31 июля 2018 г.

Как сообщает пресс-служба Президента России, Владимир Путин подписал закон о регулировании агрегаторов товаров и услуг, который начнёт действовать с 1 января 2019 г. В июле данный законопроект приняли Госдума и Совет Федерации.

Законопроект устанавливает ответственность «владельцев агрегаторов информации о товарах и услугах» за недостоверную информацию об услуге, товаре или продавце. Ранее такого понятия в российском законодательства не было.

Согласно законопроекту, владельцем агрегатора считаются «...организация независимо от организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель, которые являются владельцами программы для электронных вычислительных машин и (или) владельцами сайта и (или) страницы сайта в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“ и которые предоставляют потребителю в отношении определённого товара (услуги) возможность одновременно ознакомиться с предложением продавца (исполнителя) о заключении договора купли-продажи товара (договора возмездного оказания услуг), заключить с продавцом (исполнителем) договор купли-продажи (договор возмездного оказания услуг), а также произвести предварительную оплату указанного товара (услуги) путём перевода денежных средств владельцу агрегатора в рамках применяемых форм безналичных расчётов в соответствии с правилами, установленными федеральными законами».

Чтобы площадка считалась агрегатором, она должна соответствовать всем трём критериям одновременно. Т.е. при подобном определении «агрегатора» такие маркетплейсы как AlliExpress или «Беру!» формально могут считаться агрегаторами, а вот Яндекс.Маркет, который не так давно отменил заказ на своей платформе — не может.

Согласно законопроекту, агрегаторы обязаны предоставлять покупателям полную информацию о себе, товаре, продавцах, исполнителях и производителях, в том числе названия компаний, адреса, режимы работы и ОГРН. В случае если агрегатор представил неполную или недостоверную информацию, он обязан возместить полученные из-за этого покупателем убытки.

При этом если агрегатор опубликовал полученную от продавца информацию в неизменном виде, он освобождается от ответственности за её возможную недостоверность. Она ложится на продавца, так как по закону он обязан предоставлять маркетплейсам корректные данные и уведомлять площадку в течение суток об их изменениях.

Если клиент не получил товар или услугу в установленный срок и отправил продавцу уведомление об отказе от покупки, он может потребовать возврат денег от агрегатора. Маркетплейс обязан вернуть средства в течение 10 дней. При этом площадка может не возвращать средства, если продавец передал ему подтверждение того, что покупатель получил товар. В таком случае агрегатор должен передать покупателю копию этого подтверждения. Если клиент не согласен с отказом, он может обратиться в суд.

Источник: crn.ru