7 сентября 2018 г.

Робот Маруся

Роботы-кассиры, а по совместительству ещё и промоутеры наконец-то переместились из фантастических романов и фильмов в реальность. Теперь в одном из московских мегамоллов трудится антропоморфный робот по имени Маруся, приобретённый сетью ресторанов «Теремок».

По оценке Cornerstone Capital Group, в развитых странах мира в ближайшие десять лет роботы готовы будут заместить людей примерно на 40% имеющихся ныне рабочих мест. Профессии кассира роботизация угрожает едва ли не сильнее, чем прочим: в конце концов, автономные кассы самообслуживания в супермаркетах встречаются даже в России далеко не первый год.

Роботов встраивали в налаженные схемы работы розничных торговых точек, особенно предприятий питания, и прежде. К примеру, несколько ресторанов в китайском Гуанчжоу ещё два года назад экспериментировали с роботами-официантами — правда, не слишком удачно. В американских же заведениях сети Pizza Hut можно встретить известного японского андроида Pepper. Но тот не столько помогает посетителю выбирать блюда, сколько принимает и ретранслирует на кухню заказ, который гость скомпоновал сам, используя собственный смартфон и фирменное приложение пиццерии.

Обязанности робота-кассира отлично исполняют терминалы самообслуживания с крупноформатными интерактивными дисплеями, — они сегодня установлены практически во всех ресторанах быстрого питания. Маруся, которая 6-го сентября в первый раз заступила на смену в московском ТЦ «Коламбус», на первый взгляд представляет собой ровно такой же терминал, только слегка антропоморфизированный, оснащённый голосовым интерфейсом и самоходный.

Зачем же нужна эта недешёвая, обошедшаяся как минимум в несколько миллионов рублей, игрушка? Ответ даёт основатель и управляющий сети «Теремок» Михаил Гончаров: «Это важный эксперимент как для российского рынка общественного питания, так и для мировой индустрии робототехники. Роботы уже широко используются на промышленных предприятиях, вторая волна роботизации затронет сферу обслуживания, ритейл и ресторанный бизнес, и для нас важно оказаться в авангарде, получив дополнительные конкурентные преимущества».

Принципиальное отличие самоходного робота от стационарного киоска заключается как раз в мобильности и развитой интерактивности. Марусю планируют размещать в торговом центре не у стойки «Теремка», даже не на фуд-корте, а прямо у главного входа, сразу за входными дверями.

Таким образом робот будет одновременно выполнять обязанности кассира и промоутера. Человек заинтересуется, подойдёт поближе, сделает заказ, ориентируясь на голосовые подсказки, оплатит его картой или смартфоном с NFC через встроенный терминал, а потом задаст время отсрочки — скажем, на полчаса или на сорок пять минут. И спокойно пойдёт по намеченным магазинам за покупками, зная, что через указанное время в «Теремке» его будет дожидаться свежеприготовленное предварительно заказанное блюдо.

В том, что посетители ТЦ будут проявлять интерес к Марусе, сомневаться не приходится. На посвящённой старту проекта пресс-конференции Михаил Гончаров рассказал, что изначально «Теремок» допускал возможность сопровождения роботом сделавших заказ покупателей к стойке. Но, во-первых, дело это довольно долгое, — агрегат движется неторопливо из соображений безопасности, плюс к тому в торговом центре встречаются непреодолимые для него эскалаторы.

А во вторых, когда вариант с эскортом отрабатывали в реальном ТЦ, по пути Маруся постепенно собирала целую толпу, — в особенности детей, которые даже висли на её механических руках и едва ли не кидались под колёса. Так что незачем сомневаться в оглушительной маркетинговой эффективности подобных робокассиров-промоутеров — по крайней мере, на первых порах, пока они ещё будут в диковинку для массового посетителя торговых центров.

Специально для «Теремка» Марусю разработала российская компания «Альфа Роботикс» на базе одного из своих самодвижущихся роботов KIKI 315. Встроенный облачный сервис голосового помощника позволяет роботу общаться с людьми на довольно разнообразные темы, параллельно обучаясь и развивая свои (точнее, компьютерной нейросети, с которой он связан через Интернет) коммуникативные способности.

«Теремок» — крупная сеть с более чем тремя сотнями торговых точек в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре, с ежегодным числом посетителей до 30 млн и оборотом 8,3 млрд руб. за 2017 г. Если эксперимент с Марусей удастся, вполне вероятно, что «Альфа Роботикс» получит немало заказов на покупку и аренду своих торгово-рекламных роботов.

В борьбе за рост продаж ритейлеры из самых разных областей, включая и ИТ, уж точно не постесняются рекрутировать андроидов, пусть даже и со столь ограниченной функциональностью. Тем более. что прогресс в области робототехники и искусственного интеллекта вполне ощутим, — и уже года через три роботы, доступные ритейлу, наверняка окажутся не чета нынешним.

Источник: Максим Белоус, crn.ru