9 августа 2018 г.

Анастасия Киселева

В последние два года на российском рынке источников бесперебойного питания наблюдался заметный подъем, связанный с улучшением макроэкономической ситуации. В увеличении спроса на корпоративные решения немалую роль сыграла подготовка к чемпионату мира по футболу. По данным ITResearch, в 2017 году российский рынок ИБП в денежном выражении вырос на 10,5% по сравнению с 2016 годом и достиг 323,2 млн долл. (1,3 млн. штук или +20,7% к показателям 2016 года). Сегодня мы попробуем определить драйверы роста, а также рассмотрим структуру спроса и поговорим о техническом прогрессе.

Конкуренция и оптимизация стоимости

Несмотря на сильное оживление, вернуться к докризисным показателям не удалось — в 2012 и 2013 годах рынок оценивался в 554,32 млн долл. и в 503,96 млн долл*. Тем не менее по сравнению с 267,9 млн долл. (1,04 млн. штук) в 2015 году результаты впечатляющие. Покупатели сейчас стараются сэкономить, поэтому в однофазном сегменте с 2016 года увеличился спрос на резервные ИБП и базовые линейно-интерактивные модели. В 2017 году эта тенденция сохранилась, их доля составила 86% от общего количества проданных устройств и около 26% или 84,7 млн долл. — в денежном выражении. Линейно-интерактивных устройств старших моделей было продано всего 7,3% от общего количества ИБП, но их стоимость оказалась достаточно весомой — 53,4 млн долл. или 16,5%.

Российские компании наперёд просчитывают капитальные и операционные расходы по проектам, пытаясь выбрать сбалансированные по соотношению цены и качества решения. Если раньше бал на рынке правили так называемые A-бренды, то сейчас их догоняют новые производители из Китая и Юго-Восточной Азии, России, Европы и даже из Турции. Спрос на качественные ИБП по привлекательной цене огромен, но и конкуренция очень высока. Бюджетным сегментом интересуются не только новые для России вендоры, лидеры рынка также меняют свои модельные линейки, включая в них антикризисные предложения.

В основном снижение цены идёт за счёт отказа от избыточной функциональности — экономить на качестве опасно. Пока эта тенденция только укрепляется: в прошлом году ведущие бренды предлагали среднебюджетные модели в сегменте однофазных ИБП, а сейчас они уже дошли и до относительно недорогих трёхфазных устройств. Такая политика привела к увеличению спроса на ИБП до 3 кВА, построенных по топологии двойного преобразования — разрыв в цене между двумя популярными технологиями сокращается и некоторые компании предпочитают более надежные решения вместо дешевых линейно-интерактивных. Если в 2016 году доля таких ИБП составляла 45,2 млн долл. (15,5%), то в 2017 году она выросла до 54,7 млн долл. или 16,9%.

Отложенный спрос и дата-центры

Требования к безопасности объектов критической информационной структуры растут. Модернизация инфраструктуры, все более активное развитие Интернета вещей, цифровизация экономики в целом и сферы государственных услуг в частности увеличивают потребность в вычислительных мощностях, что приводит к росту спроса на услуги ЦОДов (коммерческих и государственных). Кроме того, растут и требования к качеству электропитания, и персональные ИБП для компьютеров все чаще заменяют централизованными системами защиты — такие решения к тому же гораздо надежнее и удобнее в обслуживании. В России много дата-центров, построенных до 2008 года. Они нуждаются в серьёзной модернизации, а то и в полной перестройке инженерной инфраструктуры. Все это повышает спрос на мощные трёхфазные ИБП с двойным преобразованием энергии, особенно если учесть отложенные заказчиками в разгар кризиса проекты, которые сейчас запускаются заново — прежде всего это касается государственного сектора и топливно-энергетического комплекса. Вероятно, тренд сохранится в обозримом будущем — экономика нуждается в современных дата-центрах, строительство и модернизация которых обеспечит высокие объемы продаж трёхфазных продуктов. Огромную роль в сегменте мощных трёхфазных ИБП сыграла также подготовка крупных спортивных и инфраструктурных объектов к завершившемуся недавно чемпионату мира по футболу. Такие дорогостоящие решения, а также проекты для центров обработки данных и инженерной инфраструктуры других объектов сделали крупный вклад в объём продаж 2017 года — 140,5 млн долл. или около 40% против 116,5 млн долл. годом ранее.

