14 мая 2018 г.

Потери бюджета из-за низкой эффективности госсегмента системы госзакупок (G2G рынок, когда и заказчиками, и поставщиками являются органы власти, бюджетные и казенные учреждения) могут достигать порядка 70 млрд руб. в год. Такие цифры приводит Interfax со ссылкой на находящийся в распоряжении информагентства доклад Центра стратегических разработок (ЦСР).

В данном документе особо отмечается, что госсектор как поставщик соперничает с бизнесом в том числе и в сфере информационных технологий и услуг, в информационном бизнесе и массовых коммуникациях. Правда, ситуация в нашем сегменте волнует авторов доклада немного меньше, чем на других рынках. В настоящее время наибольший объем бюджетных средств перераспределяется внутри госсектора посредством закупки государством у государственных же структур научных исследований и экспериментальных разработок (около 150 млрд руб. в год), строительных работ, услуг ЖКХ, услуг по обслуживанию зданий и территорий, услуг здравоохранения и образования.

Однако, как уже было сказано выше, госсегмент уже вышел за пределы названных сегментов экономики и за счет своих особенностей (в том числе, привязка конкретного госзаказчика к конкретному госпоставщику) вытесняет частный бизнес из тех сегментов экономики, где действуют рыночные условия и отсутствует необходимость в элементах, призванных закрыть «провалы рынка». «Государство в лице административных структур осуществляет коммерческую деятельность на 84 из 88 продуктовых рынков госзаказа», — подчеркивается в исследовании.

Исследование ЦСР посвящено, в частности, экономической неэффективности закупок госзаказчиков у госпоставщиков: «В среднем в контрактах, заключенных по итогам торгов с поставщиками G2G, снижение начальной (максимальной) цены контракта (НМЦК) на 8% меньше, чем среднее снижение НМЦК в контрактах госзаказчиков с поставщиками из частного сектора. Если бы контрактные отношения, которые сейчас сложились между госзаказчиками и частным бизнесом в части конкуренции и ценовых скидок, распространить на сегмент G2G, бюджетная система смогла бы дополнительно экономить не менее 50-68 млрд рублей, или 1% от общего объема ассигнований, направляемых в госзакупки».

Помимо этого исследователи указывают, что бюджет дополнительно теряет порядка 10 млрд руб. на формальных расходах, связанных с организацией закупочной деятельности в G2G сегменте (затраты на проведение квази-торгов, подготовка и размещение закупочной документации, обязательное обучение специалистов контрактных служб и членов закупочных комиссий).

По оценке ЦСР, в настоящее время в госсегменте системы госзакупок действуют 95 тыс. организаций, из которых 73 тыс. выступают преимущественно в качестве госзаказчиков, и 22 тыс. являются поставщиками. В год в этом сегменте заключается 360-400 тыс. контрактов на сумму 550-670 млрд руб. (9-13% от общего объема госзакупок).

В докладе ЦСР отмечается, что большая часть закупок в госсегменте осуществляется у безальтернативных поставщиков. 87% по количеству и 80% по стоимости G2G-контрактов заключаются с единственным поставщиком, тогда, как в целом по госзаказу они составляют 29% и 25% соответственно. Доля электронного аукциона в G2G сегменте — 21% по количеству и 25-30% по стоимости контрактов, что ниже, чем в целом по госзаказу, где эти показатели составляют 58% и 55-60% соответственно.

При этом исследователи подчеркивают, что значительная часть таких контрактов (58% по количеству и 55% по стоимости) заключается по результатам несостоявшихся закупочных процедур (квази-торгов).

Авторы доклада отмечают, что полностью перевести закупки из сегмента G2G в сегмент B2G не удастся, так как «...Провалы рынка заставляют государственный аппарат делать то, что частный предприниматель делать не может или не хочет». Но при этом указывают, что нельзя допустить, чтобы государство теснило частный бизнес в тех отраслях, где таких провалов рынка нет.

По оценке ЦСР, для решения названной проблемы необходимо провести разделение системы госзакупок.

«Там, где рыночные механизмы не работают, надо выстроить административную вертикаль с неукоснительным соблюдением требований госзаданий. Контракт <...> не является институтом управления госсектором экономики. Место контракта, вероятно, должно занять государственное задание, отличающееся от контракта рядом существенных особенностей (обязательность выполнения, директивное определение состава и размера финансового обеспечения, особый порядок налогообложения и отчетности)».

В тех сегментах экономики, где сложился рынок или существуют серьезные предпосылки для его формирования, госорганы должны стремиться к полноценным контрактным отношениям с частным бизнесом.

Источник: crn.ru