19 марта 2018 г.

Аналитики Департамента Информационных технологий (ДИТ) Москвы представили оценки ИКТ отрасли города за 2017 г.

Согласно их классификации, в состав ИКТ-отрасли входят три ключевых сегмента: связь (мобильная, фиксированная и почтовая, ШПД, курьерские службы и домашнее телевидение), информационные технологии (разработка программного и аппаратного обеспечения, системная интеграция, ИТ-услуги, в т.ч. и облачные), а также интернет как бизнес (Интернет-сервисы, sharing economy, цифровой контент, интернет-реклама, интернет-торговля). По итогам 2017 г. все они суммарно оцениваются в 3,5 трлн руб. (т.е. 5,8% ВРП Москвы), что на 200 млрд. больше чем в 2016 г. Из них на сегмент связи пришлось около 1,5 трлн. руб., на ИТ — около1,2 трлн. руб., а на сегмент «Интернет» — около 0,8 трлн. руб.

Евгений Альминов, начальник отдела аналитики и статистики отрасли информационно-коммуникационных технологий ДИТ Москвы, сообщил, что в столичных ИКТ-компаниях работает около 556 тыс. специалистов. По его словам, на данный момент в городе сосредоточено примерно 70% всей ИКТ-отрасли России.

Но самое главное, по его словам, не то, что ИКТ-отрасль сама активно развивается, а то, что она, являясь базисом для развития цифровой экономики, играет ключевую роль в процессе цифровой трансформации других отраслей. По оценке аналитиков ДИТ, к 2025 г. такие отрасли народного хозяйства как образование, здравоохранение, транспорт, ЖКХ, финансы, безопасность станут практически абсолютно зависимы от ИКТ, которые уже сейчас задают новые тренды, бизнес модели и методы взаимодействия. И те компании, которые не смогут адаптироваться к данным реалиям, будут умирать. Кроме того, ИКТ позволяют формировать с нуля целые новые сегменты и отрасли экономической деятельности, такие как, car sharing, который был немыслим без наличия интернет технологий, но которым, по оценке ДИТ, в настоящий момент уже активно пользуются около 3,5% москвичей.

«Связь»

По словам Евгения Альминова, «Связь» до сих пор остается основополагающим сегментом внутри ИКТ-отрасли Москвы. И это при том, что с 2010 по 2017 гг. в денежном выражении рост был не самым значительным — с 1,15 трлн. руб. до 1,47 трлн. руб. (среднегодовой рост в данный период составил 3,6%, а в 2017 по сравнению с 2016 г. он составил всего 0,9%). Но за эти семь лет произошел колоссальный прорыв по уровню проникновения связи и по уровню использования услуг связи. Так, уровень проникновения сотовой связи в Москве вырос со 184% до 234%, а домашнего интернета — с 65% до более чем 90%. В то же время средний месячный мобильный трафик на семью вырос более чем в 20 раз — с 0,4 Гб до более чем 9 Гб, а средняя скорость домашнего интернета повысилась с 5 Мбит/с до более, чем 35 Мбит/с. А пользователи начинают не только потреблять мобильный трафик, но активно его генерить. Интересно и то, что услуги связи в Москве оказываются самыми доступными не только с технической точки зрения, но и по цене (см. фото) в мире.

В то же время очевидно, что отрасль уже не сможет в ближайшем будущем развиваться по тому же пути, что и раньше, т.е. только за счет увеличения уровня проникновения услуг и подключения новых абонентов. Рынок близок к насыщению, а текущей емкости операторских сетей не всегда хватает. Операторы занимаются поиском альтернативных направлений развития. Таким образом основными трендами развития связи в Москве до 2025 г. станут:

  1. Развитие новых технологий связи. Помимо задачи по увеличению ёмкости сетей, внедрение новых технологий передачи данных позволит также реализовывать новые услуги и сервисы (успешная реализация которых ранее была невозможна по техническим причинам). Заметим, что московские операторы одними из первых в мире приступили к тестированию сетей 5-го поколения, одни из лидеров по достигнутым в ходе тестирования скоростям. А к 2025 г. использование новых технологий (5G, LPWAN, NB-IOT) станет неотъемлемой частью их работы. При этом, согласно опросу компании Ericsson среди 50 топ-менеджеров 37 операторов мира, наиболее важными сферами применения 5G станут:
    1. Масс-медиа и развлечения (высокоскоростная передача данных, VR/AR) −69% ответивших
    2. Общественный и личный транспорт (автономное управление) — 31%
    3. Здравоохранение (дистанционная роботизированная хирургия) — 29%
    4. Энергетика и ЖКХ — 29%.
  2. Оказание услуг связи хотя будет составлять основу доходов операторов, но развитие и конкуренция будут осуществляться на рынках сопутствующих услуг. Ведущие мобильные операторы, получая на развитых рынках от 1% до 8,5% выручки от цифровых сервисов, уже сейчас начинают формировать вокруг себя экосистему услуг и сервисов. Таким образом, к 2025 г. они эволюционируют из провайдеров услуг связи в поставщиков комплексных услуг (не только контента). Другие отрасли (прежде всего банки и ритейл) также будут реализовывать собственные MVNO-проекты.
  3. Изменится подход к тарификации операторских услуг: от оплаты наборов и количества данных (1000 минут, 100 SMS, 5 ГБ интернета и т.д.), к оплате дополнительных услуг в рамках тарифов (контент, социальные сети, страхование, телемедицина и т.д.).

Заканчивая рассказ об отрасли связи Москвы, заметим, что в настоящий момент в этом сегменте работает 4,5 тыс. компаний (при этом 91% доходов отрасли генерируют крупные компании), а общая численность их персонала составляет 187 тыс. чел.

