10 апреля 2018 г.

Илья Хала (слева) и Александр Никитин

Развитие рынка ЦОДов по понятным и естественным причинам столкнулось с коммодизацией. Конечно, этот сегмент далек от рынка потребительской техники, но и тут участники рынка сталкиваются с аналогичными проблемами. По своим параметрам ЦОДы похожи друг на друга — третий уровень надежности сегодня предлагают многие — но как же привлекать клиентов, обеспечивая конкурентные преимущества? Снижать цену на услуги — плохой вариант: себестоимость сервисов у всех примерно одинакова, поэтому особого запаса для маневра тут нет почти ни у кого. Однако варианты для продвижения все же есть, причем по большей части они — в маркетинговых подходах. В качестве примера рассмотрим центр обработки данных СК19, открытый на прошлой недели компанией 3data.

СК19 — небольшой ЦОД, как и положено, отвечающий основным требованиям третьего уровня надежности. Для обеспечения этого уровня, как обычно, в нем задублированы все основные ресурсы — даже компаний, поставляющих горючее для дизель-генераторов, тут две — реализованы системы контроля доступа, охлаждения, пожаротушения и т.д. Телекоммуникации в ЦОДе обеспечиваются оператором связи «Мастертел». ЦОД небольшой, что не позволяет минимизировать расходы за счет «оптового» количества стоек, да еще и расположенный в историческом центре Москвы — на Садовом кольце — где расходы на недвижимость по понятным причинам высока. Однако, в местоположении СК19 есть свои преимущества.

Расположение ЦОДа в центре мегаполиса, подчеркивает Илья Хала (слева), генеральный директор 3data, обеспечивает целый ряд преимуществ как технического, так и маркетингового характера. В частности, местоположение позволяет оптимизировать коммуникации. С маркетингом все существенно интересней. СК19 выполнен в соответствии с концепцией «ЦОД шаговой доступности». Очевидно, что это дает возможность техническим специалистами при необходимости быстро и просто добраться до своих серверов, размещенных на платформе ЦОДа. Это предоставляет клиентам очевидные экономические преимущества — время технического специалиста стоит немало, экономия часов, требуемых на дорогу к ЦОДу и обратно, может оказаться значительной. Компания 3data создавала СК19в рамках концепции «Цифровой двор» — по сути, это мини-бизнес-центр, оптимизированный для небольших ИТ-компаний, где кроме собственно ЦОДа есть пространства под офисы и маркетинговые активности. В качестве последнего создан Музей истории телефона, в котором кроме стендов с любопытными экспонатами (большинство из которых оригиналы) есть площадки для переговоров, проведения лекций, семинаров и т.д.

Напомним, что концепция, сходная с «Цифровым двором», была применена при создании казанского Технопарка высоких технологий «ИТ-парк». Конечно, казанское заведение имеет заметно более крупные размеры — как ЦОДа, так и офисных площадей — кроме того, на его основе создана целая экосистема, эффективно работающая как инкубатор стартапов. Благодаря размерам казанского «ИТ-парка» в нем также размещены структуры Министерства информатизации и связи Татарстана, представительства крупнейших глобальных компаний, гостиничные номера для специалистов, банки и т.д., Однако, концепция, которую можно назвать «ЦОД плюс...», в ходе многолетней деятельности «ИТ-парка» в Татарстане показала свою эффективность.

Но для реализации концепций «ЦОД шаговой доступности» и «Цифровой двор» требуются дополнительные ресурсы. Так, 3data при его создании реализовала еще одну концепцию — «моновендорский ЦОД». Практически все оборудование СК19 — за исключением системы пожаротушения — поставлено компанией Legrand. Для специалистов последней создание такого ЦОДа оказалось весьма нетривиальной задачей, решение которой является гордостью для инженеров, принимавших участие в проекте. «В кратчайшие сроки мы разработали и внедрили сложное комплексное решение, учитывающие как архитектурные особенности центра города, так и высокие требования заказчика к энергоэффективности, безопасности и отказоустойчивости объекта», — отмечает Александр Никитин (справа), директор департамента по работе с отраслевыми корпоративными клиентами Legrand Россия и СНГ. Выбранный «моновердорский подход» позволил оптимизировать процессы проектирования, закупок оборудования и монтажа, а также, как подчеркнул г-н Хала, повысить эффективность внутренней аппаратной коммуникации. В ходе эксплуатации выбранный подход по понятным причинам позволит уменьшить расходы на обслуживание ЦОДа.

Как видно, 3data, при создании СК19 получив экономию на «моновендорности», смогла реализовать концепции «ЦОД шаговой доступности» и «Цифровой двор», которые обеспечивают очевидные конкурентные преимущества предложениям компании. Это подтверждает возможность победы над коммодизацией при выборе правильных маркетинговых стратегий. Разумеется, для присутствия на современном рынке ИТ-компании необходимы технические компетенции, высокий уровень экспертизы и т.д., но они все чаще бывают недостаточными для обеспечения конкурентных преимуществ. Для наличия последних все более важным становится правильный маркетинг, причем лучше на уровне концепций.

Источник: crn.ru