Новость этого лета, однозначно, выход «Яндекс.Станции» с «Алисой», о чем CRN/RE писал. Мы отмечали, что в современных условиях встроенные «голосовые помощники» — приятная «фишка» для девайса, способная привлечь лишь немногочисленную нишевую аудиторию. Потенциал, открываемый возможностями голосового общения с бытовыми системами, будет раскрыт в сочетании с «умным домом», в котором присутствуют многочисленные IoT-устройства, а это, как мы считали, произойдет нескоро. Однако реальность превзошла ожидания.

Наиболее зрелищно, конечно же, появление «Станции» в люксовом исполнении, выполненное компанией Caviar. Доступны три варианта, по ценам 99, 149 и 299 тыс.руб, соответственно. В самом «бюджетном» варианте корпус «Станции» дополнен объемными золотыми элементами: двуглавым орлом и табличкой со строками гимна. Промежуточный (на фото) — корпус полностью покрыт золотым «кружевным» узором, причем также с орлом и цитатой. Третий, наиболее дорогой вариант декорирован золотом и малахитом. Заказчикам люксовые «Станции» обещают к октябрю, причем представители Caviar отмечают, что стоимость решений может и измениться. Конечно, богато декорированные колонки не будут массовым продуктом, но их анонс демонстрирует уверенность Caviar в востребованности подобных решений даже в luxury-сегменте.

«Умный дом»

Гораздо интересней уже расширяющиеся возможности «Яндекс.Станции». Подключение к «Станции» новых устройств — событие ожидаемое, ведь интерфейс для smart-колонки «Яндекс» открыл незадолго до начала продаж устройства. Но вот скорость появления прототипов оказалась неожиданно высокой. Телевизор к девайсу, напомним, можно подключать штатными средствами, а буквально через пару дней после начала продаж девайса энтузиасты создали решение, позволяющее подключать к колонке еще одно знаковое устройство — smart-кофеварку. Теперь можно сказать «Алисе»: «Сделай мне эспрессо!» — и команда будет исполнена сопряженной кофеваркой. Можно также заказать «американо», или «двойной эспрессо» — такие варианты доступны уже сейчас. Очевидно, что командовать кофеваркой голосом удобней, чем идти к ней и нажимать на ее аппаратные кнопочки или доставать смартфон и «тапать» по кнопочкам виртуальным. Интересно, что это повторение известного элемента хай-тех-истории на новом техническом уровне: напомним, что первая в мире веб-камера была использована в 1991 году именно для удаленного наблюдения за кофеваркой, чтобы сотрудники Кембриджского университета могли, не вставая с рабочих мест, контролировать наличие/отсутствие свежего кофе в колбе и попусту не ходить из лаборатории к устройству на кухне.

Пока сопряжение «Станции» с кофеваркой — решение еще гиковское, для его доступности в промышленных масштабах должно пройти некоторое время. Однако легко видеть, что очень скоро будут созданы и получат внедрение элементы для взаимодействия через «голосового помощника» как с различными смарт-кофеварками, так и с другими домашними «умными устройствами»: стиральными машинами, кондиционерами, чайниками, мультиварками и т.д.

Интересно, что у ключевых вендоров подобное «конечное оборудование» в линейках присутствует уже некоторое время. Например, Глеб Мишин, директор российского представительства Candy-Hoover, отмечал, что модели со smart-начинкой присутствуют почти во всех линейках стиральных машин компании, как топовых, так и массовых. Антон Харин, вице-президент по продажам и маркетингу российского представительства Hisense, подчеркнул, что на российский рынок компания выходит с рядом моделей кондиционеров и стиральных машин, получивших wi-fi-модули и smart-возможности (подробнее об этом CRN/RE писал). Разумеется, аналогичные решения есть и у других компаний. До недавнего времени эти «умные функции» оставались востребованными лишь немногими пользователями, но теперь наличие «Алисы», радикально упрощающей взаимодействие, ситуация начнет играть новыми красками, причем произойдет это, как видно, совсем скоро и положительно повлияет на продажи smart-техники в ритейле.

Важно, что «голосовые ассистенты» позволяют проще взаимодействовать как с отдельными IoT-девайсами, так и с комплексными решениями «умных домов». «Умный дом» давно доступен по цене массовому пользователю — во всяком случае, в начальных конфигурациях — но оставались проблемы, связанные с управлением. Голосовое общение явно удобней всех доступных ранее интерфейсов — со смартфона, с пульта-«ленивчика», с сенсорной панели, через web-интерфейс и т.д. — что придаст сегменту «умных домов» новый импульс развития.