«Информационный технологии»

Ключевыми драйверами роста отрасли в 2010-2017 годах выступали активная автоматизация государственного и частного сектора (покупка оборудования, внедрения информационных систем и т.д.), развитие облачных услуг, импортозамещение и рост сегмента разработки ПО. Помимо роста показателей в самой отрасли ИТ Евгений Альминов отметил повышение уровня ИТ-компетенций внутри компаний из других отраслей.

Говоря о том, что объем ИТ-отрасли Москвы составил в 2017 г. 1,2 трлн. руб. (против 0,75 трлн. руб. в 2010 г.), он допускает, что данный показатель может быть и выше: «Нам очень сложно его посчитать, так как многие ИТ-процессы и задачи решаются не в рамках ИТ-отрасли — внутри крупных компаний из других отраслей экономики формируются собственные ИТ-компетенции. И посчитать эти процессы в компаниях, которые не выделяют их в отдельные направления, практически невозможно. Поэтому мы допускаем, что и объемы ИТ-отрасли, и темпы ее роста (среднегодовая динамика с 2010 по 2017 гг. составила 6,7%) заметно выше, чем полученные нами данные».

Тем не менее, приведем несколько цифр, характеризующих состояние данного сегмента ИКТ-отрасли Москвы в 2017 г. по сравнению с аналогичными показателями 2010 г.:

  • Число персональных компьютеров на 100 работников организаций увеличилось с 63 до 75 шт.
  • Объем рынка IaaS (инфраструктура как услуга) вырос с 0,1 до 9,3 млрд. руб.
  • Суммарная емкость ЦОД выросла со 100 до 277 тыс. стоек.

В ИТ-отрасли Москвы, по данным ДИТ, работает 30,1 тыс. компаний (в основном это разработчики ПО) с общей численностью персонала 255 человек. При этом именно для отрасли информационных технологий особенно характерен высокий уровень кадрового голода. В том числе, и по причине высокой потребности в ИТ-специалистах в других отраслях экономики. Например, более 20% открытых на текущий момент вакансий в финансовой и добывающей отраслях приходится на ИТ-специалистов.

Что касается ключевых вопросов развития ИТ в Москве до 2025 г:, аналитики ДИТ уверены, что наряду с технологическими трендами развития ИТ (IoT, искусственный интеллект, Big Data, квантовые компьютеры, 3D-моделирование и печать и т.д.), задающим направление станет сам процесс «размытия» понятия «отрасль информационных технологий» и проникновение ИТ абсолютно во все сферы экономики.

«Интернет»

По мнению Евгения Альминова, «Интернет» — самый быстрорастущий сегмент отрасли ИКТ Москвы. Средний темп роста объема сегмента с 2010 по 2017 гг. составил 18% в год — с 0,26 до 0,83 трлн. руб. Аналитики ДИТ объясняют подобную динамику существенным ростом количества устройства, позволяющих осуществлять доступ в интернет, в первую очередь мобильных. Так, если в 2010 г. уровень проникновение смартфонов составлял 10%, то в 2017 г. этот показатель почти достиг 80%. А это привело к проникновению интернета (как витрины) во многие сферы экономики. Ключевой пример — торговля. Ранее львиная доля продаж через интернет приходилась на цифровые устройства (смартфоны, компьютеры, ноутбуки и т.д.), сейчас через интернет можно заказать почти любые товары: одежда/обувь, цветы, продукты питания и т.д. Ассортимент товаров, которые можно купить через интернет, быстрее всего растет для категорий «Детские товары» и «Одежда, обувь аксессуары».

В 2010 г. доля пользователей интернет-сервисов среди москвичей составляла менее 10%. В 2017 г. этот показатель достиг 65%. Доля пользователей, ежемесячно совершающих покупки в интернет-магазинах в Москве увеличилась с 5% (в 2010 г.) до 21% (в 2017 г). Доля пользователей смартфонов, использующих мессенджеры, выросла еще больше: с менее 5% в 2010 г. до 85% в 2017 г.

Интересно отметить, что по подсчетам ДИТ, в настоящий момент в интернет-отрасли столицы работает 14,8 компаний (большая часть из которых — интернет-магазины), в которых трудится около 114 тыс. сотрудников (без учета фрилансеров и самозанятых граждан).

Аналитики ДИТ прогнозируют существенное увеличение затрат/инвестиций на защиту и устранение атак в сети (в связи с ожиданием до 2025 г. роста числа киберугроз).

Кроме того, среди трендов развития интернета в Москве до 2025 года они выделяют:

  • Развитие цифровых платформ как основы взаимодействия в большинстве отраслей экономики. На примере агрегаторов товаров и услуг. Такие платформы внедрены уже сейчас и позволяют снизить цепочку посредников при получении пользователем услуги или покупки товара, и, в целом, повышают прозрачность процесса покупки товаров или организации получения услуги.
  • Повышение уровня доступности и удобства получения услуг при помощи интернета и развития технологий: любая услуга (коммерческая или государственная — не важно) доступна пользователю на любом устройстве 24/7/365. Доступ к услугам и сервисам осуществляется по единому идентификатору.

С развитием технологий будет меняться и процесс потребления пользователями товаров и услуг. В результате ключевые показатели отрасли «Интернет» Москвы к 2025 г. должны будут достигнуть следующих значений:

  • Проникновение смартфонов 99%
  • Доля домохозяйств, использующих устройства «умного дома» более 30%
  • Доля пользователей, ежемесячно совершающих покупки в интернет-магазинах более 50%
  • Потребление мобильного интернета в месяц на семью более 50 ГБ
  • Средняя скорость фиксированного домашнего интернета более 100 Мбит/с
  • Доля москвичей, пользующихся каршерингом более 30%

Источник: CRN/RE