5 апреля 2018 г.

Топ-5 применений когнитивных и ИИ-систем (по пятилетнему CAGR, 2016-2021 гг.) (по доходу, в фиксированной валюте). Источник: IDC

Согласно прогнозу IDC, в 2018 году мировые расходы на когнитивные системы и системы искусственного интеллекта (ИИ) достигнут 19,1 млрд. долл., увеличившись на 54,2% по сравнению с прошлым годом. В последующие несколько лет отрасли будут активно инвестировать в проекты, использующие функции интеллектуального ПО, и, согласно последнему полугодовому прогнозу IDC, к 2021 году расходы организаций на когнитивные и ИИ-системы вырастут до 52,2 млрд. долл., показав среднегодовой темп роста (в сложных процентах, CAGR) 46,2% в течение пятилетнего прогнозного периода (2016-2021 гг.).

«Интерес и понимание преимуществ ИИ достигли высокого градуса. Всем отраслям и всем организациям следует уделить время анализу того, как технологии искусственного интеллекта могут повысить эффективность их бизнес-процессов и каналов сбыта, — пишет в пресс-релизе Дэвид Шубмель (David Schubmehl), директор исследования, Cognitive/AI Systems, IDC. — По оценке IDC, к 2019 году 40% проектов цифровой трансформации будут использовать ИИ-сервисы, и к 2021 году 75% корпоративных приложений будут включать ИИ. От прогнозирования, рекомендаций и советов до автоматизированных агентов обслуживания клиентов и интеллектуальной автоматизации производственных процессов — ИИ меняет облик того, как мы взаимодействуем с компьютерными системами».

В 2018 году сектор ритейла обойдет банковский сектор, став лидером по расходам на когнитивные/ ИИ-системы. В текущем году ритейлеры инвестируют 3,4 млрд. долл. в широкий круг применений ИИ, включая автоматизированные агенты обслуживания клиентов, экспертные советы по шопингу, рекомендации для покупателей и мерчандайзинг для многоканальных продаж. Большая часть расходов банковского сектора, которые составят 3,3 млрд. долл., будет направлена на системы автоматизированного анализа и предотвращения киберугроз, анализ и расследование случаев кибермошенничества и рекомендательные системы по реализации программ. Третьим по величине расходов на ИИ (2,0 млрд. долл.) будет дискретное производство; основными областями применения здесь будут автоматизированное профилактическое техобслуживание и рекомендательные системы по анализу управления качеством. Четвертую по величине сумму расходов (1,7 млрд. долл.) привнесут поставщики медицинских услуг; большая часть их инвестиций пойдет на системы диагностики и терапевтической тактики.

«Корпоративные стратегии цифровой трансформации всё в большей степени задействуют когнитивные технологии и искусственный интеллект, — пишет Марианна Дакила (Marianne Daquila), менеджер исследования, Customer Insights & Analysis, IDC. — Трансформация бизнеса происходит во всех отраслях, и наиболее передовые компании начинают использовать всё разнообразие и видеть потенциальный выигрыш этих решений. Автоматизированные агенты обслуживания клиентов, повышение общественной безопасности, профилактическое техобслуживание, сокращение кибермошенничества и более надежная диагностика в здравоохранении — вот лишь вершина айсберга, демонстрирующая вектор таких расходов. Прогнозируя двузначный рост за год, IDC ожидает растущее использование ИИ в целом, а также дальнейшую специализацию отраслевых применений».

Самые большие расходы на когнитивные/ ИИ-системы в 2018 году будут приходиться на автоматизированные агенты обслуживания клиентов (2,4 млрд. долл.), со значительными инвестициями со стороны ритейлеров и телекоммуникационной отрасли; автоматизированные системы анализа и предотвращения киберугроз (1,5 млрд. долл.), где ведущими будут банковский сектор, коммунальные службы и телекоммуникационная отрасль; а также рекомендательные системы автоматизации процесса продаж (1,45 млрд. долл.), где будут лидировать ритейл и медиакомпании. Следующими по сумме мировых расходов в 2018 году будут автоматизированное профилактическое техобслуживание, системы диагностики и терапевтической тактики и анализ и расследование кибермошенничества. Самый быстрый рост расходов на протяжении пятилетнего прогнозного периода будут демонстрировать системы общественной безопасности и реагирования на чрезвычайные ситуации (CAGR 75,4%), изыскание новых лекарственных веществ (CAGR 70,5%) и экспертные советы по шопингу и рекомендации для покупателей (CAGR 67,3%).

На когнитивное ПО будет приходиться чуть более половины всех расходов на протяжении прогнозного периода, при этом самый большой объем в этой области составят расходы на когнитивное прикладное ПО — производственные и отраслевые приложения с когнитивными функциями, способные автоматически обучаться, обнаруживать нужные данные, давать рекомендации и прогнозировать. Другой крупной категорией будут когнитивные платформы, которые облегчают разработку интеллектуальных рекомендательных приложений и приложений с когнитивными функциями. Организации будут также инвестировать в ИТ-услуги, помогающие в разработке и внедрении их когнитивных и ИИ-систем и бизнес-услуг, — такие как консалтинг и аутсорсинг горизонтальных бизнес-процессов, ориентированные на эти системы. Самая малая часть расходов будет приходиться на оборудование (серверы и СХД), требуемое для работы таких систем.

С региональной точки зрения, на долю США будет приходиться более чем три четверти всех расходов на когнитивные и ИИ-системы в 2018 году, и ведущими здесь будут ритейл и банковский сектор. Западная Европа будет на втором месте по объему расходов в 2018 году, ведущими будут ритейл, дискретное производство и банковский сектор. Самый быстрый рост расходов на протяжении пятилетнего прогнозного периода будет в Японии (CAGR 73,5%) и в Азиатско-Тихоокеанском регионе (исключая Японию и Китай) — CAGR 72,9%. Китай также продемонстрирует быстрый рост расходов (CAGR 68,2%).

«Обновленные цифры прогноза расходов на когнитивные и ИИ-системы — это дорожная карта для организаций на пути их цифровой трансформации с использованием функций искусственного интеллекта, машинного и „глубокого“ обучения, — пишет в заключение Шубмель. — Организациям следует заняться изучением и начать использовать технологии искусственного интеллекта в своих системах, и наш анализ расходов в этой области служит большим подспорьем в этих начинаниях».

Источник: Пресс-служба компании IDC