«Академия IoT»

IoT, разумеется, много шире сегмента smart-девайсов и «умных домов» /«умных зданий» — это промышленность, транспорт, сельское хозяйство, городская инфраструктура и т.д. Напомним, что принято считать IoT наряду с BigData, AI и коммуникационной инфраструктурой необходимыми элементами для «Индустрии 4.0». Однако, индустриальных решений, использующих IoT, представляют собой проекты с элементами системной интеграции, для создания которых нужны профильные специалисты, причем во все возрастающих количествах. Обучением специалистов в области IoT занимаются самые разные структуры, в которых участвуют структуры разных профилей — учебные и академические институты, интеграторы, вендоры и т.д. В прошлом году начала работу «Академия IoT», созданная Samsung.

Состоялся первый выпуск студентов из «Академии», которая в учебном году 2017/18 была доступна студентам двух московских вузов — МФТИ и МИРЭА. На первом семестре студентам в «Академии» читают теорию, а на втором они самостоятельно разрабатывают практически-значимые проекты. Тридцать один студент прошел обучение, по итогам которого представили десять проектов в двух номинациях: «Техническое совершенство» и «Бизнес и общество». Проекты оценивали по нескольким критериям (идея, техническая реализация и презентация), причем каждый из них был формализован и детализирован (например, параметрами оценки технической реализации были алгоритмическая сложность, архитектурная сложность, интерфейс и дизайн проекта). Как видно, хотя проекты были студенческими, оценивали их вполне по-взрослому. Лучшим в номинации «Техническое совершенство» стал проект «Администрирование системы умных сейфов» Владислава Молодцова (МФТИ), а во второй номинации — «Система симуляции погодных условий и времени суток», созданная Полиной Рожицкой (МИРЭА). Победителем в номинации «Выбор пользователей» был назван проект «Система мониторинга грузоперевозок» студент Александра Филатова (МИРЭА).

До конца текущего года к «Академии» присоединятся еще восемь учебных заведений, причем не только из столицы, но и из Петербурга, Казани и других городов. Заявки на участие в «Академии» прислали двадцать вузов, но Samsung, как основатель и локомотив данного проекта, предъявляет к участникам высокие требования, которым сейчас соответствует менее половины желающих учебных заведений. Как отметили преподаватели МИРЭА, интерес к теме IoT настолько высок, что с нового учебного года они открывают соответствующий спецкурс даже в колледже при данном вузе!

Проект Samsung кроме социальной направленности, очевидно, несет и вполне практически-значимую составляющую — вендор крайне заинтересована в квалифицированных кадрах, которые в последствии могли бы работать в исследовательских центрах компании. Например, защита студентов проходила на территории недавно открытого Центра искусственного интеллекта Samsung, команда которого должна заниматься фундаментальными разработками в данной области — как видно, инициатив у корейского вендора тут много. Однако вернемся к новостям сегмента IoT.

Новые игроки на рынке «Интернета вещей»

В сегмент IoT выходят не только вендоры, интеграторы и учебные заведения, но и структуры, которые там увидеть совсем неожиданно. Недавно стало известно, что крупнейший российский интернет-ритейлер «Озон» решил тоже заняться робототехникой и IoT-решениями, причем не в плане торговли (такие товары у него давно присутствуют в ассортименте), а как разработчик. Судя по всему, соответствующие решения «Озон» будет создавать как для собственных нужд, так и для массового рынка. Это может показаться странным, но только на первый взгляд. Amazon, также начинавший как интернет-ритейлер, давно и успешно продвигает самые разные цифровые сервисы, включая ставший наиболее популярным в мире «голосовой ассистент» Alexa, встроенный, в частности, в «умные колонки» Echo. Заметим, что Alexa встраивают в самые разные решения, начиная от холодильников (например, LG) до автомобилей (например, Ford). Согласно прогнозам Juniper, в США к 2022 году будут работать порядка 870 миллионов устройств со встроенными голосовыми помощниками! Конечно, это будут не только устройства с Amazon Alexa внутри, но и использующие в качестве платформы ее прямых конкурентов — Google Assistant, Microsoft Cortana, Samsung Bixby и т.д.

Однако перспективы появления локализованных для российского рынка «ассистентом» Alexa и Cortana пока совсем туманна, что дает дополнительные шансы для завоевания данного сегмента в локальных условиях как «Яндексу», так и «Озону». Конечно, в данный сегмент «Озон» выходит с заметным опозданием, но тут все развивается настолько бурно, что компания вполне может спустя пару сезонов оказаться одним из лидеров в русскоязычном сегменте.

Заметим, что говорить о драматичном опоздании «Озона» было бы неправильно — по некоторым данным, Samsung представит свою «умную колонку» со встроенным ассистентом Bixby в начале августа. До этого Bixby «жил» в топовых смартфонах компании, правда, абонентам на рынке РФ был недоступен по причине отсутствия поддержки русского языка.

Как видно, даже лето, которое принято считать «мертвым сезоном», для сегмента IoT оказывается весьма горячим. Вполне возможно, что уже осенью начнут появляться и стремительно входить в моду соответствующие товары, что повлияет на канал. Об этих новостях будем вам рассказывать по мере официальных объявлений и появления в продаже решений.

Источник: crn.ru

Версия для печати (без изображений)   Все новости