30 мая 2018 г.

На рынок возвращаются «таблетки», которые успели побывать как самым переоцененным, так и недооцененным классом устройств. Сегмент продолжает развитие, в нем меняются лидеры, появляются новые платформы и происходит много другого разного & интересного.

Сегменты в цифрах

По свежим данным IDC рынок планшетов в натуральном выражении в 1 квартале 2018 г. сократился на 11,7% по сравнению с 2017 г. За первые три месяца года было реализовано 31,7 млн. устройств.

Заметим, что продажи планшетов огромны! Традиционных ПК в первом квартале было реализовано 60,4 млн., по данным IDC, которая учитывала продажи десктопов, ноутбуков и рабочих станций, но без учета х86-серверов и упомянутых планшетов. Напомним, что рынок компьютеров продолжает падение четырнадцать кварталов, однако цифры спада не столь драматичные, как у «таблеток», а результаты первого квартала, когда достигнута стагнация по сравнению квартал-к-кварталу, можно считать успехом — в этом году аналитики прогнозировали 1,5% падение сегмента.

Продажи смартфонов в первом квартале тоже показали падение — на 2,9%. Квартальный объем глобального рынка составил астрономические 334,3 млн. штук. Это тревожный сигнал для сегмента, который год за годом только рос, впервые в истории показал слабое падение за прошлый год — всего на 0,1%, по данным IDC — но показывает крайне быстрое нарастание отрицательной динамики.

Итак, сегодня нездоровится всем сегментам рынка цифровых устройств, планшеты тут не исключение. Объемы продаж «таблеток» огромны, их поставки вполне сравнимы с продажами традиционных ПК, за квартал планшетов продано меньше лишь вдвое. Кроме того, в сегменте происходят хитрые внутренние изменения, о которых мы сейчас и поговорим.

Планшеты: традиционные и трансформеры

Традиционные профили применения планшетов — между ноутбуками и смартфонами, но ближе к последним. До недавнего времени планшеты были устройствами для потребления контента, за счет крупного экрана более удобными, чем смартфон, но по той же причине несколько менее мобильными. По данным исследования Huawei, пик использования планшетов приходится на нерабочее время — после 7-8 часов вечера, когда люди смотрят кино, читают с экрана, просматривают социальные сети и т.д. Очевидно, для всех этих задач производительности планшета достаточно, крупный экран является преимуществом, а использовать ноутбук не всегда удобно — мобильный компьютер крупнее, тяжелее, да еще и одним своим видом о рабочих задачах напоминает.

Рост диагоналей экранов у смартфонов привел к уменьшению популярности планшетов. Всегда проще использовать одно устройство вместо двух, а в большинстве случаев смартфона достаточно даже для просмотра фильмов или для ознакомления с электронной почтой. Давление смартфонов на планшеты стало заметным сразу после появления фаблетов, даже когда такие устройства были нишевыми.

Сегодня популярность крупного экрана продолжает расти. По данным сети «Связной», сегмент фаблетов на всем российском рынке за первый квартал этого года вырос на 36% в натуральном выражении квартал-к-кварталу, но в прошлом году динамика была еще более впечатляющей — +48% год-к-году. Крупный экран становится нормой во всех ценовых диапазонах смартфонов, эксперты «Связного» отмечают, что пятидюймовый экран стал стандартным для смартфонов. Топовые модели с прошлого года по диагоналям приближаются к шести дюймам. По сути, мы видим продолжение знакомой истории: под давлением фаблетов, с одной стороны, а ноутбуков — c другой, сегмент «таблеток» сжимается со страшной скоростью на 10% в квартал.

Но планшеты бывают очень разными. На фоне огромного общего падения (-11,7%) всего сегмента мы видим приятный рост одного из подсегментов: «планшеты-с-клавиатурами» показали рост: +2,9%! Очевидно, они увеличивают долю в сегменте планшетов, доведя ее до 15,3%, по данным IDC. Теоретически к любому планшету можно добавить аппаратную клавиатуру, но все же вендоры в штатную комплектацию ее включают обычно только для наиболее продвинутых моделей — Apple iPad Pro, Microsoft Surface и т.д. Если провести внутреннюю сегментацию, то квартальные продажи планшетов с клавиатурами выросли на 2,9%, а традиционных таблеток — просели на 13,9%. Акцент на модели «с клавиатурами» особенно хорошо виден на примере Apple. За квартал Apple поставила 9,1 млн. единиц разных моделей, но из них «оклавиатуренных» iPad Pro, — 1,8 млн. штук, т.е. 19,8%, что заметно выше соответствующего усредненного показателя по рынку, который, напомним, составляет 15,3%.