Начинает ощущаться влияние и других факторов, которые будут формировать спрос в ближайшее время. Вступили в силу поправки к российскому законодательству, касающиеся обработки персональных данных, а операторам связи необходимо выполнить требования так называемого пакета Яровой.

Уменьшение габаритов и литий-ионные батареи

Перед отраслью постоянно стоит задача увеличения плотности мощности ИБП для оптимального использования помещений дата-центра. Серьезного прогресса в этом направлении добиться сложно — современные устройства уже весьма компактны — но работы все равно продолжаются. Гонка производителей теперь напоминает спорт высоких достижений, когда минимальная разница в показателях играет огромную роль. Если потребляемая мощность в ЦОДах считается мегаваттами, даже пара процентов разницы позволит сэкономить большие суммы. Это касается не только габаритов, но и энергоэффективности используемых решений — ИБП с КПД меньше 96% уже никто не покупает — а также их надёжности, потому что выход из строя системы бесперебойного электроснабжения может привести к огромным убыткам. Производители дублируют критичные узлы ИБП, внедряют возможность горячей замены где только можно и, конечно, выпускают отказоустойчивые модульные решения.

Цена таких решений снизилась, во многих случаях они способны конкурировать с моноблочными ИБП, позволяя заказчикам подобрать оптимальную конфигурацию и избежать переплат при наращивании мощности — это подстёгивает спрос. Кроме того, система на монолитных ИБП обычно имеет избыточный запас мощности в конфигурациях с резервированием и занимает большую площадь в центре обработки данных — в попытке добиться максимальной эффективности затрат эти факторы обязательно учитываются. Раньше модульные системы использовались только в среднем сегменте, т.е. в небольших дата-центах и серверных комнатах. Сейчас производители предлагают их и для крупных ЦОДов. Модульная архитектура упрощает обслуживание и снижает время простоя: в случае сбоя отказывает только небольшая часть системы бесперебойного электроснабжения, заменить которую заказчик способен своими силами.

Последняя интересная тенденция — переход на литий-ионные батареи. Для систем бесперебойного питания многие вендоры создают специализированные решения, которые в корне отличаются от использующихся в смартфонах, планшетах и ноутбуках. Другая архитектура ячеек, совершенно иные технологии и продвинутые системы мониторинга — новые батареи занимают гораздо меньшую площадь и имеют намного меньшую массу по сравнению с традиционными свинцово-кислотными. Помимо уменьшения плотности мощности ИБП, литий-ионные батареи снижают операционные издержки за счёт более длительного срока службы. Пожалуй, это одно из основных направлений технического развития отрасли на ближайшие годы — первые предложения появились на рынке недавно, а сейчас они есть у всех заметных вендоров, и в основном это трехфазные продукты для центров обработки данных.

Решения вместо коробок

Напоследок стоит отметить увеличившийся спрос на услуги и комплексные решения. Заказчикам нужны уже не просто коробки или услуги по пусконаладке. Для увеличения энергоэффективности им требуются комплексные аппаратно-программные решения, способные управлять всей инженерной инфраструктурой объекта. Большим спросом пользуются услуги по аудиту и консалтингу, когда вендор предлагает клиенту не только железо и программные продукты, но и свою экспертизу для модернизации существующей инфраструктуры или создания новой. Эта тенденция в ближайшие годы будет развиваться: будущее за комплексными умными решениями и, разумеется, за более совершенными и более энергоэффективными технологиями. Создать такие предложения и сделать их цену привлекательной в непростых экономических условиях — вот задача для производителя, если он хочет удержаться на медленно растущем рынке. Раздутых ИТ-бюджетов в обозримом будущем мы уже не увидим.

* Здесь и далее использованы данные аналитической компании ITResearch.

Источник: Анастасия Киселёва, директор по маркетингу Delta Electronics