27 сентября 2018 г.

На фото слева направо: Руслан Гурджиян, Лев Хасис, Сергей Эмдин

«Сбербанк» объявил о запуске мобильного оператора под новым брендом «СберМобайл». Группа развивается в полном соответствии с мировыми тенденциями, согласно которым компании выходят за границы своих традиционных отраслей. Телеком компании развивают финансовые сервисы уже давно, банковские компании тоже не хотят отставать. В прошлом году о запуске виртуального мобильного оператора объявил «Тинькофф банк». Глава банка Олег Тиньков заявил тогда, что «конвергенция мобильной связи и банковских сервисов уже наступила». «Тинькофф Мобайл», как и «СберМобайл», работает на базе Tele2.

Однако обо всем по порядку. В 2016 году «Сбербанк» объявил о развитии телеком направления внутри компании. Компания «Сбербанк-Телеком» была зарегистрирована в марте 2016 г., в августе получила лицензию Роскомнадзора на услуги подвижной радиотелефонной связи в роли виртуального оператора (MVNO). В октябре 2016 «Сбербанк-Телеком» с подписал договор о создании виртуального оператора связи (mobile virtual network operator, MVNO) с компанией Tele2 («Т2 Мобайл»). В марте 2017 года в Санкт-Петербурге и Ленинградской области стартовал пилотный проект мобильного виртуального оператора «Сбербанка» под названием «Поговорим». В феврале 2018 года тестирование «Поговорим» было запущено в Москве. Несмотря на то, что цели пилотного проекта не предполагали рост абонентской базы, только за первую неделю «Поговорим» в Москве набрал свыше 10 тысяч абонентов.

По словам первого заместителя председателя правления Сбербанка Льва Хасиса, такой продолжительный пилотный проект был нужен, чтобы проверить, насколько клиенты готовы воспринимать банк в качестве мобильного оператора. И, конечно, максимально протестировать получившийся продукт, добиться хорошего и надежного качества связи.

Бренд «СберМобайл» полностью заменит «Поговорим», хотя его поддержка будет, по словам генерального директора «Сбербанк-Телеком» Руслана Гурджияна, осуществляться «до последнего клиента». Лев Хасис рассказал, что «Поговорим» изначально планировался как бренд для тестового проекта, ориентированный прежде всего на голосовую связь. «СберМобайл» — полноценный виртуальный оператор, который наряду с GSM использует и Wi-Fi. Тем более что проект ориентирован не только на частных клиентов, но и на клиентов корпоративных. К тому же «Сбер» — в России известный бренд, который не нуждается в дополнительной раскрутке.

Пока услуги «СберМобайла» доступны в четырех субъектах РФ — Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областей. Еще в 13 областях центральной России услуги оператора станут доступны до конца 2018 года. Руслан Гуржиян рассказал, что «СберМобайл» предлагает абонентам возможность самостоятельно настроить тариф под свои требования, выбрав необходимый объем мобильного интернета, безлимитных мобильных приложений и минут разговора. Стоимость минимального пакета услуг на момент запуска составит 200 рублей за 150 минут разговора, 3 ГБ интернета и 50 СМС. При этом клиенты могут снизить стоимость услуг связи до нуля при использовании других банковских и небанковских сервисов экосистемы «Сбербанка». В частности оплата услуг связи будет возможна бонусами программы лояльности «Сбербанка» СПАСИБО.

Абоненты «СберМобайла» также смогут накапливать бонусы СПАСИБО по повышенной ставке (до 30 %) при пополнении баланса через мобильное приложение «СберМобайл». Приложение доступно для скачивания в AppStore и GooglePlay. Получить сим-карту и подключиться к сотовому оператору можно как в любом отделении Сбербанка в соответствующих регионах, так и через приложение на сайте sbermobile.ru.

«Мы постарались сделать комплексный продукт, который легко купить в любом отделении и просто обслуживать в цифровых дистанционных каналах, — подчеркнул Руслан Гурджиян.- Мы протестировали несколько бизнес-моделей и остановились на гибком тарифном конструкторе, а набор опций безлимитного доступа к контенту (мессенджеры, музыка, видео, социальные сети) позволит его сделать подходящим для каждого. Чтобы это предложение для активных клиентов „Сбербанка“ стало лучшим в отрасли, мы бесшовно интегрировались с мобильным приложением „Сбербанк Онлайн“, где отображаются баланс и остатки пакетов трафика, начисляем повышенные бонусы СПАСИБО за услуги связи и реализовали возможность оплаты ими в один клик. Имеющиеся у нас технологии позволяют органично использовать как GSM, так Wi-Fi-сети, причем как из мобильного приложения „СберМобайл“, так и из обычного меню звонков смартфонов ведущих производителей. Это позволит нашим абонентам не терять входящие и совершать звонки по всему миру на любые номера по домашним тарифам в HD-качестве. Сделать это можно не только в зоне доверенного Wi-Fi, но и в партнерских сетях, которых сейчас уже более 3 тыc. точек в Москве и Санкт-Петербурге».