Общие моменты

Как видно, хоронить планшеты пока рано. Сегмент, конечно, чувствует себя не лучшим образом, но он огромен, различные его области показывают как предсказуемое падение, так и отрадный рост. Производители ведут активную борьбу в этом сегменте, что подтверждает наш тезис о значимости «таблеток» для глобального ИТ-рынка.

На глобальном рынке к трем платформам планшетов — Apple iOS, Google Andriod и Microsoft Windows — добавилась еще одна: Google Chrome OS. Последняя платформа набирает обороты в глобальном масштабе, особенно в сфере образования, но на российском рынке пока не востребована. А вот происходящее в других платформах представляет очевидный интерес для российского ритейла.

Чтобы понять происходящее в сегменте до деталей, значимых для ритейла, нам придется рассмотреть планшеты, являющиеся новинками этого полугодия. Их немного, но из-за ограничений в объеме материала мы рассмотрим наиболее интересные и значимые.

Новые модели: Apple

Apple — бесспорный лидер сегмента планшетов, поэтому с его действий мы и начнем рассмотрение изменений в продуктовой линейке. Однако у лидера минимальные изменения в этом сезоне, компания лишь представила бюджетный iPad. Новинка получила весьма приличную начинку, интересна поддержкой технологии дополненной реальности (разумеется, эппловой ARKit) и стилуса Apple Pencil. Но так как решение ориентировано на сегмент образования, то для российского рынка оно значения не имеет, да и на общие тренды рынка мирового, как показали итоги первого квартала.

Лето начнется с Worldwide Developers Conference 2018, ежегодного мероприятия Apple для разработчиков, на котором по традиции показывают ключевые новинки. Приглашения на WWDC 2018 уже разосланы, мероприятие пройдет 4-10 июня в Сан-Хосе, Калифорния. На WWDC ждут, в частности, анонса iPad с диагоналями экранов 11 и 12,9 дюймов, а также ряд обновлений ПО. В частности, предполагают выход iOS 12, в которой будут новый дизайн рабочего стола, возможность запуска одного и того же приложения в режиме SplitView, появление вкладок внутри приложений (по аналогии с интерфейсом macOS) и т.д. Разумеется, Apple по традиции не раскрывает детали до анонса, поэтому остается только «ждать» и «предполагать». Однако, учитывая процессы на рынке планшетов, можно предположить, что акценты будут сделаны именно на pro-версии iPad и дополнительных функциях для серьезной работы, а не только на возможностях потреблении контента.

Мгновенного влияния на рынок показанное на WWDC не окажет — соответствующие продукты могут появляться до конца года. Однако действия Apple уже вызвали отклик рынка — в ответ на выпуск версии iPad для системы образования Microsoft объявила о намерениях выпустить бюджетную модель Sufrace, ориентированную на тот же сегмент.

Новые модели: Windows

Microsoft, как сообщает Bloomberg, планирует во второй половине года выпустить «Surface-лайт» — бюджетный вариант планшета-компьютера под управлением Windows 10 Pro. Предполагают, что у новинки будет 10-дюймовый экран, благодаря чему она будет компактней и легче моделей Surface Pro, но время автономной работы окажется в районе 9 часов — хотя и меньшим, чем у старших решений, но все же достаточным для полного рабочего дня. Если Surface Pro ориентированы на требовательных пользователей, то «Surface-лайт», очевидно, предназначен для пользователей с более легкими задачами, включая школьников и студентов. Однако наличие Pro-версии Windows 10 — если, конечно, таковая будет присутствовать — расширит применение новинки, делая ее актуальной и для корпоративных заказчиков.

