3 мая 2018 г.

Владимир Комов

Компания «Форсайт» (входит в многопрофильный ИТ-холдинг ITG) подвела бизнес-итоги 2017 г. — первого года своей деятельности.

Напомним: в конце 2016 г. холдинг ITG приобрел расширенную лицензию на ПО пермской компании «Прогноз», включая платформу Prognoz Platform, с правом его сублицензирования, доработки, сопровождения, поддержки и модификации, а также получил статус эксклюзивного дистрибьютора программных продуктов «Прогноза». Для работы с ними и была создана компания «Форсайт». Владельцем торговой марки «Прогноз» пока остается одноименная компания.

«От „Прогноза“ нам досталось как позитивное наследие — клиентская база, расширенное лицензионное соглашение на продукты, так и негативное — незавершенные проекты, беспокойство заказчиков, риски, которые заказчики видели в сотрудничестве с нашей компанией. Мы посвятили этот год тому, чтобы максимально сгладить последствия для заказчиков», — говорит Владимир Комов, генеральный директор компании «Форсайт».

Основные усилия, признал и коммерческий директор Денис Милюков, были направлены на то, чтобы удержать старых клиентов, которые, естественно, очень переживали из-за событий вокруг компании «Прогноз». «Порядка 90% времени мы уделяли отношениям с переходящими клиентами. При этом в работе с ними удалось добиться развития новых тем и привлечения новых департаментов, т. е. это по сути новые проекты», — говорит он.

По словам Владимира Комова, результаты стартового 2017 г. оказались выше ожиданий. Выручка от продажи лицензий и техподдержки составила более 300 млн. руб., что в разы больше по сравнению с аналогичным показателям компании «Прогноз» в ее лучшие годы.

В этот объем не входят услуги консалтинга, их предоставляет входящий в структуру компании (в виде юрлица «Форсайт консалтинг») экспертный центр, задача которого — помогать партнерам внедрять проекты, а также осуществлять вместе с заказчиками и партнерами первое внедрение новых продуктов. Суммарная же стоимость услуг, оказанных партнерами «Форсайта» заказчикам, превысила 800 млн. руб.

В числе крупнейших заказчиков по-прежнему «Газпром», «Транснефть», «Росатом» и ряд других. Несмотря на все сложности, с которыми столкнулась компания «Прогноз», решения на базе Prognoz Platform продолжают использовать и целый ряд зарубежных заказчиков, начиная с Международного валютного фонда. Но прорабатываются контракты и с новыми клиентами.

Компания «Форсайт» как вендор фокусируется только на разработке и продвижении продуктов, в ней сейчас примерно 350 сотрудников — в основном разработчики, специалисты по развитию, маркетингу, продажам.

Консалтингом и внедрением занимаются ее партнеры. За прошедший год привлечено около 50 партнеров, из них примерно 15 перешли от компании «Прогноз», а остальные — новые. Сейчас вендор занимается обучением сертификацией их специалистов. Еще с несколькими десятками компаний сейчас ведутся переговоры о партнерстве.

Почти все партнеры — это интеграторы, которые продают лицензии и занимаются внедрением Prognoz Platform. «Чистых» реселлеров, только продающих лицензии, всего 1-2. Зато вендор, по словам Владимира Комова, очень заинтересован в OEM-партнерах — разработчиках бизнес-приложений, которые создавали бы на базе Prognoz Platform и ее инструментария собственные решения и под своей маркой. А если такое решение окажется удачным и востребованным, то вендор готов включить его в свой прайс-лист и продвигать через свою партнерскую сеть.

В «Прогнозе» в лучшие годы работало более 1000 сотрудников. Но в конце 2016 г. осталось около 800, рассказывает Владимир Комов, они занимались преимущественно консалтингом и внедрением и в основном перешли в экосистему «Форсайта» в составе компаний, ставших партнерами вендора. Таких партнеров сейчас 8-10. Они понимают выгодность сотрудничества с компанией «Форсайт», и часть из них делают ставку только на Prognoz Platform, но некоторые не исключают возможность использования и конкурирующих решений.

На состоявшейся 26 апреля конференции Prognoz Platform Day компания представила новую версию своей платформы Prognoz Platform 9.0, которая объединяет инструментарий классической и продвинутой аналитики, а также управления бизнес-процессами (BPM).

«Мы начали 2017 г. с переосмысления того, что есть Prognoz Platform, и сейчас наш главный слоган „Prognoz Platform — это гораздо больше, чем просто BI“, — говорит Юлия Кудрявцева, директор по стратегическому развитию компании „Форсайт“. — В этом ключе компания дорабатывала Prognoz Platform, создавала для нее новые функциональные блоки, чтобы обогатить ее, оснастив мощным инструментарием разработки, позволяющим создавать готовые преднастроенные конфигурации продуктов».

В рамках конференции были представлены также три новых программных продукта, которые выйдут на рынок в текущем году: «Форсайт. Управление инвестициями», «Форсайт. Бюджетирование», «Форсайт. Мобильная платформа».

Результаты 2017 г. — это далеко не предел возможностей, уверен Денис Милюков: достигнутая выручка на порядок меньше той, которую можно было бы получить при текущем состоянии российского рынка BI. Принятие в 2017 г. госпрограммы «Цифровая эконо­мика Российской Федерации», как считают в компании, дало неплохой импульс для развития российского рынка ПО, в частности рынка бизнес-аналитики.

Потенциал для внедрения продуктов на базе Prognoz Platform, в т.ч. путем замещения или дополнения каких-то западных продуктов, огромен и исчисляется сотнями потенциальных заказчиков, говорит Денис Милюков. Сейчас «Форсайт» фокусируется на заказчиках с наибольшим объемом бизнеса и наибольшей численностью персонала. Если исключить госсектор, то для коммерческих компаний примерный порог внедрения Prognoz Platform — это оборот 10-15 млрд. руб. Но, конечно, строгой точки отсечения нет, силами партнеров вендор готов предлагать свои решения и не столь крупным клиентам.

Источник: crn.ru