15 мая 2018 г.

Искусственный интеллект на волне хайпа, но можно ли каналу от этого получить практическую выгоду? Можно попробовать. Возможности для этого есть.

Производители смартфонов все чаще делают акцент на возможностях искусственного интеллекта, доступных некоторым новейшим моделям устройств. Об этом говорят Asus, Huawei, Oppo, Vivo и Xiaomi, представившие этой весной новые модели девайсов. Анонсы на недавно завершившейся конференции Google I/O 2018 подогревают интерес к этой теме. Напомним, что смартфоны являются самыми продаваемыми цифровыми устройствами, причем этот сегмент в российских условиях чувствует себя очень хорошо, полностью восстановившись после кризиса.

В очередном ежегодном докладе «5 за 5» специалисты IBM Research называют пять технологий, которые окажут наиболее заметное влияние на ИТ, бизнес и общество в течение пяти ближайших лет. Напомним, что ряду с ИИ в данный список попали квантовые компьютеры, блокчейн и криптографические якоря, шифрование на криптографических решетках, а также автономные роботы, объединяемые в группы. Квантовые компьютеры пока не вышли из стен лабораторий, с блокчейном все непросто, «крипта» имеет свою специфику, а вот ИИ уже находит свое применение. Конечно, «искусственный интеллект» — понятие зонтичное, объединяющее весьма широкий спектр разноплановых технологий. Абстрагируясь от детализации этого понятия, посмотрим, какое применение в сегменте смартфонов находят эти технологии или же выдаваемые за ИИ, после чего постараемся понять, как это можно использовать для продаж, но сначала — о фактах.

Демонстрация Google

В ходе прошедшей Google I/O 2018 акцент на возможностях искусственного интеллекта был практически во всех анонсах. Солировал ИИ, разумеется, в Google Assistant, который получил более естественный голос и, что важнее, возможность поддерживать более естественную беседу. По заявлению представителей компании, вскоре Assistant будет доступен в восьмидесяти странах и получит поддержку трех десятков языков (среди которых будет и русский). К середине лета также обещают интеграцию Assistant с другими сервисами Google (например, с Maps) и новые типы устройств, поддерживающих «ассистента», причем даже от третьих фирм.

Отдельные приложения также получат возможности на базе ИИ, причем обновленные сервисы будут доступны отдельно от Android P и на большем количестве смартфонов. Например, при просмотре Google Фото искусственный интеллект компании будет предлагать быстро выполнить различные действия, по его мнению, актуальные, например, при просмотре фото друзей приложение предложит поделиться с ними этими снимками. Искусственный интеллект будет присутствовать и в других сервисах Google.

ИИ найдет применение и на уровне «операционки»: Android P, по заявлению представителей Google, станет более комфортным и энергоэффективным во многом благодаря ИИ. Как было заявлено, благодаря возможностям машинного обучения смартфон, зная профиль действий абонента, будет следить за используемыми приложениями, своевременно закрывать ненужные для экономии ресурсов, а также предикативно запуская нужные. Напомним, что пока мы ожидаем только бета-версию Android P, которая в ближайшем будущем, по заявлению компании, будет доступна для владельцев ограниченного количества устройств: это относительно новые модели самой Google — Pixel, Pixel XL, Pixel 2 и Pixel 2 XL — а также Essential Phone, Nokia 7 plus, Oppo R15 Pro, Sony Xperia XZ2, Xiaomi Mi Mix 2S, Vivo X21UD и X21.

Все показанное Google на конференции появится в будущем, хоть и в ближайшем, но пока массовому абоненту недоступно. Однако, анонсы Google I/O 2018 хороши тем, что привлекают внимание продвинутых пользователей к актуальным возможностям ИИ для решения повседневных задач.

AI — now!

Уже сегодня на рынке представлены смартфоны многих крупных вендоров, использующие ИИ для решения повседневных задач абонента. Причем модели интересны сами по себе и получили вполне адекватные цены, хотя все присутствуют в ценовом диапазоне «средний и выше». Ритейлу можно продвигать эти новинки более активно, используя повышенное внимание абонентов к ИИ и обеспечиваемым им возможностям.