Напомним, что согласно отчету Microsoft за 1 квартал этого года (который совпадает с третьим кварталом финансового года корпорации) направление Surface демонстрировало бурный рост — его доход вырос на 32% год к году, при этом рост квартального дохода корпорации составляет 16%. Вклад Surface, доход от которого составил 1,1 млрд долл. в общую «копилку достижений» корпорации, которая получила за квартал 26,8 млрд. долл, относительно невелик. Но хочется надеяться, что опережающий рост, возможно, заставит Microsoft сделать акцент на этом направлении, активизировать выпуск новых моделей и вывести эти товары на новые рынки, включая российский, где, Surface все еще не представлен. Но, может быть, Microsoft так поступать и не будет — ведь на российском рынке в изобилии представлены планшеты и трансформеры на Windows 10, созданные партнерами корпорации, с которыми она конкурировать, по понятной причине, не желает.

Совместно с партнерами Microsoft работает над разными интересными решениями и новыми платформами. К последним относятся, например, решения нового типа, выполненные согласно концепции Always Connected PC на ARM-процессорах.

Заметим, что в этой концепции можно создавать и ноутбуки традиционных форм-факторов, например, как Asus NovaGo. Это решение по весьма щадящей цене в шестьсот долларов представляет собой традиционный ноутбук с FullHD-экраном с диагональю 13,3 дюйма и общим весом 1,39 кг. Ноутбук построен на Qualcomm Snapdragon 835 и интересен огромным временем автономной работы — по заявлению производителя оно составляет 22 часа в режиме просмотра видео!

Однако, новая концепция все же требует новых форм-факторов, к чему чутко отнеслась, например, HP. Корпорация представляет Always Connected PC в гибридном форм-факторе, модель гармонично вписана в линейку интересующих нас устройств, а спектр соответствующих предложений у НР наиболее широк.

HP принимает с начала весны предварительные заказы на HP Envy x2, гибридный планшет со съемной клавиатурой, построенный в концепции Always Connected PC. Девайс интересен ARM-процессором — им стал Qualcomm Snapdragon 835 — но при этом работает под управлением Windows 10. Изначально предустановлена Windows 10 S, но доступен бесплатный апгрейд до Windows 10 Pro. Система с FullHD-дисплеем диагонали 12,3 дюйма интересна наличием стилуса в комплекте и длительным временем автономной работы.

В апреле НР обновила линейку ноутбуков-трансформеров Pavilion x360. Напомним, что устройства под брендом Pavilion корпорация ориентирует на частных пользователей. Новые модели представлены в версиях с диагоналями дисплеев 14 и 15,6 дюймов, но при этом новинки несколько меньше по сравнению с предшественниками благодаря уменьшенным рамкам вокруг дисплея. Ноутбуки, разумеется, стали мощнее предшественников — теперь они получили процессоры Intel Core U-серии восьмого поколения — а также интересны наличием аудиорешений от B&O Play, поддержкой USB 3.1 Type-C и опциональным сканером отпечатков пальцев.

Корпорация начала продажи на российском рынке Spectre x360 15 (на фото — слева вверху) — одного из мощнейших ноутбуков-трансформеров. Модель построена на топовых процессорах Intel и снабжена дискретной графикой, что редкость для трансформеров. HP Spectre x360 15 доступен в двух конфигурациях (с Core i7 8705G и графикой Radeon RX Vega M или с Core i7-8550U и графикой Nvidia GeForce MX 150), дисплей с разрешением UltraHD, есть поддержка пера HP Tilt Pen. Приятно, что девайс помещен в корпус премиального дизайна — Dark Ash Silver с элегантными медными вставками

Более того, в апреле корпорация объявила о выпуске рабочей станции в корпусе-трансформере! HP ZBook Studio x360 построен, разумеется, на платформе Intel, может использовать как топовые Core i5 и i7, так и процессоры Xeon. Как и полагается рабочей станции, дискретная графика на Nvidia — причем это Quadro P1000 — и подчеркнуто мощная конфигурация памяти (до 32 Гб оперативной памяти и до 4 Тб на PCIe-накопителях). Важно: UltraHD-дисплей с диагональю 15,5 дюйма поддерживает работу со стилусом Wacom AES, распознающим 4000 уровней нажатия. При этом время автономной работы, декларируемое вендором, достигает 16 часов.

