сельхозпроизводителями и участниками сбытовой цепочки (оптовые компании, логистика, розничные сети) перспективным является переход на модель прямых продаж, при которой производитель «видит» конечного потребителя, его объем и структуру спроса, и за счет использования моделей предиктивной аналитики производит ровно то, что и когда нужно потребителю, а управление поставками продукции осуществляется на принципах автоматического обмена информацией между участниками цепочки поставок и минимальным использованием складской и логистической инфраструктуры посредников оптового звена.

По оценкам J’son & Partners Consulting, реализация такой модели взаимоотношений в цепочке создания добавленной стоимости сельхозпродукции, базирующейся на технологиях Интернета Вещей и сквозной автоматизации производственных и бизнес-процессов, позволит:

Снизить уровень цен на основные продукты питания в России примерно в два раза при одновременном улучшении их качества за счет реализации модели dropshipping и, как следствие, снижения наценки в оптово-розничном звене, а также за счет 3-5 кратного роста производительности труда в сельском хозяйстве, что позволит увеличить объем потребления в денежном выражении не менее чем в три раза; таким образом, объем рынка продуктов питания и сельскохозяйственной продукции может вырасти в 1,5 раза на 4 трлн. рублей в годовом выражении, а прирост чистой прибыли сельхозпроизводителей может составить до 200 млрд руб в годовом выражении.

Кардинально повысить уровень автоматизации основных производственных и бизнес-процессов сельских хозяйств, включая малые, что даст прирост потребления информационных технологий сельхозпредприятиями на 156 млрд руб (+22% к существующему объему рынка ИТ в России) и услуг передачи данных на 11 млрд руб в год (+19% к существующему объему потребления услуг передачи данных корпоративным сектором в России).

Переход на сквозные высоко автоматизированные цепочки производства и поставок сельхозпродукции сделает этот процесс прозрачным для банков, и позволит им минимизировать риски кредитования сельхозпроизводителей. Это создаст предпосылки для увеличения объемов кредитования сельхозпроизводителей на 500 млрд. руб.

Решение задачи повышения производительности труда в сельском хозяйстве в 3-5 раз, не решаемая в рамках традиционных моделей взаимоотношений поставщика средств механизации и автоматизации, но решаемая в рамках моделей, базирующихся на IoT, потребует:

Создать в сельской местности квалифицированные рабочие места с высоким уровнем оплаты и высоким мультипликатором (одно высококвалифицированное рабочее место создает еще 10-15 новых рабочих мест).

В девять раз (на 85 млрд руб в годовом выражении) увеличить объем потребления минеральных удобрений.

Резко повысить уровень механизации основных операций в сельском хозяйстве, что сформирует рынок «цифровой аренды» средств механизации (тракторов, комбайнов) и создаст дополнительный спрос на трактора сельхозназначения в России в размере 600 тысяч штук (60 годовых объемов производства в России) и комбайнов в 200 тысяч штук.

Таким образом, по оценке J’son & Partners Consulting, суммарный экономический эффект от перехода сельских хозяйств на бизнес-модели, базирующиеся на IoT и цифровизации, может составить более 4,8 трлн руб в годовом выражении, или 5,6% прироста ВВП РФ (относительно показателей за 2016 год), а возможный прирост объема потребления информационных технологий в России может составить +22%, причем за счет цифровизации только одной отрасли — сельского хозяйства.

Крупные АПК и передовые средние фермерские хозяйства — главный локомотив рынка интернета вещей в России

Крупные вертикально интегрированные агрохолдинги создают максимальную добавленную стоимость и будут являться главной «индустриальной средой» для внедрения IoTинноваций в сельском хозяйстве. В ближайшей перспективе крупный бизнес и передовые средние хозяйства станут основным потребителем технологий AIoT в России в связи с возможностью привлекать инвестиции и готовностью к технологическим новациям. Крупные АПК могут выступить пионерами во внедрении автоматизированных систем управления фермой на базе IoT, автономных агроботов, освоении методов инновационной математики, необходимых для обработки больших сельскохозяйственных данных. А также занять активную позицию в организации обучения, повышении квалификации, проведения тренингов и введении системы наставничества, организации бизнес-командировок для знакомства с передовыми зарубежными компаниями и их достижениями, ежедневными практиками.

Еще одним перспективным сегментом по применению AIoT-решений, а возможно и лидером по эффекту от их внедрения в отечественном агросекторе могут выступать средние частные сельскохозяйственные предприятия. Они обладают достаточной, гибкостью в вопросе выбора, апробации и активного использования новых технологий в производственном процессе, замотивированы на результат и имеют достаточные финансовые ресурсы для вложения в ИТ инфраструктуру.

Сдерживающие факторы и перспективы развития IoT

В России существует значительный задел по увеличению внутреннего производства основной продукции, освоению новых видов производств с экспортным потенциалом, повышению механизации, автоматизации, производительности сельского хозяйства и смежных отраслей. Задачей экспортного рынка является развитие проектов, увеличивающих локализацию всей цепочки экономических переделов на территории России, что обеспечит повышение валовой добавленной стоимости сельского хозяйства и переход к вывозу не сырья, а переработанного продукта. Возможным барьером является устаревшее оборудование, отсутствие технологий, нехватка инвестиций.

Для максимальной реализации потенциала проектов интернета вещей в России необходимо решить целый комплекс задач, связанных с: развитием экосистемы IoT; принятием и распространение модели облачных технологий; убеждением в экономической целесообразности объединения и обмена данными о показателях своей деятельности; повышением образования и квалификации не только в сфере инновационного сельского хозяйства, но и в таких направлениях как «ИТ в сельском хозяйстве», «математика, анализ больших данных, ИИ в сельском хозяйстве», «робототехника в сельском хозяйстве», «автоматизация и управление бизнес-процессами». Стратегическое значение для отрасли имеют: развитие отечественной сельскохозяйственной науки, восстановление и развитие собственного семенного фонда, генетика и биотехнология растений, развитие отечественного сектора агрохимии, рост механизации сельского хозяйства (комбайны, тракторы, дроны, робототехника, малая самоходная и другая сельхозтехника).

Комплексная реализация описанных в исследовании мероприятий, устранение сдерживающих факторов и внедрение проектов цифровой автоматизации и интернета вещей будут способствовать:

  • сокращению отставания производительности сельского хозяйства от уровня развитых стран,
  • повышению привлекательности отрасли для инвесторов, предпринимателей, работников,
  • улучшению условий жизни в сельской местности,
  • повышению уровня квалификации, конкурентоспособности, заработной платы работников,
  • развитию отечественной экосистемы разработчиков с экспортным потенциалом,
  • развитию внутри России новых высококонкурентных специальностей: Big Data, Data Science, Machine learning, Artificial Intelligence,
  • повышению запроса на продукцию отечественного машиностроения,
  • повышению запроса на НИОКР и отечественные инновации,
  • развитию сельскохозяйственной и биотехнологической науки,
  • развитию новых видов страховых сервисов,
  • развитию новых e-commerce площадок в сельском хозяйстве (как для реализации продуктов питания, так и исходного сырья для сельскохозяйственного производства),
  • появлению большого количества аналитических компаний, компаний-разработчиков инновационных сервисов для сельского хозяйства — если в США их появляется более 300 в год, то в России возможно появление успешных компаний на уровне других стран 10-30 компаний в год.

При объединении усилий государства, науки и бизнеса, результатом станет возможность создать одну из самых инновационных отраслей не только в России, но и в мире.

Источник: J’son & Partners Consulting