Какие есть модели и какие возможности предоставляет в них ИИ? Ответ на этот вопрос найти не так легко. В перечне характеристик новых устройств возможности ИИ указаны в терминах скорее маркетинговых, чем технических. Хотя на мероприятиях, посвященных анонсу устройств, производители по возможности подробно рассказывают об ИИ и о том, как обучали AI свои системы на основе базы фотографий и прочих BigData (на фото — соответствующий фрагмент анонса Oppo F7). Интересующих нас моделей в среднем ценовом диапазоне весной было показано пять, и еще две относятся к топ-классу.

Asus в середине апреля представил топовый смартфон в линейке этого года Zenfone 5. Реализованные в нем технологии ИИ включают функцию AI Scene Detection (распознавание 16 различных типов сцен и объектов), а также AI Photo Learning (самообучение девайса фотографии), Real-time Portrait (интеллектуальная портретная съёмка в реальном времени) и, наконец, Real-time Beautification (улучшение портрета в реальном времени). Кроме того, ИИ способен анализировать профиль использования аппарата и варьировать параметры так, чтобы добиться увеличения эффективной производительности и расширить время автономной работы. Также ИИ способен «растянуть» время жизни батареи, анализируя ситуацию и, по возможности, вместо быстрой зарядки применяя медленную.

Рекомендованная розничная цена Zenfone 5 — 27 990 руб., что для топового аппарата очень хорошо.

LG анонсировал G7 ThinQ, который, как легко видеть, тоже является топовым. Искусственный интеллект в новинке акцентирован на камеру — он даже назван AI CAM — способен распознавать объекты, сцены, освещение и расстояние, на основании чего выбирать оптимальные алгоритмы для получения максимально качественного снимка. Напомним, что первой моделью корейского вендора с ИИ был LG V30S ThinQ, апробированные там идеи и технологии получили развитие в топовой новинке, например, количество распознаваемых сцен возросло вдвое. У нового аппарата есть девятнадцать режимов съемки (кроме предсказуемых «лицо» и «еда» есть более редкие «цветок», «животное», «напиток» и т.д.). Один из режимов — Super Bright, который, по заявлению компании, позволяет создавать хорошего качества снимки даже в кромешной тьме, с применением ИИ расцвечивая получаемый снимок

Рекомендованная розничная цена для российского рынка пока неизвестна.

Oppo представил россиянам смартфон F7, который является дальнейшим развитием модели F5, с которой вендор в прошлом году в очередной раз вышел на рынок РФ. F7 интересен вторым релизом программной технологии, использующей ИИ для оптимизации портретов — AI SelfieTune 2.0. Обновленная версия более точно отрабатывает распознавание лиц (теперь по 296 опорным точкам) и получила более продвинутые возможности индивидуальной обработки портретов в зависимости от пола, расы и возраста людей на них. Смартфон различает до четырех человек в кадре, добавляя каждому из них персональные улучшения селфи. ИИ будет полезен и при обработке уже сделанных снимков, систематизируя их по папкам в соответствии с изображенными на них лицами.

Рекомендованная розничная цена 22 990 руб.

Vivo также показал эволюционное развитие модели, с которой выходил на российский рынок — V7 заменяет V9. Кроме очевидного «бьютификатора» для портретов — AI Face Beauty — аппарат получил AI Selfie Lighting, оптимизирующий снимки фронтальной камерой при разных условиях освещения, AI Bokeh, действие которого очевидно из названия, и распознаватель сцен AI Scene Recognition. Как и у рассмотренных выше аппаратов, ИИ у V7, прежде всего, ориентирован на работу со снимками, но есть и возможности за пределами фото. AI Face Access с приложением App-Lock помогает защитить пользовательские данные и сохранить конфиденциальность в отдельных приложениях. AI Attention Sensing использует фронтальную камеру определения ситуации, когда абонент смотрит на дисплей — при этом не выключает подсветку и не блокирует аппарат, даже если время превысило параметры, заданные в настройках, а также на это время уменьшает громкость рингтона и уведомлений. AI Smart Engine отвечает интеллектуальное перераспределение ресурсов аппарата, что актуально для увеличения скорости эффективной работы, экономии заряда батареи и т.д.

Рекомендованная розничная цена 23 990 руб.

