7 мая 2018 г.

— Распространите среди жильцов нашего ЖЭКа.
— А если...?
— А если не будут брать — отключим газ!

(к/ф «Бриллиантовая рука»)

4 мая 2018 г. на официальном сайте компании NVIDIA появилось следующее заявление: «В последнее время много говорилось о нашей партнерской программе видеокарт GeForce Partner Program (GPP). Слухи, догадки и недоверия выходят далеко за рамки его намерений. Вместо того, чтобы бороться с дезинформацией, мы решили отменить программу».

Пожалуй, это самая краткосрочная партнерская программа на ИТ-рынке. Она продлилась чуть больше двух месяцев — сообщение о ее официальном запуске было размещено на том же сайте 1 марта 2018 г. Зато шуму наделала не меньше, чем сделки по поглощению и слиянию, в которых участвуют лидеры рынка.

В момент официального объявления о запуске GPP вендор сообщил, что основное, ради чего и затевалась программа — это забота о конечных пользователях, и в первую очередь, о геймерах: «GPU (чип на видеокарте) и ПО игрового ПК — вот, что отличает опыт одного геймера от опыта другого. И вместе с нашими партнерами, которые занимаются выпуском „карт“ (AIB (add-in-board )-партнеры — прим. ред.), и с нашими системными партнерами (ОЕМ-производителями — прим. ред.) мы посвящаем себя созданию лучшей игровой платформы для ПК. И ею станет GeForce. Партнерская программа GeForce разработана для того, чтобы обеспечить геймерам полную прозрачность платформы GPU и программного обеспечения, которую они приобретают».

Таким образом, подразумевалось, что благодаря GPP потенциальный покупатель сможет даже без особых познаний в области ПК выбрать подходящий продукт из списка геймерских брендов, которые станут членами команды GPP.

Но, увы, мало кто на ИТ-рынке поверил в благие намерения вендора помочь «геймерам».

Во-первых, потому, что сама NVIDIA очень неохотно рассказывала (а точнее вообще не рассказывала) о тонкостях данной программы. Более того, в конце марта Кайл Беннет (Kyle Bennet), главный редактор HardOCP, в своем Twitter-блоге отметил, что генеральный директор NVIDIA Дженсен Хуанг (Jen-Hsun Huang) ни разу не упоминал о партнерской программе на сцене в рамках GTC 2018 — главной конференции NVIDIA, на которой компания рассказывает о последних своих достижениях и планах. Непонятно, почему Хуанг не стал напрямую объяснять потребителям, разработчикам и партнерам, что такое GeForce Partner Program, отметил журналист. Да и партнеры вендора так же не охотно комментировали ее положения. «Мы связались с семью компаниями по поводу их участия в NVIDIA GPP, и ни одна из семи не была готова разговаривать с нами под запись, если вообще была готова говорить с нами об этом. Те же, кто согласился прокомментировать ситуацию, сделали это анонимно, ссылаясь опасаясь потерять свою работу или наказания, наложенного NVIDIA на них или их компании», — отметил в своей публикации Кайл Беннет. Тем не менее в интернете появилось достаточное количество информации (от анонимных источников), которая позволила заподозрить вендора в ведении недобросовестной конкурентной борьбы. Инициатором «обвинительного приговора» стал тот самый главный редактор веб-издания HardOCP Кайл Беннет, который связался с представителями крупнейших партнеров NVIDIA и на принципах анонимности выяснил, какие именно требования предъявляет производитель к партнерам и что обещает им взамен. Ходят слухи, что «пристальнее приглядеться к GPP» изданию посоветовал один из конкурентов «зеленого» вендора, чьи интересы были напрямую задеты условиями данной программы.

И первое, на что Кайл Беннет обращает внимание: NVIDIA настаивает на том, чтобы GPP-партнеры «разводили» внутри своих продуктовых линеек бренды, в которых используются комплектующие конкурентов, и полностью связанные с видеокартами GeForce. Так, автор статьи приводит следующий пример, который, по его мнению, наиболее понятен читателям HardOCP: «... это бренд ASUS Republic of Gamers (ROG). Я не знаю, является ли ASUS партнером GPP, я просто гипотетически использую бренд ROG. Если ASUS является партнером NVIDIA GPP, и он хочет продолжать использовать графические процессоры NVIDIA в своих фирменных видеокартах, компьютерах и ноутбуках ROG, он больше не может продавать графические процессоры любой другой компании в продуктах ROG. Поэтому, если ASUS хочет продолжать создавать видеокарты на основе NVIDIA, она больше не может продавать видеокарты ROG на основе AMD и быть партнером GPP».

