13 июня 2018 г.

Реальные роботы пока ещё не доросли до высочайшей планки интеллекта, заданной десятками тысяч фантастических произведений и фильмов. Однако для любой задачи, которая требует кропотливого исполнения множества рутинных процедур, роботы уже становятся незаменимы. Причём активнее и успешнее прочих развиваются сегодня программные роботы, или попросту боты.

Особенно обширное поле для роботизации представляет собой финансовая и операционная деятельность. И именно таким приложениям программных интеллектуальных систем была посвящена конференции «Роботизация в финансовом блоке», которую провёл в Москве 5-го июня информационно-аналитический проект Digital Enterprise при поддержке компании ABBYY.

На конференцию собрались более полусотни представителей различных сфер российской экономики: энергетической, нефтегазовой, банковской, ритейла, телекоммуникационной. Открывая мероприятие, директор департамента корпоративных продаж ABBYY Россия Александра Яковлева упомянула о том, что ежегодно при помощи технологий только этой компании обрабатывается около 125 млн страниц документов — прежде всего, бухгалтерской первичной документации.

В известном смысле нынешние программные боты — прямые наследники макросов, применявшихся для автоматизации рутинных процедур в документообороте ещё на заре эпохи широкой компьютеризации делопроизводства. Однако актуальная сегодня роботизированная автоматизация процессов (Robotic Process Automation, RPA) разительно отличается от безыскусного повторения действий, однажды произведённых на экране компьютера человеком.

Эффективнее всего RPA проявляет себя в связке с технологиями интеллектуальной обработки информации; в частности, с извлечением данных из структурированных и неструктурированных документов. Применение ботов в бухгалтерском учёте позволяет, по данным Digital Enterprise, автоматизировать до 90% ручных операций, впятеро увеличить скорость обработки документов, втрое меньше времени тратить на закрытие расчётного периода и вдвое снизить затраты на обработку бухгалтерских документов в целом.

На конференции «Роботизация в финансовом блоке» выступили с докладами представители крупных аналитических агентств, разработчиков систем роботизированной автоматизации, а также компаний, уже получивших опыт интеграции RPA-решений в свои бизнес-процессы. Так, Илья Лукин, менеджер по роботизации бизнес-процессов PwC Россия, привёл следующую оценку своих специалистов: в перспективе будут заменены роботами 99,0% продавцов по телефону, 97,6% финансовых аналитиков, 95,9% бухгалтеров-операционистов и даже 95,3% ведущих бухгалтеров. Уже сегодня внедрение RPA в среднем обеспечивает сокращение затрат на 35-65% во внутренних процессах и 10-30% во внешних — причём всего за 6-9 месяцев.

Преимущества RPA, на которых акцентируют внимание исследователи PwC, — это скорость работы, снижение затрат, безопасность, масштабируемость, скорость внедрения, качество, гибкость настроек — и даже развитие персонала. Имеется в виду переключение людей на более сложные, действительно интеллектуальные задачи, решать которые искусственному интеллекту в его нынешнем состоянии либо вовсе не под силу, либо выходит чересчур затратно.

В 2016 г. глобальный объём рынка RPA составлял 217 млн долл., а уже к 2021 г. аналитики HfS Research Ltd. предрекают его рост до 1 млрд 224 млн. В России суммарный объем лицензионного внедрения RPA по состоянию на конец 2017 г. не превысил одной тысячи проектов, — об этом рассказал Николай Легкодимов, руководитель группы консультирования по перспективным технологиям KPMG Россия и СНГ.

Цели роботизированной автоматизации прозрачны: сокращение издержек, сведение к минимуму спровоцированных человеческим фактором ошибок, рост удовлетворённости клиентов. Интересно, что на фоне обширных перспектив для внедрения роботизации, очевидных для аналитиков и капитанов бизнеса, 74% россиян — наёмных работников, по данных ВЦИОМ, убеждены, что ещё не созданы роботы, которые в обозримом будущем смогли бы их заменить.

Светлана Архипкина, исполнительный директор по продажам и региональный менеджер UiPath, рассказала об опыте своей компании в построении RPA-платформ. В частности, одна из крупнейших финансовых и банковских компаний Японии SMBC/SMFG выбрала для интеллектуальной автоматизации своих внутренних процессов в 2017 г. именно платформу UiPath. В результате только за год и всего на 250 операциях удалось сэкономить 650 тыс. часов рабочего времени живых сотрудников — а уже в среднесрочной перспективе эта экономия достигнет 3 млн часов и более 1 млрд долл.

Крайне увлекательными оказались примеры практического внедрения RPA-решений. В частности, в МОЭК теперь вся финансовая документация поступает в бухгалтерию компании только в электронном виде, а расходы на обработку данных сократились втрое. Не менее впечатляющую историю успеха привели представители СИБУР, — они рассказали о цифровой трансформации своего общего центра обслуживания, а также о роботизации процессов командирования (около 1 тыс. подлежащих роботизации шагов; перечисление суточных и обработка авансовых отчётов; срок внедрения — 9 месяцев; экономия — 8 FTE) и верификации первичных документов по закупкам (250 тыс. документов в год; внедрение — те же 9 месяцев; оптимизация — уже 50 FTE).

Источник: Максим Белоус, для crn.ru