3 июля 2017 г.

Текущий момент интересен трендами, которые, казалось бы, должны были остаться пусть в недалеком, но прошлом. Однако они не просто продолжают развитие, но и, учитывая запросы многочисленных групп пользователей, представляют интерес как для ритейла, так и для канала в целом.

Canon: новинка на падающем рынке?

Canon выпустил EOS 200D зеркальную камеру, ориентированную на массовый рынок — ее рекомендованная розничная цена заявлена в 550 долл. На североамериканском рынке она будет представлена под названием Rebel SL2. Сенсор у новинки формата APS-C (22,3×14,9 мм) с разрешением 24,2 Мпикс. Современные тренды в развитии выдержаны полностью: установленный новый процессор DIGIC 7 в сочетании с оптимизированными алгоритмами расширяет светочувствительность до 25 600 ISO, обеспечивает серийную съемку со скоростью 5 кадров в секунду и фиксацию FullHD-видео со скоростью 60 кадров в секунду. Из прочего отметим автофокусировку по девяти точкам, откидной сенсорный TFT-экран Clear View II с переменным углом наклона и диагональю 3 дюйма, поддержку беспроводных интерфейсов Bluetooth, NFC и Wi-Fi.

Новинка заменяет EOS 100D (она же Rebel SL1), выпущенную четыре года назад — в 2013 — и претендовавшую на звание самой компактной и легкой «зеркалки». Размеры Canon EOS 200D составляют 122,4×92,6×69,8 мм, а вес — 453 граммов с аккумулятором и картой памяти (но без учета объектива). Для зеркальной камеры это прекрасно, но на фоне получивших распространение и развитие «беззеркалок» такая камера выглядит немного анахронизмом.

Зеркальные против системных

Беззеркальные камеры со сменной оптикой (они же «системные») по понятной причине — отсутствие собственно зеркала и управляющей им механики — получаются легче и надежнее. Интересно, что у Canon есть прекрасные модели системных камер, например, появившаяся в начале весны EOS M6. Эта системная камера получила APS-C-сенсор с разрешением 24,4 Мпикс, процессор DIGIC 7, обеспечивающий, по заявлению производителя, рабочий диапазон чувствительностей до 25 600 ISO, серийную съемку со скоростью 7 кадров в секунду и фиксацию FullHD-видео со скоростью 60 кадров в секунду, то есть практически является «сестрой» новой SLR. Только она меньше и легче — 112×68×45 мм и 343 грамма.

Конечно, существуют ситуации в съемках, при которых зеркальные камеры превосходят системные, но вряд ли в эти ситуации пользователи «зеркалок» начального уровня попадают настолько часто, чтобы это обстоятельство было решающим при выборе модели. Однако, во-первых, зеркальную камеру предпочтут традиционалисты, которые, в частности, оценят классическую эргономику новой модели. Во-вторых, новинка понравится пользователям — возможно, их будет даже больше, чем в первой группе — которые хотят быть похожими на традиционалистов.

Данные по рынку подтверждают сказанное. Рынок фототехники продолжает сжатие — смартфоны давят все сильнее, время жизни устройств велико, значимым инновациям, имеющим непосредственное отношение к фото, взяться просто неоткуда — в результате за прошлый год глобальные объемы продаж фотокамер со сменной оптикой в натуральном выражении упали на 15,2% по сравнению с позапрошлым, по данным CIРA. Но при этом продажи зеркальных камер «проседают» быстрее, чем у системных: сокращение 16,4% и 11,4%. Однако, 74% камер со сменной оптикой, проданных в прошлом году, все же были зеркальными. Следует также помнить о том, что Canon контролирует почти половину рынка аппаратов со сменной оптикой, извечный конкурент Nikon отстает чуть ли не вдвое.

Как видно, есть все основания для уверенности, что Canon EOS 200D несмотря на «старомодность» будет пользоваться популярностью, причем настолько большой, чтобы быть интересной ритейлу. Несмотря на очевидные преимущества «модерна», по-прежнему «классика» удерживает позиции. В других сегментах мы наблюдаем еще более выразительные события: «классика» начинает возвращение там, где потеряла позиции несколько десятилетий назад.

Винил тому пример

Корпорация Sony объявила о своем решении возобновить производство виниловых пластинок, остановленное три десятилетия назад. На заводе, контролируемом музыкальным подразделением корпорации, устанавливают соответствующее оборудование. Само производство, согласно планам, начнется в текущем финансовом году (то есть до марта следующего года включительно).

Напомним, что за три десятка лет произошло множество событий. Сначала AudioCD победили винил, казалось бы, навсегда. Потом AudioCD сдали свои позиции под натиском дисков с композициями в МР3, потом люди стали покупать файлы без физических носителей, а потом стало модным отказываться от покупок композиций, отдавая предпочтения «прокатным» сервисам. Но вот винил возвращается.

Разговоры о возвращении винила идут уже несколько лет, в данном тренде участвуют многие компании. Полтора года назад, например, Panasonic начал производство легендарного проигрывателя Technics SL-1200. Однако сейчас мы имеем дело не просто с возрождением устройства, которое можно использовать и для воспроизведения ранее выпущенных пластинок, а с возвращением на этот рынок производителя самих пластинок, причем очень крупного и агрессивного.

Заметим, что Sony несколько отстает, тренд возрождения винила начался уже шесть лет назад, и рост выразителен — с 2010 по 2016 год производство пластинок в Японии выросло восьмикратно: с 105 до 799 тыс.

Что это значит для ритейла

Итак, старая добрая «классика» уходит в ниши, но не сдается. Ниши достаточно велики, чтобы представлять интерес для ритейла. Зеркальные фотокамеры и винил тому примеры выразительные, но не единственные. Конечно, объемы продаж в натуральном выражении нишевых товаров никак не может конкурировать с мэйнстримом — смартфоны раскупаются многими миллионами — но самим фактом нишевых предложений ритейлеры привлекают представителей интересных групп покупателей. Как мы неоднократно отмечали, это техноэстеты и люди, которые хотят таковыми казаться. В условиях обостряющейся конкуренции этими группами никак нельзя пренебрегать, кроме того, в ряде случаев они могут выступать в роли «opinion leaders» и привлекать в торговые точки дополнительных покупателей.

Источник: Александр Маляревский, внештатный обозреватель CRN/RE