Считается, что «самым пострадавшим» в ситуации с GPP оказалась бы именно AMD. Ведь партнерам NVIDIA было сказано — хотите устанавливать графические решения от этого производителя — разрабатывайте для этой продукции новый бренд.

Правда, сам производитель этого факта и не отрицает. В сообщении о запуске программы сказано, что участие AIB и OEM партнеров в программе GPP гарантирует в первую очередь потребителям, что инженерные и маркетинговые усилия будут направлены на поддержку брендов, которые потребители напрямую связывают с GeForce. Т.е. вендор будет оказывать различную поддержку партнёрам, включая первоочерёдный доступ к инновационным продуктам компании и более тесное сотрудничество с инженерным отделом: «Прозрачность (платформы) возможна только в том случае, если бренды NVIDIA и партнерские бренды не противоречат друг другу... И партнеры GPP получат ранний доступ к нашим последним инновациям и будут тесно сотрудничать с нашей инженерной командой, чтобы принести новейшие технологии геймерам».

При этом, как отмечается в том же сообщении, программа не являлась эксклюзивной. Партнеры по-прежнему имели возможности продавать и продвигать продукцию иных производителей. Кроме того, компании, подписавшиеся на участие в GPP, в любое время могли выйти из программы. В заявлении подчеркивалось и то, что вендор не требовал от них каких-либо денежных платежей за то, что они являются частью программы. Тем не менее, по данным, добытым изданием HardOCP, те, кто не соглашался выполнять требования GPP, в один момент оказывались «отрезанными» от большого количества бонусов, которые сулили их обладателям значительные преимущества перед конкурентами. В частности, согласно все той же информации из анонимных источников, речь шла об интенсивном техническом взаимодействии с NVIDIA, в том числе о раннем доступе к новым разработкам; статусе партнёра по запуску продуктов; выгодных предложениях по комплектации играми; программах скидок; продвижении в социальных сетях и PR-поддержке; маркетинговых отчётах; маркетинговых фондах развития (MDF). Конечно, если все перечисленное имело место быть, то одно лишение MDF могло стать достаточно суровым наказанием для «несогласных» (ведь за счет этих фондов партнёр может частично, а иногда и полностью компенсировать затраты на маркетинг). Кайл Баннет обращает внимание, что нынешняя ситуация очень похожа на ситуацию, когда именно манипуляции с MDF стали одной из причин одного из крупнейших скандалов, в ходе которого AMD подала антитрестовский иск против Intel, обвинив последнюю в использовании некорректных методов поддержания своей монополии, и злоупотреблении ею. Напомним, что тогда по итогам разбирательств, Intel пришлось заплатить значительные штрафы.

Но в случае с NVIDIA, считает Кайл Беннет, некорректное распределение MDF — это лишь часть «драконовских мер» со стороны вендора. Предполагалось, что участники GPP будут стоять в самом верху очереди на получение графических процессоров для видеокарт, что, несомненно, скажется на финансовом здоровье остальных производителей, не являющихся частью партнёрской программы, которые могли столкнуться с серьезными задержками в получении GPU. А это означало, что с помощью резервирования партий GPU, NVIDIA могла решать, какие производители выпустят продукты на рынок раньше, а каким придется «ждать своей очереди». Ведь вендор обладает всеми необходимыми рычагами управления объемом поставок. Конечно, подобные инструменты есть и у других производителей «железа». Но, судя по всему, NVIDIA решила использовать все имеющиеся у нее возможности, чтобы объяснить партнерам, что не быть в GPP — это даже не про «не просто не получить бонусов», а про то, что можно получить дополнительные затруднения — партнерам было сделано предложение, от которого они не смогли бы отказаться.

Тем не менее, согласно информации, которая просочилась в интернет, три крупных производителя нашли аргументы для возражения NVIDIA и продолжили предлагать графические решения конкурентов в составе своих игровых ПК и ноутбуков, не создавая для них выделенных торговых марок. На тот момент официальных комментариев эти компании не давали, но в представленной новой игровой модели одного из гигантов (под старым брендом) осталась возможность устанавливать GPU не только от NVIDIA. Таким образом, эти компании косвенно подтвердили, что возможность продавать игровые системы с графическими решениями AMD — важная часть их бизнеса.

