28 июня 2018 г.

PayPal совместно с компанией Data Insight представили результаты исследования «Онлайн экономика в России: как жители больших, средних и малых городов покупают, продают и платят в Сети», которые показывают, что онлайн-экономика растет по всей стране.

При этом отмечается, что более половины российских интернет-пользователей хотя бы раз за последний год покупали в интернете товары (65%), оплачивали в онлайне товары и услуги (55%), использовали денежные онлайн-переводы (54%). Онлайн-покупки становятся все более разнообразными и по типам площадок, на которых они совершаются, и по географии продавцов. Это не только заказы в обычных интернет-магазинах (54% опрошенных), но и покупки через маркетплейсы (например, eBay) (17%), сервисы объявлений (21%), социальные сети (11%). 40% опрошенных совершали онлайн-покупки за пределами классических интернет-магазинов хотя бы раз за последний год.

Быстро растет доля тех, кто покупает и в России, и за рубежом: с 12% до 19% от всех опрошенных за год. А вот количество тех, кто покупает только в российских интернет-магазинах или только в зарубежных интернет-магазинах, остается стабильным (20% в 2017 г., 21% в 2018 г. и 13% в 2017 г., 15% в 2018 г. — соответственно).

Проникновение онлайн-торговли увеличивается быстрее всего среди интернет-пользователей из малых городов, поселков и сел: за последний год доля онлайн-покупателей в крупных и средних городах выросла на 7 процентных пунктов, а в остальной России — на 9 процентных пунктов. Отставание небольших населенных пунктов от крупнейших городов страны по доле онлайн-покупателей в интернет-аудитории составляет 2 года.

Главный стимул, побуждающий россиян выбирать онлайн-покупку — удобство поиска и сравнения товаров. За ним следуют низкие цены и возможность сэкономить, а также экономия времени (и это единственный фактор, значимость которого заметно выросла за год — с 15% до 18%). Распределение этих факторов по значимости среди жителей мегаполисов, средних городов и малых населенных пунктов одинаковое.

72% покупателей отметили, что за последние три месяца у них были случаи, когда они «собирались сделать покупку в интернете, но в итоге не сделали заказ». Самая популярная категория, на которую в сумме приходится 37% всех отказов от размещения заказа, — это причины, связанные с самим покупателем: например, передумал и решил, что обойдется без покупки, или в тот момент не было денег на эту покупку, или покупатель решил купить этот или похожий товар в обычном магазине.

Остальные 63% отказов от размещения заказа связаны или с товаром (28%), или с магазином (24%), или — существенно реже — с сайтом (11%). Самые значимые причины отказа из-за товара — это плохие отзывы о товаре или появившееся после более детального изучения товара понимание, что он не подходит по своим характеристикам. Основные претензии к магазину, из-за которых отказываются от размещения заказа, — это или стоимость, или сроки доставки.

А вот на обратный вопрос «что может повлиять на их решение в пользу покупки, когда они думают делать заказ в интернет-магазине или нет» самый популярный ответ — наличие бесплатной доставки. Его указали 59% опрошенных. На втором месте — хорошие и честные отзывы (51%). На третьем месте с 35% — скидка в 5% за онлайн-предоплату. И такое предложение нравится опрошенным больше, чем «скидка в 15% за „просто так“», которое выбрали только 29%.

14% онлайн-пользователей (что в 1,5 раза больше, чем год назад) заявили, что уже вообще не использует или почти не использует наличные. Безналичные способы оплаты набирают популярность даже в малых населенных пунктах — там в среднем 51% средств на текущие расходы приходится на безналичные форматы (а в мегаполисах — 58%).

В мегаполисах на 8 процентных пунктов больше доля людей, отправляющих онлайн-переводы, но при этом в два раза больше доля тех, кто делает это каждую неделю. С помощью онлайн-переводов жители городов-миллионников делают подарки, благотворительные взносы, дают деньги в долг. А за пределами больших и средних городов онлайн-переводы — это в первую очередь разовые отправки денег родственникам.

Использование интернета для заработка также типичнее для мегаполисов — 16% опрошенных предлагали или оказывали услуги через интернет. Даже в небольших городах таких 13% — а вот доля онлайн-продавцов товаров в них в 2 раза ниже, чем в больших городах.

Вне больших городов страхи, связанные с онлайн-платежами, все еще сильно выражены, при этом конкретных оснований они под собой не имеют: велико общее ощущение рискованности платежей (33% в больших городах, при этом 41% в средних и 38% в малых), но слабы конкретные опасения, например, долгого или трудного возврата денег (15% в средних городах, 16% в малых).

Источник: Редакционный материал