Лев Хасис подчеркнул, что создание мобильного оператора стало важным этапом построения экосистемы «Сбербанка». В дальнейшем предполагается выпустить на рынок ряд пакетных продуктов как для физических лиц, так и для компаний, которые будут включать в себя как банковские продукты, так и привязанные к ним телекоммуникационные продукты. Возможно, они появятся на рынке уже в этом году. Пока доля небанковских продуктов в выручке «Сбербанка» не превышает 2-3%. Однако в планах группы компаний — существенно увеличить эту долю. «Мы должны придумать такие продуктовые композиции, которые будут максимально подходить друг другу, например, как каша и масло», — рассказывает Лев Хасис.

Руководство «Сбербанка» уверено: речь идет о синергетическом эффекте. Развитию «СберМобайл» будут помогать «Сбербанк» и те услуги, которые он оказывает. С другой стороны, и «СберМобайл» может стать первой ступенькой для перехода клиента от оператора к клиенту банка. Такая стратегия полностью укладывается в политику компании, которая собирается и дальше расширять присутствие в различных отраслях. Так, на прошлой неделе «Сбербанк» объявил о создании нового блока «Сеть продаж» путем объединения блока «Территориальное развитие» с подразделением «Всегда рядом», которое функционировало в розничном бизнесе.

«Одним из идеологических оснований, чтобы это сделать, было то, что значительная часть наших клиентов начинает получать весь необходимый набор банковских сервисов без посещения отделений. Наша цель в том, чтобы как можно больше сервисов люди могли получить в своем мобильном устройстве», — рассказал Лев Хасис. В «Сбербанке» рассчитывает, что деятельность нового блока приведет к тому, что количество клиентов, посещающих отделения, будет только снижаться. «Сеть продаж» будет фокусироваться на продажах банковских продуктов в отделениях, SIM-картах и страховых продуктов, однако Лев Хасис не исключает, что ассортимент будет расширяться.

На сегодняшний момент главная задача мобильного оператора — обеспечение роста клиентской базы. «Сбербанк» собирается продолжать инвестировать в это направление. По словам Руслана Гурджияна, если в течение двух-трех лет клиентами «СберМобайл» станут несколько миллионов, проект можно будет считать «умеренно успешным». При этом на самоокупаемость проект может выйти гораздо быстрее, чем через восемь лет. Главным образом, за счет «беспрецедентных скидок на оборудование», которые оператор получил, являясь частью «Сбербанка».

Представители «Сбербанк-Телекома» утверждают — они не стремятся «обрушить» рынок, а лишь хотят принести на него «новое качество». Лев Хасис рассказал, что операторы «большой тройки» сначала отнеслись к проекту «Сбербанка» насторожено, однако сейчас некоторые из них начинают пересматривать свою позицию. Не исключено, что в будущем «СберМобайл» начнет сотрудничество с одним, а может быть и с двумя из них. Пока же единственным партнером виртуального оператора «Сбербанк-Телекома» является оператор Теле 2 — быстрорастущая компания, которая в отличие от крупных конкурентов придерживается «нападающей», а не «защищающей» стратегии на рынке.

Для Теле 2, по словам генерального директора компании Сергея Эмдина, сотрудничество проект со «СберМобайл» является максимально интересным, так как компания специализируется на подключении MVNO «на поток». Два года назад Теле 2 отказался от роли голосового дискаунтера, теперь основной прирост компании происходит за счет активных пользователей мобильного интернета.

«Tele2 — сильный партнер для компаний, которые хотят запустить MVNO, мы опережаем других игроков рынка по индексу NPS и другим важным маркетинговым показателям, — уверяет Сергей Эмдин. — Высокое качество наших услуг подтверждают в том числе исследования Роскомназдора. Благодаря собственной MVNE-платформе Tele2 фактически стала „фабрикой“ MVNO в России и является лидером по количеству запущенных виртуальных операторов. На сегодняшний день более 15 MVNO работает на сети Tele2».

По словам Руслана Гурджияна, «СберМобайл» планирует экспериментировать — создавать много различных адресных тарифов (молодежный, для военнослужащих, для «гостей», а потом выбирать наиболее жизнеспособные из них. Главными точками роста, на его взгляд сегодня являются Интернет вещей и сегмент М2М.

По оценкам некоторых экспертов число потенциальных абонентов нового сервиса «Сбербанка» может достигнуть 2-3 млн человек.

Источник: Наталья Басина, crn.ru