Panasonic представил интересное решение в профессиональной Tough-серии, которая предназначена для сотрудников, работа которых требует оборудования, способного выдержать перепад температур, влагу, пыль, удары, вибрации и прочие неблагоприятные условия. Семидюймовый планшет Toughpad FZ-M1, построенный на платформе Inel, отвечает таким требованиям, но особо интересен встроенной тепловизионной камерой FLIR Lepton. Камера с сенсором 160×120 пикселей позволяет отображать диапазон температур от −20 до 400 градусов Цельсия. Полученные снимки позволяют оперативно выявлять проблемные места на устройствах и механизмах — где идет перегрев, нарушена гидроизоляция, идут структурные нарушения и т.д.

Lenovo тоже представляет очень широкий спектр трансформеров. В частности, на Mobile World Congress были представлены системы Yoga 730 и 530. Старшая модель-трансформер является конкурентом для рассмотренного выше НР Spectre x360 15. Lenovo Yoga 730, построенная на процессорах Intel Core (до i7, включительно), может быть поставлена с дисплеями диагонали 13 или 15 дюймов, причем разрешение может достигать UltraHD. 15-дюймовая модель снабжена дискретной графикой (Nvidia GeForce GTX 1050). Ноутбук может работать со стилусом Lenovo Active Pen 2, что расширяет спектр профилей использования устройства. Yoga 530 — 14-дюймовый ноутбук-«перевертыш», который получил конфигурацию попроще, зато и цену пониже.

Несколько позже — с середины марта — стали доступны модели-трансформеры в линейке ThinkPad: X1 Yoga, X380 Yoga и L380 Yoga. Как и другие решения в линейке ThinkPad, новинки относятся к верхнему ценовому сегменту, имеют топовые характеристики и ориентированы на требовательных ультрамобильных пользователей.

Недавно компания раскрыла информацию о выходе в ближайшее время Lenovo Tablet 10 (на фото — справа вверху) — гибридного мобильного компьютера, работающего под управлением Winodws 10, получившего отсоединяемую аппаратную клавиатуру и стилус. Система построена на Intel Celeron, получила дисплей с диагональю 10,1 дюйма, который может быть как HD (1280×800), так и FullHD (1920×1200). Правда, точные сроки начала поставок и рекомендованная розничная цена пока не названы.

Dell также представляет ряд решений, ориентированных на «требовательных & ультрамобильных». Например, трансформер XPS 15, который при анонсе на январской CES в Лас-Вегасе был, по заявлению производителя, самым мощным решением в своем классе. Систему вендор строил на процессорах Intel Core восьмого поколения со встроенной графикой AMD Radeon RX Vega M. Из интересного — возможность выбора экрана с разным разрешением (доступно UltraHD и FullHD), что влияет не только на цену, но и на время автономной работы (соответственно, до 9 и до 12 часов, по данным производителя). Любопытно, что Dell не стал устанавливать в эту модель полноразмерные порты USB и HDMI, зато предусмотрел аж 4 USB Type-C.

Asus в интересующем нас сегменте представил TransBook Mini T103HAF — гибридный планшет с дисплеем 10,1 дюйма, построенный на Intel Atom x5-Z8350, то есть, по сути, являющийся нетбуком нового поколения. Система интересна WXGA-разрешением экрана (1280×800 пикселей) и малым весом — 620 грамм, а вместе с клавиатурой всего на двести грамм больше. Система работает под управлением Windows 10 Home, рекомендованная розничная цена в рублях пока неизвестна.

Новые модели Chrome OS

HP показал «первый гибридный хромбук» — Chromebook X2. Этот ноутбук особенно интересен дисплеем, который при диагонали 12,3 дюйма получил прекрасное разрешение Quad HD (2400×1600 пикселей). Правда, новинка должна появиться на полках только в начале лета.

Acer тоже стал пионером, представив первый «чистый планшет» на платформе Chrome, которым стал Chromebook Tab 10. Устройство не комплектуют клавиатурой, но поставляют с штатными стилусом Wacom EMR, который прекрасно подходит для рисования на экране и создания рукописных заметок на «таблетке». Из приятных особенностей этого планшета — возможность запуска приложений для Android, наличие USB 3.1 Type-C и поддержка современного стандарта Bluetooth — 4.1. Однако, о перспективах появления этой новинки на российском рынке данных нет, да и рынок к ней не готов — спрос на системы под Chrome OS отсутствует.