Huawei помимо своего флагмана (модель Р20 использует ИИ, но она находится в другом ценовом диапазоне и поэтому заслуживает отдельного рассмотрения) показал интересную новинку c AI, но выпущенную в линейке Honor. Какие именно возможности, построенные на AI, получит суб-флагман Honor 10, пока неизвестно. Однако, они у него очевидно будут — новинка получила аппаратный «нейронный процессор», предназначенный именно для задач с ИИ.

Рекомендованная розничная цена в рублях в настоящее время не объявлена.

Xiaomi представил в этой же категории Mi 6X, но аппарат, также получивший ИИ-возможности, пока доступен для китайского рынка. Подробностей о деталях, связанных с использованием ИИ для задач абонента, пока нет.

Рекомендованная розничная цена для российского рынка пока неизвестна.

Напомним, что ИИ есть и у двух доступных на рынке флагманских устройств — Samsung Galaxy S9 и Huawei P20 — но эти девайсы заслуживают отдельного рассмотрения и, что важно в контексте статьи, находятся совершенно в другой ценовой категории, чем перечисленные выше новинки весны.

ИИ и ритейл

Могут ли стать решающей мотивацией к покупке аппарата рассмотренные выше «фишки» смартфонов? Вряд ли. Во всяком случае, пока предустановленный софт не являлся решающим фактором в принятии решения о покупке смартфона. Ситуация меняется — наличие фирменных «нейропроцессоров» вполне может придать устройствам одного производителя возможности, недоступные на девайсах другого вендора — но вряд ли это заметил массовый потребитель.

Более того, большинству абонентов совершенно безразлично наличие AI в практическом плане. Согласитесь, для снимающего нет особой разницы, работает ли программный «улучшайзер» для селфи с использованием AI или применяет старые добрые алгоритмы, только несколько оптимизированные. Конечно, AI может быть самообучаемым и это важная особенность. Но какие из перечисленных смартфонов поддерживают machine learning, а какие нет, и насколько сильно возможно изменение практически значимого результата по итогам «самообучения» каждого отдельного смартфона — ответы на эти вопросы весьма непросты теоретически и пока совершенно непонятны в практическом плане.

Однако хайп вокруг ИИ настолько силен и заметен массовым абонентам, что оказываясь перед выбором «традиционный смартфон или модель с ИИ», большинство выберет последний вариант хотя бы потому, что это модно. Заметим, что рассмотренные нами модели — среднего ценового диапазона, то есть ориентированные на широкие массы пользователей.

Итак, существует приятная для продавцов ситуация, когда ряд перечисленных моделей получают понятное и, главное, модное отличие! Появились аппараты, имеющие очевидное отличие, которое позволяет им выделяться — а, значит, и успешно конкурировать — как с noname-устройствами, так и с топ-моделями прошлых сезонов, отличаясь модной «фишкой» и от тех, и от других. И этим, безусловно, может воспользоваться ритейл для ряда маркетинговых активностей.

За пределами смартфонов

Разумеется, практическое применение ИИ много шире, чем использование в смартфонах. Аналитики ожидают, как мы отмечали, что ИИ станет драйверов всей индустрии. Но для канала они важны именно в смартфонах. Возможности искусственного интеллекта, реализованные в смартфонах, понятны для абонента, в то время как в других областях преимущества ИИ зачастую оказываются совершенно «прозрачны» для массового пользователя. Искусственный интеллект активно используют, например, антивирусы, которые тоже способны обучаться для распознавания атак и противодействия им — но эта сторона применения ИИ, в большинстве случаев, оказывается для пользователей совсем «прозрачной».

Инструменты с элементами ИИ активно используют корпоративные пользователи, причем уже не первый квартал. Соответствующие инструменты уже существуют и находят применения для самых разных прикладных задач корпоративного рынка. Без ИИ, например, невозможно обрабатывать даже имеющиеся объемы BigData. Традиционные методы анализа, разумеется, применимы к «Большим данным», но для получения значимой информации для бизнеса в сжатые сроки уже остро необходимы ИИ-системы, хотя бы способные самообучаться. Но это уже совсем другая история, актуальная, но для канала менее интересная. Соответствующие инструменты редкие, да еще требующие мощной экспертизы при выборе и, возможно, помощи при внедрении, а поэтому совсем не «коробочные». Их реализация зачастую приходятся за пределами канала, но канал вполне может сосредоточиться на массовом коробочном продукте, имеющем «на борту» ИИ — на смартфонах.

Источник: Редакционный материал