В более сложном положении оказались AIB-партнеры вендора, производители видеокарт. Дело в том, что в последнее время аналитики констатируют, что «игровые» устройства, даже несмотря на свою более высокую стоимость, пользуются гораздо большим спросом, чем не имеющие яркой геймерской ориентации. Так, в недавнем пресс-релизе компании директор направления «Цифровая техника» в «М.Видео» Андрей Губанов сообщил, что несмотря на то, что ритейлер видит позитивную динамику во всех сегментах рынка ноутбуков, «...сохраняется высокий спрос на игровые лэптопы, которые уже занимают до 30% в наших продажах». И для производителей видеокарт это очень важно. И без стабильной поставки графических процессоров от NVIDIA, AIB-партнеры не смогут конкурировать друг с другом на одном уровне. А доминирующее положение NVIDIA на рынке (по некоторым оценкам доля вендора на рынке GPU значительно больше 50%) вынуждает их подчиняться диктатуре GPP. Боясь потерять маркетинговые привилегии NVIDIA и возможность получать графические процессоры этой марки в нужных количествах и с опережением по срокам они предпочли поддаться давлению вендора и разработать для изделий AMD новые серии видеокарт.
Кроме того, Кайл Беннет считает, что в этот раз в качестве пострадавших мог оказаться и Intel (недаром говорят, что в жизни все возвращается бумерангом), так как в новых новые CPU этой компании установлены GPU AMD, то есть эти изделия также попадали под запрет использования в рамках программы GPP. И это, по мнению наблюдателей, вполне могло подтолкнуть Intel подать в суд на NVIDIA. Ведь, если вспомнить историю начала 2000-х, то тогда Intel пришлось огромные штрафы.

И, судя по всему, NVIDIA решила не доводить дело до судебного разбирательства и объявила о закрытии программы: «У GPP была простая цель — чтобы геймеры знали, что покупают, и могли сделать четкий выбор. NVIDIA создает передовые технологии для геймеров. Мы посвятили этому свою жизнь. Мы делаем нашу работу на сумасшедшем интенсивном уровне — инвестируем миллиарды, чтобы изобрести будущее и гарантировать, что удивительные технологии NVIDIA продолжают поступать нашим потребителям...

Мы попросили партнеров так разрабатывать их бренды, чтобы было кристально ясно, какие технологии заложены внутри этих устройств. Выбор GPU в значительной степени определяет игровую платформу. Таким образом, бренд GPU должен быть четко прозрачным — никаких замещающих GPU, скрытых за техно-жаргоном.

Большинство партнеров согласились. Они владеют своими брендами, и GPP этого не изменил. Они решают, какой посыл хотят донести до геймеров. Тем не менее, сегодня мы прекращаем действие GPP, чтобы не отвлекаться от супер захватывающей работы, которую мы делаем, чтобы принести удивительные достижения в играх для ПК».

Наблюдатели ИТ-рынка до сих пор пытаются разобраться, что же подтолкнуло лидера рынка графических решений к столь спорному шагу? Большинство из них сходятся во мнении, что GPP появилась в результате «вражды» NVIDIA с такими компаниями как AMD, Apple и Intel, которые ведут разработки опасных для неё продуктов (в качестве примера, в частности, приводится партнёрство AMD и Intel, которое закрыто для NVIDIA).

В российском представительстве вендора так прокомментировали новость о прекращении действия программы. «Решение остановить программу связано преимущественно с появлением большого количества спекуляций и некорректной интерпретации сути GPP. Целью данной программы было желание NVIDIA выстроить более четкую, последовательную коммуникацию с пользователем. Идея программы была поддержана многими производителями, поскольку продвижение продуктов совместными усилиями нескольких игроков всегда дает лучшие результаты.

Программа просуществовала всего несколько месяцев, поэтому существенного влияния на бизнес NVIDIA в России мы не ожидаем. На запланированные маркетинговые активности с российскими партнерами по экосистеме GeForce GTX отмена GPP не повлияет», — сообщила Ирина Шеховцова, руководитель отдела коммуникаций «NVIDIA Россия».

А вот о том, что думают об этой ситуации партнеры NVIDIA, мы спросили у представителей зарубежных компаний, которые упоминаются на различных интернет-сайтах в связи с этим скандалом, а так же у российских производителей десктоп систем и ноутбуков.

Пока на наш запрос ответила только компания ASUS. «Компания ASUS была готова участвовать в партнерской программе NVIDIA, но ввиду ее прекращения никакой информации о программе у нас нет. Данная новость никак не влияет на бизнес компании ни в мире, ни в России», — Влад Захаров, директор по маркетингу ASUS Republic of Gamers.

Источник: Светлана Белова