Google, вопреки ожиданиям рынка, ничего нового в этом сегменте не представил. Для ожиданий, заметим, были все основания: объявляя о сворачивании продаж Pixel C, «эталонного планшета» с клавиатурой, корпорация Google рекомендовала пользователям обратить внимание на ноутбук-трансформер Pixelbook. Новинка была представлена осенью, для ее замены время еще не пришло, но расширение данного сегмента было бы вполне логичным шагом, однако новых моделей показано не было.

Однако в начале мая Google сделал одно важное объявление, способное поднять интерес к платформе Chrome OS на новый уровень: Pixelbook первым получит возможность запускать linux-приложения на виртуальной машине Debian. Это поднимает функциональность платформы на новый уровень и, возможно, привлечет к ней внимание новых пользователей, хотя пока непонятно, какие системы на Chrome OS получат такую возможность и как быстро это произойдет.

Новые модели: Android

Huawei в данном сегменте — основной ньюсмейкер для российского рынка. Ударная новость этой весны — выход на российский рынок Huawei MediaPad M5. Заметим, что М5 — это 3 модели планшетов, от бюджетных и рассчитанных на массового пользователя до дорогих и предназначенных для пользователей требовательных, которым нужны новейшие функции. Но все модели получили экраны с разрешением 2К, закрытые защитными стеклами с 2.5D-краями и поддерживающие технологии ClariVu 5.0 (для улучшения детализации и увеличения динамического диапазона) и режим Eye Comfort (предотвращает утомление глаз при работе с планшетом вечером и ночью), цельнометаллические корпуса, аудиосистемы с динамиками Harman-Kardon, обеспечивающими воспроизведение Hi-Res-аудио, а также технологией быстрой зарядки Huawei QuickCharge. Из прочих особенностей отметим наличие основной камеры с разрешением 13 Мпикс и автофокусом, а также фронтальной с сенсором 8 Мпикс. Работают новинки под Android, поверх которого установлена фирменная оболочка EMUI.

«Обычный» М5 доступен с экранами диагонали 8,4 и 10,8 дюйма, но есть еще и модификация MediaPad М5 Pro (на фото — слева внизу). Модель с индексом «Pro» существует только с дисплеем 10,8 дюйма, получила разъем Pogo Pins, позволяющие подключать опциональную внешнюю клавиатуру, и может работать со стилусом М-Рen. Интересно, что Android 8.0, установленный на MediaPad М5 Pro, благодаря наличию фирменных «фишек» от вендора получил обновленную навигацию, которая ближе к хорошо знакомой по ПК, чем традиционной у планшетов. В частности, на экране присутствует панель задач с запущенными приложениями, а доступ к файлам для отправки и редактирования упрощен. По сути, мы получаем гибридный ноутбук, но использующий Android вместо Windows и обладающий целым рядом преимуществ, в частности, малым весом, продвинутым графическим интерфейсом и большим временем работы «в режиме ожидания», которое может достигать 50 дней, по заявлению производителя.

Alcatel показал планшет 1Т (на фото — справа внизу), интересный низкой ценой — по заявлению компании, на момент анонса это была одна из самых доступных «таблеток» на Android 8.1 Oreo — и наличием штатного чехла со встроенной аппаратной Bluetooth-клавиатурой у старшей модели с 10-дюймовым дисплеем (младшая — дисплей восемь дюймов, клавиатуры, разумеется, нет). Ориентировочная цена у 10-дюймового Alcatel 1T с клавиатурой, который обещали вывести на рынок во втором квартале, должна составлять около 100 евро (младшая модель — около 80 евро). Остальные параметры у него достаточно бюджетные — платформа MediaTek, всего гигабайт оперативной памяти, фронтальная камера с VGA-сенсором (где они только берут такие сенсоры, неужели их еще производят!?) и т.д. — для такой цены это неплохо, но по современным меркам довольно скромно. Напомним, что бренд Alcatel принадлежит китайской TCL Communication, но «ДНК-бренда» по-прежнему предусматривает предложение рынку решений доступных по ценам, но трендовых.

Samsung представляет широкий спектр великолепных android-планшетов — причем для некоторых есть фирменные чехлы с аппаратными клавиатурами, что делает их лобовыми конкурентами рассмотренных выше моделей Huawei и Alcael — но в этом году пока значимых новинок корейская корпорация в сегменте «таблеток» не представила. Предполагают, что в ближайшее время на рынке появится топовый планшет Galaxy Tab S4, который будет весьма интересным — процессор Qualcomm Snapdragon 835, графический ускоритель Adreno 540, дисплей с диагональю 10,5 дюйма и разрешением 2560×1600 пикселов, тыльная 12-мегапиксельная камера и фронтальная 8-мегапиксельная — но официального подтверждения эта информация пока не получила.

Xiaomi значимых новинок на рынке планшетов в этом полугодии не показал, но, вполне возможно, в ближайшее время исправит ситуацию. Пресса публикует данные из утечек о планируемом выходе Mi Pad 4, современного планшета на платформе Qualcomm, использующего процессор Snapdragon 660, с графическим контроллером Adreno 512 и сотовым модемом X12 LTE, поддерживающим скоростью передачи данных до 600 Мбит/с, а также с дисплеем неизвестной диагонали, но с плотностью точек с 320 dpi. Однако официально компания не подтверждает эти слухи, но и не опровергает их.

Digma, один из немногих локальных вендоров, представляющих планшеты, недавно анонсировала Plane 7565N 3G — семидюймовую «таблетку», собственный аккумулятор которого емкостью 4100 мАч может быть использован в качестве power bank для подзарядки других устройств, подключение которых облегчает полноразмерный USB-порт.

Google своими действиями на данный сегмент рынок оказывала, скорее, отрицательное воздействие. В самом конце прошлого года корпорация прекратила продажи «эталонного планшета» Pixel C — который, как мы помним, a-la Microsoft Surface, был оснащен аппаратной клавиатурой в виде чехла. Решение было логичным — хотя Pixel C был весьма интересной моделью, он был представлен довольно давно — осенью 2015 года, так что его уход с рынка был предсказуем. Но все ожидали появления модели на замену С, однако, этого не произошло, что, возможно, несколько снизило интерес к данному сегменту со стороны других игроков рынка и части пользователей.

Однако если Google в финальной версии Android P все же добавит нативную поддержку HID (Human Interface Device), что даст возможность гаджетам, работающим под управлением этой операционной системы, взаимодействовать по bluetooth-интерфейсу с клавиатурами и мышами, то будет привлечено дополнительное внимание к применению планшетов в качестве альтернативы легким ноутбукам — «гибридам» и трансформером. Это, разумеется, послужит катализатором для всего сегмента. Однако, будет ли поддержка HID в финальной версии Android P, мы узнаем не раньше лета, когда появится публичный релиз и начнется обновление устройств.

Что это значит для ритейла

Как видно, сегмент вполне живой и динамичный, новинок много. И диапазон их широк — от «оклавиатуренных» массовых моделей по цене в 100 евро до рабочих станций (!) в форм-факторе трансформера. Важно, что много интересных решений, в которых вендоры реализовали значимые для пользователя новые функции. Сегодня под планшетами следует понимать как традиционные таблетки, так и, что важнее, системы с отсоединяемыми клавиатурами (иногда их называют гибридными) и трансформеры. Традиционные планшеты с небольшими диагоналями выходят из моды, зато популярность крупных планшетов и "гибридов«/трансформеров быстро растет.

Если в сегменте Apple у «таблеток» пока относительное затишье, а сегмент планшетов на Chrome OS только зарождается, но в сегментах Android и Windows происходит отрадное расширение и обновление модельного ряда. Причем на первом месте по динамике явно решения на платформе Microsoft.

Российскому ритейлу следует активно продвигать планшеты, особенно трансформеры. В большинстве случаев такие системы представляют интерес, в первую очередь, для ультрамобильных и требовательных пользователей. Покупки современных планшетов, «гибридов» и трансформеров — а эти товары достаточно дороги — позитивно отражается на обороте и прибыли розничных точек, а покупатели этих позиций с высокой вероятностью приобретут и другие товары. Кроме того, мобильные да требовательные часто являются «opinion leaders», то есть способны привлечь людей из своего окружения как к новым типам устройств, так и к вашим точкам продаж.

Источник: Редакционный материал